Произведение «Как писать русские хайку» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Автор:
Баллы: 6
Читатели: 1048 +1
Дата:
Предисловие:

Как писать русские хайку

Читая иногда стихи в рубрике востока, замечаешь, что авторы не знакомы с теорией, как писать русские хайку. Привожу статью Натальи Леви с Третьего Всероссийского Конкурса Хайку.  




                             Русские хайку
…То, что не высказал
Сильнее того, что сказал.

Рубоко Шо
  

 Хайку – национальная японская форма поэзии, жанр поэтической миниатюры, просто, лаконично, ёмко и достоверно изображающий природу и человека в их нерасторжимом единстве. 
   Традиционное японское хайку – это 17-сложное стихотворение, записываемое в один столбец (строку) и состоящее из трёх ритмических частей по 5-7-5 слогов. Внутренне хайку делится, как правило, на две смысловые части 12+5 или 5+12. Переводы и хайку, сочиненные на других языках, принято записывать в три строки.
  
  садзарэгани аси хаинобору симидзу канна
  
  Маленький краб
  Побежал по ноге.
  Чистая вода.
  Мацуо Басё
   В одной из этих частей, как правило, содержится «киго» – сезонное слово или словосочетание, дающее понять, в какое время года происходит действие стиха. Это может быть прямое указание на сезон – «осенний вечер», или же слово, за которым закреплено то или иное сезонное значение, например, «луна», «ирисы», «краб» и т.д. 
   Хайку выделилось как жанр в процессе развития поэтической игры по дописыванию чередующихся трехстиший и двухстиший, называемой «хайкай-но рэнга» (дословно «шуточная рэнга»), впоследствии «рэнку». 
   Важным звеном рэнку было первое трехстишие, называвшееся хокку (начальная строфа). Хокку обладало особыми качествами по сравнению с другими строфами цепочки: наличием киго, а также «кирэдзи» – паузы между двумя частями строфы. Кроме того, хокку обладало недосказанностью, незавершенностью, многосмысленным толкованием и тем самым побуждало читателя или участника сложения рэнку к сотворчеству в процессе развертывания цепочки образов. 
   Постепенно хокку стали восприниматься как самостоятельные произведения и дали начало жанру ХАЙКУ, который занял одно из главных мест в японской поэзии. 
   Сегодня хайку завоевало множество поклонников по всему миру. Пишут хайку и на русском языке. Если и вас заинтересовал этот жанр, то попробуйте при написании хайку придерживаться нескольких правил, приведенных ниже. Это поможет вам писать трехстишия приближенно к классическому пониманию хайку. Потом, когда правила будут усвоены, вы можете их «забыть» и перейти к написанию хайку в современном ключе, как это сегодня делают многие и на родине хайку. Сейчас в Японии существует несколько сотен школ хайку, составляющих две больших группы: школы «классического хайку» и школы «современного хайку».
Формальные моменты: количество слогов, кирэдзи, киго

Количество слогов и строк

   Вопрос о количестве слогов в хайку, написанном на русском и других языках, уже давно считается решенным. Русские слоги и звуковые единицы в японском – это разные вещи, можно лишь придерживаться общей схемы расположения слогов, помня, однако, про краткость и лаконичность. Пишите в три строки. Не превышайте формулу 5-7-5 больше чем в полтора раза, т.е. располагайте в каждой строчке не более 10 слогов. Старайтесь одну из строчек делать чуть длиннее остальных двух.
Сезонные слова

   После длительных многолетних литературных дискуссий и попыток отойти от канона современные японские поэты в большинстве своем все же согласились признать обязательным наличие в хайку сезонных слов. По их мнению, киго необходимы потому, что они влекут за собой определенные ассоциации, значительно расширяющие смысловую и эмоциональную ёмкость стихотворения. К тому же традиция использования сезонных слов сформировалась гораздо раньше хайку – в поэзии танка, и составляет важную часть японской художественной культуры. 
   В русской литературной традиции такая привязка слов к определенным сезонам не выражена столь отчетливо. Но все же рекомендуется включать в хайку слово или словосочетание, обозначающее состояние природы на момент, описываемый в хайку. Важны не сезонные слова сами по себе, а образы, которые они вызывают. Например «сажаем картошку» – поздняя весна; «бенгальские огни» – Новый год и т.д. При этом важно находить точные и лаконичные слова, переносящие читающего в то же самое ситуативное пространство действия хайку, что подразумевал автор.
  
