[b]А из документов НКВД о контрреволюционной деятельности настоятеля Преображенского храма села Крымского Николая Александровича Соколова следует, что примерно в это самое время, в 1892 году, он поступил в Московскую духовную семинарию. Закончив которую в 1898 году, был определен на должность учителя местной церковноприходской школы, в сентябре же 1899 был рукоположен во иерея и назначен настоятелем храма здесь, у нас (село Крымское тогда было Верейского уезда Московской области). И оставался на своём посту вплоть до зловещего 1937 года. Его подвиги на ниве служения Богу, страдания, как священномученика Господня, подробно описаны в житиях святого. В данном изложении посмотрим на его жизнь с другой стороны. Дело в том, что судьба отца Николая характерна для русского человека начала двадцатого века. В меру высокий, ширококостный, крепкий, с бородой, усами и, как подобает по сану, с длинными волосами; спокойный, выдержанный, с доброй улыбкой на загорелом лице, он олицетворял собой сельского интеллигента того, дореволюционного времени. В нем удачно сочеталась крестьянская основательность с высокой культурой. Как священник, о. Николай предстоял на церковных службах, справлял требы, проводил в округе разностороннюю просветительскую деятельность. Но не саном кормилась многочисленная семья протоиерея. Священнослужитель обрабатывал десять десятин земли, имел крепкое хозяйство: хороший просторный дом, несколько лошадей и коров, а также овец, свиней, кур, уток, гусей… Словом, весь набор деревенской живности. Даже пасеку. Трудились, в основном, сами. Приглашались и работники. У местного попа с попадьёй: хозяина с хозяйкой - семеро детей, как в обычной русской семье того века. И никто не думал называть их многодетными. Старшие помогают по дому, присматривают за малышами. Верная спутница и опора мужа – жена Екатерина Ивановна, невысокая, подвижная, худощавая; детей не только родила, но и вырастила, подняла. На ней держалось большое крестьянское подворье, падали всевозможные заботы о пятерых сыновьях и двух дочках. Те из нас, кто знает, что такое быть родителями хотя бы одного ребёнка, поймут, насколько это не просто. Семья трудилась. Все понимали, что каждый должен работать в меру сил.
В советское время, согласно переписи 1926 г. в Крымском были 24 хозяйства и 118 человек постоянных жителей (49 мужчин и 69 женщин).
В 1930 году отец Николай раскулачен и арестован. Его старшим детям уже около тридцати лет отроду, младшим - лет двадцать, а то и меньше. Они самостоятельны. Что сталось с ними? Неизвестно. Несомненно одно: из них получились честные, хорошие, крепкие русские люди. Наши старожилы рассказывали, что в девяностых годах в церковь заходила старушка: дочь батюшки Николая. Она поведала, что отец завещал им крепко держаться Веры Православной.
В 1931 году, когда кулаков выселяли, иерей арестован опять, через месяц отпущен. Он продолжал служить Богу. Нервы предельно напряжены: то нельзя, так не скажи! Да и какое может быть милосердие, а тем более любовь к классовым врагам? – одно предательство! Одиннадцатого октября 1937 Николая Александровича арестовали, тридцать первого октября расстреляли. Храм был закрыт и разграблен... А потом, в 2000 году, его канонизировали во святые священномученики. Теперь он святой нашего храма.
Священномученик Николай: святой храма.
Тут я начну обличать. Обличающий всегда поставлен в выгодное положение. Предполагается, что раз все вокруг него мерзавцы, то он-то уж чист. В моём случае не так. Прошу учесть, что мне больно вдвойне: и за тех, кого начну вспоминать недобрым словом, и за себя. Ведь при Советской власти я вполне разделял коммунистические взгляды, считал комиссаров за некий идеал чистоты и совершенства, закрывал глаза на явные беззакония и богоборческую деятельность. Я не верил в Бога. Мне бы раньше покаяться перед вами, да как-то не пришлось. А делать вставку в начало летописи сейчас, задним числом... Это не возвысит меня духовно. Утешает то, что придётся обвинять действия людей, не их самих, как бы утверждая, что оправдывать, а тем более творить подобное им не намерен!...
Храм разграблен местными жителями. "Посуда в доме пригодилась. Доски сухие, мануфактура всякая в хозяйстве не лишни. Иконы на растопку хороши, а то в сарае, или в избе дыры прикрыть"... Ужас в том, что так рассуждали наши деды и отцы, которые потом воспитывали и учили нас добру, которые покорнейше свидетельствовали против батюшки Николая! Он стал святым, после мученической кончины. А они где? Несмотря ни на что, я люблю их: бабушку мою, вернее, двух бабушек и двух дедушек, маму мою, папу. Они радовались моему рождению, не спали ночами со мной, горластым, разделяли мои успехи, переживали неудачи... И я - достойный сын своего века. Знаешь, как я хотел, просто жаждал вступить в партию? У, это целая история. А зачем мне так надо было становиться коммунистом? - для карьерного роста! Мои претензии пришлись на середину - конец восьмидесятых. На период распада Советского Союза. Члены партии тогда сделались какими-то очень сознательными, и в то же время... ехидно настроенными. И меня в коммунисты не взяли. Зато с 4 марта 1995 года я с радостью могу называть себя христианином. Тогда модно было креститься. Я и крестился. Произошло чудо: я превратился в, не просто верующего, а в активного прихожанина. Кто-то скажет: "Перекрасился, грехи замаливает, предатель, гад лицемерный!" Не хотел никого предавать, предавать подло, лицемерить противно, да и порядком надоело. Сейчас я знаю, что если скажу нечто сокровенное, то настоящий христианин не осудит, никогда не оставит очищающегося. Однажды я понял, что я, именно я, и никто другой, всей своей предыдущей жизнью, ежедневно, ежечасно, предавал Христа. В конце концов, совсем предал, продал Его, вернее себя. А теперь, если я, именно я, грешный, искренне последую Христу, то спасусь, может быть, ни только сам, но заблудшим моим предкам помогу. Как же иначе? - если их потомок встал на путь праведный, значит, они, несмотря ни на что, правильно воспитывали меня, моего отца, мою мать... Значит, глубоко-глубоко в их душах тлела вера во Христа. А без нее (без веры) они и не победили бы в ужасной войне. Не вынесли бы пыток голодом и холодом послевоенных лет. Они говорили, и не только сотрясали воздух, но действительно жили и страдали ради будущих поколений. Может быть, советская эпоха наиболее резко провела черту между добром и злом. Может быть, кто-то сознательно служил злу. Кто-то принимал сиюминутные ценности за добро и искренне заблуждался. Впрочем, грешны мы все. Такие у меня сумбурные мысли. Они вдохновляют меня. Господи, спаси и помилуй! Как хорошо, что Ты есть! Что бы я делал без Тебя? Ведь раньше, до приобщения, я был раздут никчёмным тщеславием, и звенел, как пустой бидон из-под молока. Я приобретаю смысл, только когда Ты оживотворяешь меня. Не судите меня, люди добрые! Боже, милостив буди нам, грешным!
Не все из тех, кто разносил по домам церковный скарб, делали это для себя. Кто-то выхватил из огня икону, и держал её на чердаке, кто-то спрятал ещё одну... Потом эти образа передали в возрожденную церковь. Мне не удалось узнать имена этих людей. Тогда не записали. "Зачем? - и так все помнят!" Да вот, забыли. Но Бог их знает, и воздаст по заслугам.
А Виктор Гаврилович Перов, израненный фронтовик, приехал в наши края в шестидесятом году, закончив Ветеринарную Академию в Москве. Он работал здесь по специальности. И однажды увидел у строителей купель, ту в которой крестят. В ней глину и цемент разводили. Забрал купель, якобы для неотложных нужд (трудно тогда было со специальным оборудованием, руководство навстречу пошло, передало штуковину ветпункту). Отчистил, отмыл, в доме поставил, накрыв скатертью. Так и сохранил до времени. Сейчас она на почётном месте у левого предела стоит. Жив ветеран и молится в нашем храме. Я его вчера встречал. Он бодр и Бога славит. Велел кланяться моей жене и сыну с дочкой.
В войну пострадали стены. От взрывов. Во время боев здесь, скорее всего, был командный, или наблюдательный пункт. Точку использовали как наши, так и немецкие командиры. Следовательно, и фашистские и советские обстреливали церковь, как господствующую высоту. Досталось, прежде всего, колокольне. Она была порядком повреждена. После освобождения села, её (колокольню) полностью разобрали. Кто? Как думаете? Верно. Сами крестьяне. Мыслилось так:
"Да если бы церковь действовала! А то от неё какой прок? Кирпич, знамо дело, на кладку пошёл. Сейчас вам хорошо говорить, а нам жить надо было. Мы-то первое время в землянках ютились. Коров, да и другую живность в землянку не засунешь. А фронт надо кормить? - значит, скоту условия подавай! Конечно, в основном из дерева строили"...
Помните прекрасный фильм "Живёт такой парень"? Там главную роль Пашки Пирамидона играет замечательный артист Куравлёв. Вспомнили? В этом фильме есть отрывок, в котором заезжие столичные "штучки" показывают женскую сельскую моду деревенским простакам. Дефиле организовано на сцене клуба. А сценой-то служит солея вместе с амвоном! В клуб, или, может быть даже в дом культуры превращен местный собор! Что же? - дань времени. Нашей церкви, так же, как и той, повезло. А ведь многие из них были преобразованы в склады, цеха по производству чего-нибудь ненужного, грязного и вонючего. "Экономика должна быть экономной!" - согласно меткому замечанию Л. И. Брежнева (Господи, нежели его специально на смех выставляли?). Задолго до Леонида Ильича, еще при Сталине, в нашем храме были достроены стены второго этажа, поставлены перегородки, возведены перекрытия. Затем здание покрыли железом, и стало оно похоже на двухэтажный дом, увенчанный высокой и широкой крышей с многочисленными окошками и мансардами. Забыл совсем упомянуть вход в подвал, находящийся на улице, слева от паперти, напротив Никольского предела. Он и имеет вид... входа в подвал... Сарайчик такой стоит, наклонный, уходящий в грунт. Словно из земли вырос. Каким был раньше, не знаю. Там, внизу, была печка для отопления здания. Одно время в подвале располагался магазин. Чем торговали? - продуктами. Как там магазин размещался? Места совсем нет! - одному Богу известно. В самом храме тогда вот что творилось. Если кто попытается проникнуть внутрь через центральный вход, у него ничего не получится. Вход заделан. От притвора сохранился лишь небольшой глухой закуток, используемый под кладовку. Там всё захламлено. Войдём, всё-таки, в парадное. Осмотримся. Малюснький коридорчик, развернуться негде. Вперёд, в здание церкви, дороги нет, там, как говорилось уже - захламленый чулан. А! - вот. С левой стороны - дверца. Попробуем открыть... Здесь просто узенькая винтовая лесенка, оставшаяся от колокольни, ведущая на искусственно созданный второй этаж. На втором этаже обосновались лаборатории. Что за лаборатории? В округе располагалось образцовое учебное хозяйство академии имени Тимирязева. Летом сюда приезжали студенты. Они проходили практику, исполняя различные обязанности (от рабочего до агронома в зависимости от года обучения). Для специалистов - рутинные работы, для молодёжи -
| Помогли сайту Реклама Праздники |