В Париже гремела премьера Лондонского Королевского театра Друри-Лейн, "Безвинно обиженные", по пьесе Русского автора, с непроизносимой фамилией. Как писала газета "Фигаро", это была драма такого большого трагедийного накала, что в окрестностях театра, поднялись цены на носовые платки. В главной роли рюсс-боярыни мадемуазель Крьючьининой, блистала Эллен Фолкен. Пораженный ее игрой, находившийся в Париже Негус Магриба, посетил все спектакли. А Парижская публика ломилась на спектакль, прослышав, что в вестибюль театра въезжает настоящий паровоз и фанатки нового романа ля рюс графа Толстого, заключали пари по поводу, сколько зрительниц, в припадке трагического роантизма бросится под этот паровоз. К счастью на премьере присутствовал ротмистр Русского Императорского Жандармского Корпуса Б. , а ему было не привыкать спасать Ань Карениных, был некий прецедент в Санкт-Петербурге. Миссис Хадсон, так же присутствовала в Париже, дабы полюбоваться выступлением подруги и как всегда Судьба подкинула очередной извив одного из своих маршрутов... Великий Негус Магриба Хаттаб ин Шон, по традиции, решил разбить походный шатер в Jardin de l'Infante - Саду принцессы, что возле Лувра, на набережной Тюрильи. По традиции же, батарея французской Национальной гвардии, дала четыре залпа, которые грянули, как только Негус вошел в свой шатер, ровно в 10-00 утра по Гринвичу (с этими залпами, была вот какая история...
Негус был позарез нужен Французскому правительству, уж больно там был удобный порт для французских броненосцев и нефтью ощутимо попахивало, и Французский МИД, буквально сдувал с магрибцев пушинки, и когда Министерство Двора Его Величества, представило правила этикета пребывания Высочайшей особы в Париже, куда входила установка шатра под артиллерийский салют, МИД Франции на это согласился, тем более установка ожидалась только одна), правда тут немного перестарались бравые военные, начальник Парижского гарнизона генерал Галифе, выделил батарею из шести орудий большого калибра, после залпа которых кое где в окрестностях вылетели стекла. Негус был в восторге, генерал кстати тоже.
А вот когда после залпов, в зал новинок Лувра вошли служители, а за ними и первые посетители, то разгорелся гигантский скандал... Выставленная там неизвестная копия картины художника Аппиани, "Генерал Дезе, в Египте, читает приказ генерала Бонапарта, двум египтянам" пропала, причем, не просто пропала, а подменена другой картиной, но в точно такой же рамке. Это был сюжет Иеронима Босха из серии "Сад земных наслаждений". Причем рамка эта была достаточно массивная и со специальными коваными кронштейнами для крепления к стене, коими и была, жестко к оной стене, закреплена, согласно прилагаемой инструкции.
Присланные по срочному приказу министра, специалисты-искусствоведы, вместо того, что бы помогать следствию, сцепились в споре на тему, подлинник это Босха или копия, и судя потому, что начались личные оскорбления, спор похоже вот-вот мог перейти в потасовку.
Все это весьма раздражало комиссара Мегре и не на йоту не продвигало расследование. Но наконец стали возвращаться инспекторы, отправленные с заданиями. Жордан и Кастан опросили служителей и выяснили, что вчера, все присутствующие в зале, обратили внимание на двух эффектных британских аристократок, в умопомрачительных шикарных нарядах, которые весьма долго стояли у пропавшего портрета, бурно его обсуждая. А Торренс, привел специалиста по реставрации рам и багетов, шустрого старичка, благоухающего хорошим коньяком. Он сразу сообщил, что это профессиональный запах, так как некоторые детали рам, надо вымачивать только в старом коньяке иначе пропадет дух эпохи. И вот эта рама, от этой самой картины, практически является той же самой, что у пропавшей. Там даже одна и также царапина на обратной стороне. Но тут беседе помешал усилившийся шум со стороны искусствоведов, судя по тому, что они начали лягаться ногами, дискуссия перешла в жизнеутверждающий финал. Короче дело, становилось все непонятнее.
Ну что же, подумал Мегре, по крайней мере, есть две и свидетельницы, и комиссар направился в дом маркизы де Пуатье, где как доложил Жордан, остановились эти две Леди.
Миссис Хадсон и Элен, благосклонно приняли комиссара, рассказали, что в картине их заинтересовала схожесть генерала с одним русским актером, и то, что ничего подозрительного, они в залах не увидели, и единственное, что выходило за обыденность, так это то, что они чуть не испугались, когда выйдя на улицу, они буквально рядом с собой услышали гром пушек.
Подруги, уже знали о скандале в Лувре (новости в Париже, расходятся быстрее ветра и не с помощью новомодных телефонных аппаратов, а благодаря вездесущим парижским субреткам-служанкам). Милым Леди, было достаточно легко прокачать и раскрутить Мегре, на выдачу всей информации о деле с картиной и когда комиссар удалился, забыв на столике инструкцию по креплению картины, миссис Хадсон быстро пробежав ее, заявила, что обязана раскрыть это дело и кое какие мысли у нее на эту тему уже есть...
Через пару часов, миссис Хадсон уже была в библиотеке Французской академии, и с головой погрузилась в старые фолианты. И на другой день, в тихом читальном зале, раздался задорный возглас - Эврика !
Следующий шаг был за Элен. Когда к ней очень вовремя, заявился придворный министр Негуса и в изящных выражениях сообщил, что восхищенный талантом прекрасной Леди Негус Магриба, желает знать, нет ли у нее какого-нибудь сокровенного желания, то Элен мило улыбнувшись ответила: - "О Да! Я хотела бы поприсутствовать при таком же артиллерийском залпе, который был на днях на набережной Тюильри".
Так что Негус приказал срочно передвинуть шатер в парке на двадцать туазов, о чем министр двора предупредил французские власти. В МИД, иронично пожал плечами, и приняли к сведению, а генерал Галифе, пригнал уже, аж восемь пушек. Ну а миссис Хадсон, попросила комиссара Мегре, встретится с ней в момент пертурбаций шатра, в зале Лувра, около таинственной картины, где со времен таинственного исчезновения, круглые сутки кишели охранники и сотрудники Лувра, а так же, искусствоведы в штатском и в форме (то есть инспектора Мегре в партикулярном и искусствоведы в сюртуках).
Туда же подошла и Элен, попросившая служителя передать Негусу, что хочет послушать орудийную пальбу из здания. И вот залп грянул, задребезжали стекла, хлопнув, разбилась не закрытая форточка. И у всех присутствующих, смотрящих в это время на картину, на лицах нарисовалось изумление. С тихим скрипом и позвякиванием, холст с Босхом, уехал куда то вбок и на его месте, снова появилась картина "Генерал Дезе, в Египте, читает приказ генерала Бонапарта, двум египтянам".
Позднее, на приеме, на набережной Офевр, миссис Хадсон рассказала о построенной ей логической цепочке расследования...
"Это же элементарно комиссар. Когда я прочитала в инструкции о том, что кронштейны, надо несколько раз повернуть, причем одновременно, я сразу поняла, что этим путем, заводится какой то механизм. Потом я вспомнила, что Холмс рассказывал о серии секретных шкатулок Борджиа, с секретными механизмами, подменяющими их различные фрагменты. Ну, а после этого осталось поработать в библиотеке Академии, где я и нашла упоминание об этой раме, из этой же серии, созданной по приказу одного из Борджиа, дабы свести с ума какого то неугодного им, то ли вельможу, то ли кардинала, который жил в местности, где часто бывали сильные грозы.
И под общие аплодисменты, миссис Хадсон удалилась.
Перед отъездом из Парижа, в апартаменты Миссис Хадсон и Элен, доставили подарок от Негуса - Коллекцию восточных нарядов.
Мегре после этого случая, повадился ходить в библиотеку.
А роковую картину с секретом, украли из Лувра через месяц, но это будет совсем другая история. |