Произведение «Мысли вслух. Справедливость» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Без раздела
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 741 +1
Дата:
Предисловие:
название

Мысли вслух. Справедливость

Справедливость. Как много смысла вложено в это слово. Надежда и отчаяние, ликование и уныние, гордость и обвинения и еще тысячи чувств испытываем мы, произнося это слово. Взывая к справедливости, каждый из нас имеет в виду, прежде всего, свое отношение к сути проблемы. Так что? Справедливость это, читаем в словаре:
"Справедливость— понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса.
Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость."

Вспоминается дискуссия на ОТВЕТАХ.РУ.
Некий Влад, спрашивает :
-Путин говорит: -Цена на жилье должна быть справедливой! А что еще должно быть справедливым?
Ему отвечает Лена Турбина:
-Перлов Путин выдал на гора целую кучу, а вот сделать жизнь в стране хотя бы сносной -слабо!
"Овечка Долли" считает, что:
-В теории справедливым должно быть ВСЁ!.
И справедливыми должны быть ВСЕ.
А на практике хорошо бы оказаться в середине шкалы.
И дай Бог, чтобы не победило то, что с точностью до наоборот
А Александр Шагаров утверждает, что:
-Если он (Путин) говорит, что цена "должна быть" справедливой - значит сейчас она не справедливая? А куда же он смотрел, когда был президентом, куда он смотрит будучи премьером? :) Получается, что если цена не справедливая, значит он плохой премьер? почему он тогда не уйдет в отставку? По-моему, в первую очередь должны быть справедливыми политики и, в первую очередь, по отношению к себе. Они должны справедливо сказать, что они плохие политики, а поэтому должны уйти в отставку.
Я ответил, что:
"Справедливость — распределение прав и обязанностей в согласии с мнением участников.
Причем, распределяются не обязательно равные права, происходит такое разделение прав, которое принято считать правильным в этой некой среде, при некоторых обстоятельствах.
Термин "справедливость" имеет два различных значения, однако в обыденном словоупотреблении они зачастую пересекаются, вызывая путаницу.
Во-первых: -следует выделять "процессуальную" справедливость. Именно это понимание справедливости традиционно символизирует фигура с мечом, весами и повязкой на глазах. .
Во втором значении справедливость – это апелляция к некоторому критерию или совокупности ценностей, которые считаются более высокими, чем те, что нашли воплощение в законе. В принципе, именно это обычно имеют в виду, когда говорят о "праве справедливости".
Если механизм отправления правосудия не способен достичь справедливости, которая диктуется этим верховным критерием, то судебное решение должно быть исправлено своего рода моральным судом.
Тем не менее в практике выделилось понятие "социальной справедливости", предполагающей относительно равномерное распределение всех или некоторых благ в обществе.(О чём и говорит Путин) В отличие от понятия "справедливость" понятие "социальная справедливость" используется для оценки положения дел в обществе, а не конкретных поступков.
Справедливым должно быть все, что определяет отношение людей между собой. Справедливость -это элемент насилия большинства над меньшинством."

Как видим, понятие "справедливость" вызывает у людей огромный интерес. И это часть нашей жизни.

Начиная от Аристотеля принято выделять справедливость уравнивающую и распределительную. В частности он писал:
*"Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда."
*"Справедливость не есть часть добродетели, а вся добродетель, и противоположность ее - несправедливость - не часть порочности, а порочность вообще".
*"Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости".

По мнению Аристотеля, первый вид справедливости относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов ("равным — за равное"), не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и его цены, вреда и его возмещения. Отношения такой уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.
Второй вид справедливости, распределительная,- требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию ("равное - равным, неравное, - неравным", "каждому свое"). Они требуют участия, по меньшей мере, трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является "начальником.

Сколько копий "сломано" о справедливые пенсии. И что мы видим: пенсии у чиновников и депутатов доходят до 20 000 грн (а то и больше 2500 долл. США), а у большинства пенсионеров не доходят и до 100 долл. И еще. Важный показатель - дистанция между минимальной и максимальной ставкой зарплат в обществе. Так в Украине она отличается у госслужащих в 21 раз. (Для сравнения в США - только 4.5 раз). Вот и получается, что, в среднем, каждый "съедает по курице", а в действительности - одному достались грудки, а другому - шкурки.

