Дания
Хелле слушала рассказ бабушки, не мигая и практически затаив дыхание.
Взгляд ее голубых глаз, словно магнитом, был прикован к картине, висевшей над буфетом.
Сколько себя помнила Хелле, эта картина висела на том же месте.
Никакие ремонты и покупка новой мебели не могли изменить статус картины в доме.
- Эта картина очень давно в нашем доме.
Бабушка откинулась на подушку, несколько минут помолчала, а затем продолжила рассказ.
Якоб и Маргарет поженились в 1913 году, а через год, не дождавшись рождения дочери, Якоб оказался на фронте.
Клара, а именно так Маргарет назвала дочь, через несколько месяцев умерла от дифтерии.
Обезумевшая от горя женщина послала мужу телеграмму, с надеждой, что его отпустят на похороны девочки, но Якобу не суждено было увидеть своего первенца.
Война пощадила Якоба, он вернулся невредим, и семья воссоединилась.
Горечь утраты не покидала сердце Маргарет, по ночам ей снилась маленькая Клара, бегающая по зеленой лужайке.
Золотистые кудри девочки развевались тонкими струйками, как лучики солнышка.
Женщина обнимала дочь и просыпалась…
Однажды, возвращаясь с работы, Якоб увидел жену, стоящую перед книжной лавкой.
Он подошел тихонько сзади и увидел за стеклом прекрасную литографию в золотой раме.
Не оборачиваясь к мужу, Маргарет произнесла:
- Это Клара... посмотри, Якоб, эта малышка очень похожа на нашу Клару.
Они долго стояли перед витриной, не решаясь зайти внутрь магазина.
Через несколько дней в их доме появилась картина, на которой женщина в лиловом платье нежно склонилась к малышу, обнимая рукой ребенка постарше, а из-за портьер выглядывали ангелочки.
С тех пор прошло много лет, была еще одна страшная война, но больше никогда дети в семье не умирали.
- Постой, бабушка, так значит, у тебя была сестра? Почему ты никогда не рассказывала раньше эту историю?
Бабушка улыбнулась:
- Я не просто так рассказываю тебе историю нашей семьи и этой картины.
Посмотри внимательно, какого цвета платье на женщине?
- Голубое, странно, а ты сказала, что оно лиловое…
- Это не та картина, которую купил мой отец. Во время второй войны у нас картину забрали немцы.
Они сказали, что картина немецкого художника принадлежит им по праву.
- А где же вы взяли эту ?
- Мой муж привез ее из Дрездена, именно там, в начале прошлого века, делали эти литографии.
Он искал такую же, как была у нас, но не нашел. Хелле, ты должна найти нашу картину.
Женщина молчала. Бабушка ставила перед ней невыполнимую задачу.
Найти картину, пропавшую более семидесяти лет назад, во время войны, нет, это невозможно.
Тем более, что особой художественной ценности литография не представляет…
Украина
Пожилая женщина невидящими глазами всматривается в картину, висящую над кроватью. Слезы текут по морщинистому лицу, она не замечает их.
Воспоминания комом подходят к горлу.
- Котик, Котик, устала я, не могу, забери меня к себе…
Ответа нет. Муж умер тридцать пять лет назад. Из четверых детей осталась только младшая.
Пережила она своих детей. Особенно Витю.
Замечательный был мальчик, такой смышленый, послушный.
Дифтерия забрала во время войны. Галя тоже заболела, но ее спас укол немецкого врача, а Витеньку не успели уколоть.
Пора ей уже отправляться к мужу и детям, заждались давно…
Девяносто семь лет, а Господь все не забирает!
Женщина вздрогнула. На пороге появился женский силуэт.
Пришла старшая внучка. Старушка повеселела, теперь можно поговорить с живым человеком, а не с призраками.
Лиза знает, что бабушка любит рассказывать о прошлом. Главное, что бы были слушатели.
В такие моменты глаза бабушки оживают, и она начинает жить в прошлом, а не умирать в настоящем.
- Что тебе оставить в наследство?
Но что может завещать старушка, вдовствующая более тридцати лет?
Ничего! У нее нет собственности, драгоценностей, антиквариата.
Она пережила войну, три судимости мужа, конфискацию имущества и смерть троих детей. Даже дом, в котором она живет, принадлежит невестке, свой она давно отписала дочери.
Несколько последних лет, бабушка складывает все подарки, что бы потом оставить внукам наследство.
Взгляд Лизы остановился на картине, висящей над кроватью, и она, шутя, сказала:
- Мне ничего не нужно, оставь мне эту картину.
На картине милый сюжет, мать и дети, а на них смотрят ангелочки.
Картину привез в конце войны Никодим из Германии.
Анастасия ворчала, другие мужики везли швейные машинки, а этот картину!
Когда пришли конфисковывать имущество, муж работал в торговле и был осужден, женщина вцепилась в картину «это икона»!
Или милиционеры были «душевные», или не очень разбирались в иконах, но картину оставили!
Сколько всякого «видела» эта картина! Голод и холод! Любовь и разлуку! Болезни и смерть! Надежды на спокойную старость и слезы, по сути, одинокой в своем долгожительстве женщины.
Пятое поколение появилось за это время. Каждое со своими проблемами и радостями …
И только женщина на картине остается все такой же счастливой в своем материнстве.
Дания
Хелле озабочено потерла лоб, эта привычка с детства помогала ей сосредоточиться. Она не смогла отказать бабушке.
Можно соврать, что искала картину и не нашла, но Хелле не привыкла врать.
- С чего начинать?
Она переворошила свой телефонный справочник, никаких зацепок.
Хлопнула дверь, в комнату вбежала внучка, тоже Хелле. Тыльная сторона ладошек девочки разрисована красками.
- Бабушка, посмотри, как Кристиан красиво мне нарисовал цветочки
Ну, конечно! Как она могла забыть?!
Ей нужно найти Енса, он художник, а значит подскажет как искать!
Енс был ей явно рад. У него очередной творческий кризис и третий развод с женой.
Смешной человек! Женится, разводится и снова сходится, причем все время с одной и той же женщиной. При этом она успевает побывать замужем за кем-то другим.
- Найми частного детектива, - посоветовал приятель, выслушав Хелле.
- Нет, это не вариант! Денег выкачает кучу, а потом скажет «ваша картина сгорела во время войны». Я хочу сама заняться поисками, не знаю откуда начать
- Ну, собери побольше информации о картине, пробегись по сайтам аукционов, может, где и засветилась. Шанс маленький, но есть.
Вопрос в другом, это литография, как ты определишь, что это именно ваша картина, даже если найдешь.
- Я определю…
Украина
Пожилую женщину дочь забирала в свой дом. Она устала бегать по нескольку раз в день, что бы покормить мать.
Иконы и картина сиротливо лежали на диване. Старушка глотала слезы, прощаясь с домом, в котором прожила сорок лет.
Ничего не поделаешь, она не может самостоятельно двигаться, а значит, полностью зависит от дочери.
Лиза помогала перевозить бабушку.
- Забери картину, пусть она уже будет у тебя. Там нет места для неё, а тебе я обещала.
Замотанная в старое шелковое покрывало, картина две недели стояла в углу.
Наконец у мужа выходной, и Лиза раскрыла картину.
- Представляешь, а вдруг эта картина ценная, и я, действительно, получила наследство. А что?! Ей лет сто, наверное!
Лиза набрала в поисковике фамилию автора, стоявшую в уголке картины.
Ее ждало разочарование, на форумах по искусству ей разъяснили, что настоящие картины под стеклом не держат.
Это литография, выпущенная в начале прошлого века.
Интернет услужливо распахнул сайты аукционов, где были точно такие картины, только в других рамках и разных размеров.
Стоили они не дорого.
Дания
Хелле методично исследовала сайт за сайтом.
Долго ничего не получалось, нужные картины были, но на них женщина не в лиловом платье.
И вдруг, удача! Норвежский аукцион выставил именно такую литографию, как искала Хелле.
И она помчалась в Норвегию, но это была не их картина. Хорошо, что бабушке ничего не говорила, не обнадеживала.
Маргарет ни о чем внучку не спрашивала, она понимала, раз Хелле сказала, что будет искать, значит, будет искать.
Вторая картина нашлась в Польше. Хелле связалась с владелицей по телефону, говорили на английском языке.
Пожилая полька понимала не все, с трудом Хелле удалось добиться, что бы женщина посмотрела на обратную сторону картины
- Что там?
- Ничего
Это не наша картина…
Украина
Лиза помогала мужу цеплять картину, она перевернула ее, что бы хорошенько вытереть пыль, и вдруг увидела надпись, сделанную химическим карандашом:
Vi elsker dig, Clara
Женщина ввела текст в переводчик гугла, и он автоматически определил язык «датский».
Лиза вспомнила, собирая информацию о картине, она попала на страничку датской журналистки Helle Juhl .
Часть текста Лиза перевела и очень удивилась, Хелле почти ровесница, и она тоже с детства видит картину с ангелочками, только женщина на картине в голубом платье…
Бывают же такие совпадения!
Но почему на картине, привезенной из Германии, надпись на датском, так и осталось для Лизы загадкой.
| Помогли сайту Реклама Праздники |