Произведение «ЛЕТОПИСЬ Ч. 5.» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Сборник: Религия
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 600 +1
Дата:

ЛЕТОПИСЬ Ч. 5.

[b]- Отец Лука, когда начались Богослужения?
- Я весной, в марте 1993 года, пришёл. К концу июня алтарь открыли. Значит, первая служба в июле пелась. Точной даты не помню. Но как сейчас вижу, что за праздник у нас был - день нашего торжества! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь! Ради такого праздника душевного стоит жить! С тех пор покатилось. В субботу, вечерни с утреннями, правда, нерегулярными получались, я ведь занят у себя в Шарапово. По воскресеньям и  праздникам литургию обязательно справляем. Первое крещение в январе девяносто четвёртого провёл. Младенца крестил, числа пятнадцатого, за несколько дней до Богоявления. Жизнь потекла: недельные, месячные, годовые круги Богослужебные завершаются, вместе с ними мы мужаем. К Пасхе пробили кладку, закрывающую сквозной доступ в храм через центр. Ну, от паперти прямиком к промежутку двух пределов открыли проход. Получился центральный подъезд, связывающий притвор с пределами, и далее, через арку, со средней частью храма. Короче, как положено быть, как сейчас всё устроено. Будку киноаппаратную сломали. Сцену, будь она неладна, ликвидировали. Камни вынесли. В Воскресение Христово знаешь, что произошло. Рассказывал. Потом уже ещё иконостас поставили: в левом пределе.

Стали оформлять документы. Со стандартными легко получилось, а вот здание с баланса совхоза снять и нам передать... Хозяйственники упёрлись. Зачем им ветхий дом? - это с одной стороны, а с другой: что бы мы ни наваяли для восстановления, всё - незаконно. Хоть возвращай в первоначальное положение.
Уже третье лето я здесь. Да, девяносто пятый год на дворе. Скоро придет новый, постоянный настоятель - отец Николай (Бабин) из Поречья. Неопытный он, а вопросы решать придется... Мама не горюй! Оботрётся. Не хотел ему в таком развале хозяйство оставлять, да так ничего решить и не смог.

- Хи - хи - хи!
- Чей это мерзкий, издевательский смех?
- А то не догадался? Я, дескать, летописец! Да вся история племени вашего: человеческого, которой гордитесь, выеденного яйца не стоит без чертей! Духов злобы, как вы, закоренелые христиане, нас зовёте. Вот мы кто! Хочешь знать будущее?
- От вас - нет!
- Хочешь, хочешь! Слушай!
- Уши заткну...
- А мы - духи! В мыслях и помыслах твоих. Слушай: бюрократов обвиняешь? Дудки! Мы всё задумали и осуществили! Никогда не получить вам собственность на землю! Там домик стоит, в нём сельсовет, там развалины церкви, - здание нам принадлежит. Значит, территория наша, наша! По законам вашим... Ха - ха! Хо - хо!
- Мысли к Богу обращу! В молитву погружусь!
- Тогда извини, в другой раз поговорим...

С отцом Лукой я лично знаком не был. Все рассказы от его имени составлены на основании воспоминаний других людей. Отца Николая встретил в 1998 году, когда впервые посетил Преображенскую церковь. До этого жил и окормлялся в другом месте. Он мало говорит о трудностях. Восстановление, как бы, само по себе... Хотя, радуется об успехах в этом деле и делится радостью с огромным удовольствием. Его, в беседах с нами, больше беспокоит духовное наше воспитание. Я мысленно обозрел объём работ с лета 1995 года до сегодня. И ужаснулся их неподъёмности. Только с помощью Божей…

Что такое храм Божий? Это - дворец. Кто сомневается, пусть посетит ближайшую церковь. Спорить будет не о чем. Преобразовать подправленную, но ещё ветхую халупу в Царские Покои? Легче превратить Золушку в принцессу! А нужно ли сие Христу? В Своё время Он родился в хлеву, в бедной семье. Показав, что богатство - суета. Сверкающая роскошь церквей, наверное, нужна не Ему. Нам. Почему?
Пресвятая Мария, Мать Иисуса, ответила Архангелу при Благовещении: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему". Значит, мы, человечество, жаждем, и мало того - можем заслужить спасение, раз уж вырастили внутри себя Деву. По чистоте Своей достойную родить Христа. Она отдала себя в жертву, сказав приведённые здесь слова. Кому? Богу? Нет. Нам. Подобно Бескровной Жертве Христовой, приносимой, опять же нам, на Евхаристии. Что ещё есть храм? - добровольная жертва наша, слабое подобие жертвы Богородицы. Приносимая нами ради нас самих, как бы отвечающих: "Да, Господи! Наши земные накопления - ничто. Мы хотим лишь Царствия Небесного!" Всегда поражаюсь, и сейчас тоже: насколько связано материальное и духовное! Везде символ, намёк. Видно, только так мы можем понять что-то в Небесном. Потому Господь говорил притчами.

Теперь попытаюсь поставить себя на место молодого настоятеля и постичь, как им решались насущные проблемы. Отразят ли мои усилия реальность? - уверен, весьма условно. Все дело в том, как мы, люди, истину видим. Я буду очень стараться правильно всё описать. НО... С моей точки зрения. Кто-то знает гораздо больше, кто-то чувствует по-другому, кто-то думает иначе. Даже я не всё, что хотелось бы, втисну сюда. Посудите сами: если каждому дню посвящать всего лишь одно предложение, то за один год получится 365 законченных фраз. А сколько лет прошло с 1995 года? Много. Многое и написалось бы. Иначе получится, если передать только общий настрой, отношение людей к делу в целом, их чувства. Значит, надо подключать воображение. Таким образом, искажения неизбежны.

Суббота. До вечерни ещё полчаса.
- Отец Николай, с чего Вы начали свою деятельность?
- С Богослужений.
А как складывались отношения с администрацией?
- Никак не складывались.
К протоиерею подошёл посетитель и занял его разговором. Перебивать не хочется: священник утешает страждущего. Рядом оказалась Татьяна Соловьёва. Она знает. Спросил. Отвечает:
- Администрацию не трогали дела церковные. Да и сейчас особо не волнуют. Денег они не выделяли. Батюшка мог рассчитывать на себя, на прихожан. У него имеются мощные средства познания воли Божьей: глубокая личная вера и молитва, упование на Бога, послушание наставникам. Есть у нас, христиан, ещё один способ: молитва соборная.

"Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?"(Рим. 8: 31-32). Здесь говориться, прежде всего, о дарах духовных. Но где грань?

Вечер, ветерок охлаждает раскалённые после дневной жары улицы, дома. Даже лавочка - горячая. На дворе много зелени. Деревья и трава благоухают. Насекомые, и комары обнаглели в конец. Сижу и болтаю ногами. Как мальчишка. Подошёл Семёныч, человек хороший, но неверующий. Ветеран труда. Поприветствовались. Разговорились. Сначала о здоровье, детях. Потом зачем-то принялся разъяснять ему смысл Татьяниных слов. Я, наверное, те утверждения постоянно обдумываю:
- У нас есть мощные средства познания воли Божьей: глубокая личная вера и молитва, упование на Бога, послушание наставникам. И ещё - соборная молитва.
Пенсионер возмущается:
- Слова, слова! Ничего не значащие и легковесные. По-твоему получается: помолился, попросил квартиру, жену красавицу... И Бог исполнил? У меня бабушка была верующая. А мы как жили, так и живём в нищете! Некий старец оказался рядом. Мы не расслышали его шагов. Он кашлянул и сказал:
- Вы толкуете о вещах, доступных человеческому осмыслению, но при определённых, непривычных условиях. Потому, что все наши действия при этом - суть напряжения духовные, основным условием претворения которых в жизнь является ясное понимание полного своего бессилия и одновременное осознание всепоглощающего могущества Божьего. Ибо только по Его воле может случиться что-либо в этом мире.
Неожиданно мой знакомый закричал:
- Вот видите? Я что говорил? Учение церковников является ни только ничем не обоснованным, но и опасным! Стоит мне не согласиться с вашими догмами, как меня объявят врагом, слугой Сатаны...
Старец не особо, чтобы обратил внимание на эти выпады, но, выслушав продолжил:
- Всё - в Божьем благоволении. И в нас самих. Вот хозяйка, например, что-то очень вкусное приготовит. Кого прежде угостит? Себя, ближних своих, потом подруг. "Попробуйте, понравится! А я научу делать". Так и в церкви. Со многими случается, но не со всеми: душа ко Творцу  приникает, восхищается к Богу. Это сладко. И жаждет человек с другими поделиться.
Сосед не унимается:
- Если я в эту глупость не верю, надо меня в ГУЛАГ, на перевоспитание, пока трепетным ни стану.
Мы со старцем, назвавшимся Иоанном, отошли, чтобы слышать друг друга, а не вопли. Он говорил:
- Жизнь мелькает белыми и чёрными полосами. Но испытавший восторг, чёрных полос не замечает. Он смотрит через призму испытанного вдохновения и благодарит Бога за каждую скорбь и искушение.
Издалека доносилось:
- ... готовы на костре меня распять. Инквизиторы! Где гарантия свобод и неприкосновенность личности?
Иоанн улыбнулся своим мыслям:
- Не важными становятся выходки бюрократов, лицемерие царей, иерархов. Главное - не растерять благодать. А убивается она (благодать) грехом. Как не грешить! Человек не может быть чистым - это не по естеству его. Однако, Господь пришёл в мир грешные спасти. И подарил нам Таинства Покаяния и Причастия.
- Врёте всё, лицемеры, вам лишь бы денег побольше в копилку, вот и изобретаете небылицы!
- Издревле это пошло. Ещё Апостол Павел о себе вспоминал, скромничая, однако: "Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2 Кор. 12: 2-4).
Почему нельзя? - да нет в наших: земных языках, таких слов и понятий.
- Как же, как же! Мир распластался во зле, а вы тёпленькую кашку веры предлагаете, приправленную маслицем добра! Выгодная позиция, беспроигрышная! Если что не заладится, сразу ответ: "За беззакония воздаётся вам". Вот она где, безответственность!
Собеседник продолжал:
- Работал я одно время среди мирских сановников. А их хлебом не корми, но дай выяснить, чей ты человек, кто тебя проталкивает, да поддерживает. А отец мой, по стопам которого пошёл, умер к тому времени. Пыжились они, пыжились, да так и не узнали ничего. Потому, что я Богу служу. Он меня на то место и поставил.
- Что-то я Вас раньше не встречал. Где Вы живёте?
- Одно время жил в Дамаске...
- Сирийском?
- Другого вроде и нет.
Мы двинулись, не разбирая дороги. Беседовали, в основном, о духовном. Наш неторопливый разговор прервал полный горечи возглас Заслуженного Деятеля, оказавшегося совсем рядом:
- Да возьмите же в расчёт достижения биологии, теорию Дарвина, генетику, химию, физику! Всё, буквально всё, противоречит религиозному учению!
Я оглянулся. Ещё раз посмотрел по сторонам. Иоанн исчез так же внезапно, как и появился. Значит, весь пыл атеиста направлен теперь на меня. А я подумал:
- Ну и что? Может, и меня посетит Откровение! Жаль, конечно, безбожную науку... Вернее, её неверных интерпретаторов!

Откуда берутся средства на восстановление храма? От прихожан. У нас местных мало. Человек десять от силы. Почему? Помните, сколько подписей передала викарию инициативная группа? Если бы только сотая часть просивших пришла на службу, то толпа плотно заполнила бы ни только здание, но и близлежащую территорию. Где люди? От себя могу кое-что сказать. У каждого свои, конечно,


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама