Оказывается, есть Золотое кольцо и на юге. Оно называется “Золотое кольцо Ферганской долины”.
Во всяком случае так мне объяснили на работе, когда предложили купить путёвку в счёт зарплаты.
Забегая вперёд скажу, ни разу не пожалел о том, что съездил.
Тур объединял достопримечательности Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Я побывал в Чимкенте, Ташкенте, Туркестане и Самарканде. Можете себе представить, моя нога ступала по величественной площади Регистан. Программа была насыщенная, так как за небольшой срок мы увидели исторические места и совершили пешие походы в горы. В горных походах нам давали проводника из местных. Он шёл впереди, периодически картинно устраиваясь на каком-нибудь возвышенном месте, откуда ему был виден наш строй и ждал, пока мы с ним поравняемся. Потом спускался и опять маячил впереди, ловкий, как рысь и недосягаемый, как ирбис. Мы не могли обсудить с ним назревший вопрос о хоть небольшой передышке, так как он в прямом смысле слова всегда был “на высоте”.
Наша группа состояла из мужчин и женщин, молодых и зрелых, высоких и приземистых, полноватых и худощавых. Но объединяло нас одно, и объединяло очень прочно: мы все были городские жители. Растительность, окружавшая нас в походе, иногда напоминала какие-то картинки из ботаники, но подписей под картинками не было. Одна женщина вмиг выросла в наших глазах, когда, ткнув пальцем на вызывающие жёлтые заросли, сказала: “Это пижма.”. Многие слышали, что она лечебная. Кто-то даже украдкой откусил и сжевал пару лепестков. Проводник мог что-нибудь знать, но он восседал на камушке и поглядывал на нас сверху вниз, как на муравьёв.
Мы перешли вброд через весёлую горную речушку и выплёскивали воду из наших кед. Если кто был в шлёпанцах, то его порицали за неподходящую обувь, а теперь эти чудики упивались своим высокомерием и победой в вопросах экипировки. Вокруг росли какие-то деревья с симпатичными плодами. Вроде абрикосов, только зелёные. Когда первый отведавший не умер, мы тоже стали срывать и есть. Они были невкусные. Но их было так много! Это были удивительно плодовитые деревья. Позже, поравнявшись с нашим проводником, мы спросили о них. Он сказал, это грецкие орехи. Странно, абсолютно не похожи. Мы спросили, а их можно есть? Он сказал, нет. Очень вовремя. Каждый прислушался к своему внутреннему миру, напичканному этими ядовитыми зелёными плодами. Какая-то дама с укором спросила проводника, почему же вы смотрели, как мы едим и ничего не сказали. Но голос был слаб и не достиг высокородного уха.
В другой раз под ноги стали попадаться интересные камушки, и проводник на наш вопрос сказал, что это драгоценные, здесь была заброшенная шахта. Жест рукой в сторону какого-то грота. Господи, сколько кусков этой руды мы запихали в наши рюкзаки и карманы! На привале я присмотрелся к лицу проводника. Не показалось ли мне, что его выражение выдавало плохо скрываемую насмешку?
На обратном пути наш проводник остановил нас на возвышении, с которого был виден наш лагерь. Почему? Да просто стойте, где стоите - говорил его вид. Вскоре нам представилось удивительное зрелище. В лагерь из-за деревьев вышла группа туристов. Оснащены намного лучше, чем мы. Может, профессионалы. Даже издалека было видно, что они устали и счастливы оказаться на обитаемой полянке. Как вдруг им навстречу выбежали сами обитатели с вёдрами, банками, бутылками и начали обливать несчастных водой! На поляне разыгралась сцена почище гладиаторских боёв. Шум, беготня, крики. Сверкали брызги воды и слышался смех. Мы вопросительно посмотрели на нашего проводника. Он повёл нашу группу вниз к лагерю, мы зашли с другой стороны и разбежались по палаткам.
После я узнал, что у настоящих туристов есть свои обычаи и ритуалы, один из них мы и видели. Нам, во всяком случае, ничего такого не угрожало.
А камни мы выкинули. Ну, парочку, может, кто-то оставил…
|