А как начали сегодня "стонать" некоторые вновь избранные депутаты, считая, что 6500 грн. - несправедливая зарплата депутата ВР. Но даже сама постановка такого вопроса вызывает у людей шквал негодования: http://blog.meta.ua/~valabol/posts/i2638927/

Я уже отмечал, что необходимо выделять справедливость и социальная справедливость.
Для справедливого распределения ценностей (в том числе и освобождения от тяжелых обязанностей) не обязательно условие наличия трех лиц (не менее двух делящих ценности сторон и третейский судья), достаточно и одного оценивающего ситуацию субъекта. Им может быть одна из сторон или мыслительная машина. Все они руководствуются или незакрепленным постановлениями государства набором правил оценки поступков - моралью или закрепленными - законами. Справедливость всегда осуществляется между заинтересованными в ней субъектами, поэтому она появляется одновременно с первыми истоками социальных отношений. Она всегда социальна.

Тем не менее, в практике выделилось понятие "социальной справедливости", предполагающей относительно равномерное распределение всех или некоторых благ в обществе. В отличие от понятия "справедливость" понятие "социальная справедливость" используется для оценки положения дел в обществе, а не конкретных поступков. По этой причине понятие "социальная справедливость" не тождественно "распределительной справедливости" Аристотеля, которая относилась к действиям конкретного человека или государства по распределению благ. В СССР этот утопический термин носил и практический характер: многие популистские решения оформлялись как проявление "социальной справедливости".

Я уже касался в своих размышлениях о БОГАТСТВЕ вопросов справедливости. В частности справедливого распределения богатства между членами общества. Именно на это был дан мандат доверия народа политическим деятелям "новой волны" "эпохи перестройки". А что же получилось на деле? Воспользовавшись властью и доверием народа начался невиданный в истории "дерибан" "народного добра". Тысячи, сотни тысяч фондов и ОАО создавались и ликвидировались с одной целью: "прихватизировать" все и вся. При этом уже не оглядывались на мнение народа. Как правило, для этого хватало даже одного года нахождения "во власти".
При этом разговоры "о справедливости" оставались просто ширмой для реализации корыстных интересов. И что же мы имеем? В нищих странах, по европейским меркам, живут самые богатые люди. В Москве – самое большое количество миллиардеров, больше, чем с столицах европейских государств, в Украине – проживает, ещё до недавнего времени самый богатый человек Европы, Р. Ахметов. Чтобы заработать то богатство, которым он обладает, "простому украинцу" с его средней зарплатой понадобится 40 миллионов лет.
Вот и считайте сами: справедливое ли общество мы создали?

Справедливость совсем не требует равенства. Она требует предметно-обоснованного неравенства. Ребенка надо охранять и беречь; это дает ему целый ряд справедливых привилегий. Слабого надо щадить. Уставшему подобает снисхождение. Безвольному надо больше строгости. Честному, и искреннему надо оказывать больше доверия. С болтливым нужна осторожность. С одаренного человека справедливо взыскивать больше. Герою полагаются почести, на которые не-герой не должен претендовать. И так – во всем и всегда.…
Поэтому справедливость есть искусство неравенства. В основе ее лежит внимание к человеческой индивидуальности и к жизненным различиям. Но в основе ее лежит также совесть и любовь к человеку. Говорят, что есть особый дар справедливости, который присущ далеко не всем людям. Этот дар предполагает в человеке доброе, любящее сердце, которое не хочет умножать на земле число обиженных, страдающих и ожесточенных. Этот дар предполагает еще живую наблюдательность, обостренную чуткость к человеческому своеобразию, способность вчувствоваться в других.
Она тесно связана с чувством ответственности. Она родится от сердца, что и есть истинным проявлением любви.

Нельзя искать справедливость, исходя из ненависти, ибо ненависть завистлива, она ведет не к справедливости, а к всеобщему уравнению. Безумно искать справедливости в революции; ибо революция дышит ненавистью и местью, она слепа, она разрушительна; она враг справедливого неравенства; она не чтит "высших способностей" (Достоевский). А справедливость сама по себе есть одна из высших способностей человека, и призвание ее состоит в том, чтобы узнавать и беречь высшие способности…

Справедливость нельзя найти ни в виде общих правил, ни в виде государственных учреждений. Справедливость, не "система", а жизнь. Ее лучше представлять себе в виде любви к людям.

Итак, справедливость - это ЛЮБОВЬ к людям. Подумайте. Разве позволим мы себе поступить несправедливо по отношению к тому, кого мы любим? Даже себе в убыток!

Приведу, как всегда афоризмы о справедливости
•Справедливость всегда приправлена щепоткой мести. (Жорж Вольфром, фр. литератор).
•Месть любит выступать под флагом справедливости. Бауржан Тойшибеков

А вот и высказывания знаменитых философов, писателей и политических деятелей:
*Справедливость — высшая из всех добродетелей.
Цицерон
*Существует два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу.
Цицерон
*Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего.
*Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом.
Цицерон
*Как лекарство не достигает своей цели, если


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама