Произведение «ПИКНИК»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Без раздела
Автор:
Читатели: 517 +1
Дата:

ПИКНИК

                                                                                                                                       Владимир Макаров-Чалдон


                                                                                    ПИКНИК

                                                                                                                                               «Время-лишь тень мира
                                                                                                                                               на фоне Вечности»
                                                                                                                                                   Джером К Джером

Приближался летний полдень. Под голубым небесным шатром было тепло. Тепло, в котором человеку комфортно и которое к трем часам дня сменится пеклом. Метрах в пятидесяти от уреза воды Енисея, на полянке среди небольшой рощицы расположилась компания людей. Около будущего костра суетился громадный бородатый мужик. Это 6ыл Валентин Морковин. Никто быстрее его при любой погоде не умел разжечь костер. В молодости он, влюбившись в цыганку, три года бродил с табором  по стране. Научился играть на баяне и в совершенстве овладел искусством управления костром и приготовления пищи на нем.  Вокруг расположились остальные: председатель колхоза Берчак из ближнего села Ермолаево, он и привез с собой Морковина, два партийных работника, главный врач больницы Даурского района и два офицера госбезопасности. Из разговора партийных работников можно было определить, что один из них работал в краевом комитете, а другой в районном. Среди редких деревьев стояли три легких ходка и паслись стреноженные лошади. Все присутствующие время от времени с интересом смотрели на реку. Недалеко от берега плавала лодка. В ней находилось трое мужчин. Один из них был старшим. Спутники уважительно обращались к нему по имени, отчеству - Аверкий Борисович. Это был первый секретарь краевого комитета ВКП(б). В этот воскресный день он решил отдохнуть от круглосуточного мельтешения людей, дел, по которым только он должен был принимать решения. Усталость навалилась так тяжело, что казалось, больше не выдержат сердце и голова. И он под предлогом ознакомления с обстановкой на месте, что требовал от партработников Хозяин, рванул в Даурский район. Зная, что Хозяин не начинает рабочий день ранее двенадцати часов дня и, учитывая четыре часа разницы во времени с Москвой, он решил первую половину воскресного дня провести на природе. Вместе с ним в лодке находились первый секретарь районного комитета партии Бородовицин и статный, голубоглазый лейтенант, начальник районного отдела госбезопасности Александр Логинов. Логинов брал из кучи на дне лодки бутылку с аммоналом, неплотно закрытую пробкой из газеты, и опускал ее в воду. Налегая на весла, отводил лодку метров на двадцать в сторону. Следовал взрыв, оглушенная рыба всплывала брюхом вверх. Подплыв, рыбаки сачками собирали ее. Бородовицин очень редко опускал свой сачок в воду. Он угодливо подсказывал секретарю крайкома: «Аверкий Борисович, вон крупная, левее еще!» И казалось, искренне радовался, что секретарю крайкома удалось вытащить из воды крупную рыбину. После пяти взрывов с лодки передали на берег пойманную рыбу и Морковин начал священнодействовать у костра. Минут через тридцать уха была готова. Берчак привез огурцы и пятилитровый бидон медовухи-браги, настоянной на меду, офицеры - американскую тушенку и несколько бутылок водки, закрытых пробками, залитыми сургучом.
Рыбаки высадились на берег, и началась трапеза с тостами. Первый тост за дорогого вождя товарища Сталина. Второй за нашу Победу.
- Аверкий Борисович, у нашего Саши Логинова отличный голос. Не хотите ли послушать? - спросил Бородовицин.
- Давайте послушаем, - ответил секретарь крайкома.
-Валентин подыграй, - попросил Морковина Александр. У Александра был приятный лиричный тенор. Он легко брал высокие ноты. В какой-то момент слушателям стало зябко. Казалось, в летний день началась снежная пурга, и лейтенант уже был не лейтенант, а удалой ямщик, влюбленный в красную девицу. Щемящее чувство тоски охватило слушателей. Песня окончилась. Растроганные слушатели сидели молча.
- За Ваш талант, - поднял бокал Аверкий Борисович. Окончив обед, Аверкий Борисович решил еще порыбачить. В лодку сели те же рыбаки. Бородовицин был изрядно пьян. И если бы при посадке ему не помог Логинов, он самостоятельно никогда не попал бы в лодку. После трех взрывов в ней осталась одна бутылка. Разомлевший Аверкий Борисович попросил:
-Саша, спойте еще! Логинов кивнул и на минуту закрыл глаза. Открыв глаза, он начал:
- Темная ночь, только пули свистят по степи. Пьяный Бородовицин взял бутылку с аммоналом и опустил ее за борт. Логинов этого не заметил. Аверкий Борисович видел, но увлеченный песней, не обратил внимания.
- Только ветер гудит в проводах, - пел Александр песню, которая недавно прозвучала в кинофильме «Два бойца». Песня, которая выражала чувства каждого участника великой битвы, которую вела страна. И поэтому мгновенно она стала популярной.
- Тускло звезды мерцают. И в этот момент раздался взрыв. Лодка взлетела и опустилась на воду килем вверх, накрыв собою рыбаков. Через мгновение на поверхности оказались две головы - Аверкия Борисовича, который чувствовал себя в воде свободно, и захлебывающего Логинова. Поняв, что лейтенант не умеет плавать, он крикнул:
- Саша плывите на берег! Убедившись, что его приказание исполняется и, не видя Бородовицина, он нырнул. С берега в воду кинулись офицеры и Морковин. Один из офицеров стал помогать лейтенанту добраться до берега. Другой и Морковин поплыли к Аверкию Борисовичу. Тот нырнув в третий раз, вынырнул на поверхность, таща за собой Бородовицина. Подплывшие офицер и Морковин отбуксировали Бородовицина на берег. Следом вышел из воды Аверкий Борисович. К Бородовицину бросился врач и стал ему делать искусственное дыхание. Через мгновение изо рта и ноздрей Бородовицина хлынула вода. Раздевшись, Морковин поплыл за лодкой. Минут через пятнадцать Бородовицин полностью пришел в сознание. Самое интересное: он был совершенно трезв, как будто не пил ничего крепче воды.
Мокрый и злой Аверкий Борисович начал его «воспитывать». Громким начальственным голосом он говорил:
- Не умеешь пить водку, пей воду! Что было со мной, если бы ты утонул?» При этом он матерно выразился так витиевато, что Морковин, толкнув Берчака, восхищенно шепнул тому:
- Во дает секретарь! Музыка, а не мат! Окончив разнос подчиненного, Аверкий Борисович спросил присутствующих:
- Что же теперь делать? Как и где сушиться? Берчак предложил поехать к нему. До села километра три, три с половиной. Быстро запрягли лошадей. Рассевшись по ходкам, поехали  село.
Шел июль 1943 года. В этот час под Курском умирали десятки тысяч солдат и офицеров. Смерть на фронте трудилась без выходных.
                                                       г. Электрогорск, июль 2007 года
Реклама
Реклама