  Ты улыбнулась. 
  С медленной льдины вдали 
  Птица взлетает. 
  Андрей Шляхов
  
   Если же вы хотите написать о каком-то исключительном природном явлении, свойственном только вашей области, городу или деревне, то пишите хайбун (небольшая прозаическая зарисовка, увенчанная хайку), иначе вас поймут только живущие рядом с вами.
Режущее слово

   Разделительное слово (кирэдзи) не имеет аналогов вне японского языка и заменяется знаками русской пунктуации – тире, запятая, восклицательный и вопросительные знаки, двоеточие, многоточие – т.е. интонационно, т.к. сами знаки могут быть опущены автором. Также допускается использование только строчных букв.
Двухчастность

   Хайку должно читаться легко и естественно. Не пишите хайку в три разных предложения – трехстишие будет выглядеть «рваным». 
   Также обычно не рекомендуется писать хайку одним законченным предложением. Делите хайку на две взаимосвязанные части, разделяя их знаками пунктуации и смысловой разбивкой и говоря в каждой из них о разном. Чем дальше будут разнесены части – при внутреннем тяготении друг к другу – тем сильнее будет пробегать ток от одного полюса стиха к другому. Например:
  
  бабье лето…
  над уличным проповедником
  смеются дети
        Владислав Васильев
  
   Взору предстает живописная, чуть ироничная сценка, поданная без давления на восприятие читателя, даже с некоторой загадкой – две части стиха разнесены довольно сильно. Но присмотревшись, можно разглядеть связующие ниточки, которые заставляют звучать пространство между строк: тепло бабьего лета в первой строке и смех детей в третьей, бабье лето как последний островок сезонной жизни природы и – проповедник как посредник между людьми и «истиной». «Будьте как дети» – приходит на ум под смех детей… Кто же приходит к людям и возвещает о мире ином, о лучшей доле и т.п. в тот момент, когда мир этот еще столь хорош и чарующ в своем последнем перед осенними холодами всплеске тепла, цветенье трав, празднестве цвета еще не облетевшей листвы…
Не пишите лишнего, но и не отсекайте нужное

   В хайку – минимум слов. Поэтому каждое значит очень много. Создавая хайку, отбирают только самые необходимые, точные слова.
  
  Взгляд на жену – 
  и снова 
  лепит кувшин гончар. 
  Багджо
  
   Если без какого-то слова можно обойтись в хайку, попробуйте без него обойтись. Избегайте повторов слов, корней слов, смысла – любого масленого масла – если это не является осознанной задумкой.
  
  планы на новый год 
  заваленный бумагами стол 
  планы на новый год 
  С.М.Ли
  
   Любое художественное произведение – это место встречи автора и читателя. Но для хайку это утверждение особенно актуально – ввиду малости его объема. Понятное с полуслова человеку одной культурной традиции может быть не понятным человеку, живущему в другой стране, с другими обычаями и привычками. В хайку такое сотворчество возможно только если они оба – автор и читатель – находятся в едином смысловом и культурном поле. 

   Точно так же может оказаться игрой в пустые ворота описание опыта человека с другой, нежели читатель, «эмоциональной планеты». Поэтому если вы хотите написать хайку, которое смогут понять другие люди, прежде подумайте, как построить мост от образа, появившегося у вас в сознании, – к образу, который должен возникнуть у возможного читателя.
  
  стал я стар 
  молодая картошка 
  зеленый лук 
  Боруко
  
Показывайте, а не рассказывайте!

