Проблема отношения королевской власти к коммунальному движению далеко выходит за рамки изучения истории германского средневековья. Решение данной проблемы способно пролить свет не только на судьбы средневековой Германии, но и на всё последующее развитие этой великой европейской страны и объяснить глубинные корни его своеобразия.
Традиционный взгляд на данный вопрос состоит в том, что в Германии, в отличие от других стран Западной Европы, где горожане стали важным элементом усиления феодальной монархии и государственной централизации, не сложился союз городов и королевской власти. При этом, начиная с середины XIX века, со времён знаменитого немецкого историка прусской школы Генриха фон Зибеля, принято считать, что главной причиной этого была итальянская политика германских императоров, заставившая их отвернуться от насущных проблем городов. Всё дело в том, что помощь городам потребовала бы от них ущемление прав территориальных князей, которые являлись предводителями рыцарских ополчений – главной ударной силой императоров в борьбе за Италию.
Задача данного доклада – ещё раз вернуться к этому вопросу, поскольку ответ на него видится более сложным.
Прежде всего, следует обратить внимание на тот факт, что определённые шаги на пути к установлению союза городов и королевской власти всё же были сделаны, причём довольно рано, даже раньше, чем в соседней Франции. Приведём несколько примеров. В 1073 году, когда король Генрих IV находился в весьма стеснённом положении в связи с восстанием в Саксонии и общей оппозицией феодальной знати, горожане Вормса изгнали своего епископа, который был враждебно настроен к королю, и предложили Генриху IV военную и финансовую помощь. Король вознаградил за это город пошлинными привилегиями. На стороне Генриха IV в его столкновениях с папой Григорием VII и князьями не раз выступали горожане Кёльна, Майнца, Вюрцбурга, Зальцбурга и некоторых других городов. В 1074 году в Кёльне вспыхнуло восстание против архиепископа Ганнона II и, по словам хрониста Ламберта Герсфельдского, «600 богатейших купцов бежали из города и отправились к королю, чтобы умолять его о вмешательстве против свирепости архиепископа»[1]. Но горожане не дождались помощи короля, а архиепископ занял город и устроил дикую расправу над зачинщиками восстания: «Сын вышеупомянутого купца, который первым поднял народ на выступление, и немногие другие были лишены зрения, некоторые высечены розгами и пострижены, и все вместе наказаны тяжелейшими штрафами и вынуждены дать клятву в том, что в последующем, насколько смогут, и словом, и делом будут защищать город для архиепископа против насилия всех людей, а тех, которые бежали из города, если только они не дадут архиепископу достойного удовлетворения, всегда будут считать злейшими врагами»[1]. В 1105 году горожане Майнца активно выступили в поддержку Генриха IV и изгнали из города архиепископа и других противников короля. Они обратились к Генриху IV за помощью против войск архиепископа, блокировавших город. В письме к королю горожане писали: «нам угрожают со всех сторон враги, которые являются и твоими врагами… Боимся, что не сможем долго устоять против такой силы княжеских войск, если не получим твоей помощи. Не оставляй нас в смертельной опасности, спеши на помощь своим верным подданным»[2; С. 68].
Но всё-таки этот союз оказался недостаточно прочным и недолговечным. Помимо итальянской политики, роль которой трудно переоценить, при этом действовали также и другие факторы.
Первым из них, по-моему мнению, является географическое положение Священной Римской империи. Во-первых, Германия занимала обширную территорию и, в отличие от других стран Западной Европы, не имела чётких границ. Во-вторых, в Германии отсутствовала единая речная система. В-третьих, в Германии не было единого торгового центра. Северогерманские города в XIII веке объединились в Ганзейский союз, центр которого находился в Любеке. В южной Германии роль важнейшего торгового центра играл Регенсбург в Баварии. На основе этих фактов можно сделать вывод, что сами германские города были в меньшей степени заинтересованы в едином государстве, в отличие от английских или французских городов.
Вторая причина состоит в своеобразии развития востока и запада Германии. Территории, входящие в состав Священной Римской империи в Средние века, резко отличались друг от друга по составу населения и уровню социально-экономического развития. В то время как запад был густо заселён, восток активно колонизировался. Короли периодически вмешивались в дела городов, которые находились в прирейнской области, ища в лице горожан союзников в борьбе против князей. Они давали городам различные привилегии, о чём свидетельствуют городские хартии. Например, в начале привилегии города Вормса, данной Генрихом V в 1114 году, написано, что король берёт под защиту браки крепостных горожан, запрещает посмертный побор и улучшает положение сборщиков пошлины с кораблей»[3; С. 35]. На западе Германии города возникали в результате естественного исторического процесса, а на востоке с середины XII века сами сеньоры строили города в своих владениях. Чтобы привлечь людей, феодалы обещали «своим» горожанам те права и привилегии, за которые в старых епископских городах приходилось бороться. В качестве примера можно привести Лейпциг. В 1165 году Оттон II Богатый, маркграф Мейсена, дал Лейпцигу городские права и рыночные привилегии. Как правило, князья сами приглашали колонистов на свои земли, предлагая им выбрать правовой статус вновь образуемой общины по образу и подобию того или иного западногерманского города (Кёльна, Зёста и т. п.).
В землях к востоку от Эльбы, завоевание которых происходило без участия императоров, между городской колонизацией и княжеской властью была особенно сильна. Не случайно именно здесь сложились наиболее цельные, систематизированные и гибкие своды городского права, нашедшие распространение далеко за пределами земель империи, – в Польше, Великом княжестве Литовском, Венгрии, Скандинавии. Для торговых городов Балтики это было Любекское право. Для континентальных областей Восточной Германии, Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, включая восточнославянские Великого княжества Литовского – Магдебургское право.
Третья причина – статус германского императора. Начиная с Оттона I, германские короли носили титул римского императора и считали себя наместником Христа на земле, полагая, что помазание на царство даёт государю, помимо прочего, благодать священства. Rex et sacerdos (лат.: король и священнослужитель) – формула, которая отражала представление о двояком – светском и религиозном – характере власти императора. Это коренным образом отличало Германию от других стран Западной Европы. Правителям Германии было трудно отказаться от доставшегося им по наследству титул римских императоров. Ведь этот титул имел в глазах средневекового человека особое смысловое наполнение. Римская империя, с точки зрения средневековых представлений о всемирной истории, являлась последним из земных государств, а её правитель – римский император – высшим из земных владык. Поэтому итальянскую политику германских императоров нельзя считать проявлением их непомерного честолюбия. Она была следствием их объективного положения как заложников своего особого, передаваемого по наследству статуса. Этим объясняется зависимость германских королей от феодалов. Как пишет Н. Ф. Колесницкий, «без прямой помощи феодалов король не мог осуществлять своих завоевательных походов, проводить императорскую политику в Италии»[2; С. 67] и доказать своё право на императорскую корону. Притом каждый германский король вёл себя по-разному в отношениях с городами. Одни давали городам привилегии и искали их поддержки, а другие действовали в интересах городских сеньоров.
Подводя итоги, следует сказать, что вопрос о причинах неуспеха союза городов и королевской власти в средневековой Германии не так прост, как кажется на первый взгляд. В отличие от Франции и Англии, где он приобрёл свои классические формы, в имперских землях на пути к его укреплению вставало несколько препятствий объективного характера, что и сыграло, на наш взгляд, решающую роль в судьбах взаимоотношений городов и императорской власти в средневековой Германии.
Список использованных источников и литературы:
1. Ламберт Герсфельдский. Анналы // http://www.vostlit.info/Texts/rus/Lampert/frametext4.htm (13. 04. 2012 года; 23:21)
2. Н. Ф. Колесницкий «Священная Римская империя»: притязания и действительность. М., 1977. С. 68.
3. Средневековое городское право XII – XIII веков. / Сост. Т. М. Негуляева. Саратов, 1989. С. 35.
| Помогли сайту Реклама Праздники |