   Рисуйте картину, показывая самый минимум, но закладывайте в него толику смыслового пороха. Акцентируйте внимание на одной-двух взаимосвязанных деталях так, чтобы можно было, ухватившись за кончик нити, размотать весь клубок. Читатель сам должен задать внутри себя вопрос «Почему?» или «Зачем?» и сам же найти ответ.
  
  Утренний сумрак.
  У дырок в заборе
  большие очереди
  Polay
  
  Первый летний дождик.
  Раскрываю и…
  складываю зонт.
        Феликс Тамми
  
Пишите о реальных, а не выдуманных событиях, используйте простые слова

   Не надо говорить высокопарно, пафосно или использовать «словечки», понятные только вам. Показывайте все таким, какое оно есть. Но соединяйте образы внутри хайку так, чтобы они могли задеть, тронуть читателя, заставить его задуматься. Представьте, что вы режиссер кинокартины, и все, что у вас есть – это три мгновенья и изображения, которые можно снять без спецэффектов; еще у вас есть запахи, прикосновения, тепло, холод, боль – все то, что можно воспринять органами чувств…
  
  елочный базар.
  сняв варежку ребенок
  гладит иголки
  Светлана Бобкова
  
   Ещё на заре формирования жанра творцы хайку называли его поэзией искреннего чувства и глубокой мысли. Для того чтобы хоть на секунду изменить читающего, чтобы соединить в трех строках вечное и преходящее, природное и человеческое, высокое и обыденное – чтобы сказать многое через малое, показав при этом тесную взаимосвязь всего сущего, хайку должно уметь сгустить ощущение, воспоминание, чувство. Такая смысловая концентрированность и точность может быть достигнута несколькими путями.
Не разжевывайте, а недоговаривайте

   Важные принципы поэзии хайку – недосказанность, многозначность и послечувствование.
  
  то один, то другой 
  вздрогнет 
  лист на яблоне 
  Ореховая Соня
  
   Автор хайку не называет чувство, а вызывает его, подводя читающего к развертыванию своей цепочки ассоциаций. Эффект, вызываемый хайку, сравним (по мысли Алексея Андреева) с эффектом недостроенного моста: перебраться по нему на «противоположный берег» можно лишь достроив его в своем воображении. 
   Откажитесь от слов «какая тоска», «мне так плохо», «любовь ушла» и т.д.
  
  маленький мальчик
  смотрит вслед поездам…
  закатное солнце
  Владислав Васильев
  
  потише радио 
  лицом прижался к стеклу 
  листок за окном 
  Petrovich_dk
  
  случайная встреча -
  зовем своих детей
  именами друг друга
  Тайша
  
  и в самом большом доме
  нет места
  для сорванных кувшинок
  Константин Карабчеев
  
Используйте прием контраста и противопоставления – объектов, планов, явлений, ощущений...

  
  С яростным треском
  Раскрываю полено
  Внутри тишина
        Андрей Шляхов
  
  капель по крышам
  переводят в летний вольер
  бегемотов
        Вячеслав Канин
  
  Застряли в пробке.
  Неспешно проплывает
  Белая тучка.
        Юрий Рунов
  
  Шум паровоза.
  Дрожат
  Слоники на комоде.
        Александр Врублевский
  
  Нет звездам числа
  По дну бездны бредем
  Я и моя собака.
        Кицунэ
  
Сопоставляйте, сравнивайте – объекты, планы, явления, ощущения...

   Это один из самых распространенных приемов в хайку. Размещайте рядом родственные объекты и явления. Только забудьте про слова «как», «будто», «словно», «похож» – просто находите те точки времени и


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     14:15 13.12.2016 (1)
1
снег за окном
статья  замечательная
спасибо грущу

     18:57 14.12.2016
Не грустите, Ирина! Спасибо за отклик!
     14:41 13.12.2016 (1)
5-7-5

Тропою Басё
грусть брела в зимний вечер.
Спасибо, Ито.

     18:56 14.12.2016
Смешно прохожим -
сгибаю пальцы в счёте
5-7-5! хокку?
7-7 слогов шагаю
и получаю... танка!


Спасибо, Лариса! Рада вам!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама