Неслучайно уже наши современники, перетянувшие «фото» Лисы из сказок в анекдоты, достаточно точно и определенно высказались в отношении данного персонажа**.
В сказках, баснях Лиса является отталкивающим героем, думающим об удовлетворении одной-единственной потребности: в еде.
Обратим внимание: важный и самодовольный Медведь-могу-песни-я-петь, глуповатый Волк-зубами-щелк, хвастливый и трусливый Зайка-побегайка с большим удовольствием выслушали странствующего певца-сказителя Колобка. И только Лиса, начисто лишенная стремления к прекрасному, оценила Колобка не как творческую личность, а исключительно как пищевой ресурс.
Лиса постоянно оказывается замешанной в истории с едой, с пищевыми запасами, со стремлением удовлетворить именно эту, самую низменную, потребность.
Мы говорим «Лиса» и по ассоциации вспоминаем:
виноград;
сыр;
рыбку, большую и маленькую;
кашу для Журавля, предусмотрительно размазанную по тарелке;
курятник и кур;
Буренку;
кадушку меда;
Зайчишку-серого хвостишку;
Петушка-золотого гребешка;
и т.д. до бесконечности, потому что насытить хитрую бестию не представляется возможным. Складывается впечатление, что под рыжей пушистой шкуркой, в сужающейся ее части, располагается язык, как орган вкуса, а далее идет огромный, вечно пустой, желудок, завершающийся «джойстиком»-хвостом. Ни сердца, ни, простите, мочеполовой системы как будто нет совсем.
И этого всепоглощающего монстра, точнее, монстрессу, природа наделила нежным (какая несправедливость!) лирическим сопрано!
И то сказать: кому не понравятся проникающие до глубины сознания ласковые слова: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка!»
_________________________
* «Пирамида Маслоу» – неофициальное название теории мотивации, разработанной в 1950-е годы ХХ века выдающимся американским психологом Абрахамом Харольдом Маслоу.
** Играют волк, заяц, лиса и медведь в карты.
Заяц спрашивает: «А что делать, если кто-то будет мухлевать?»
Медведь отвечает: «Ну, что же? Тот получит по морде. По наглой рыжей морде».
Из всего «пантеона» персонажей русских народных сказок Лиса - наиболее приземленный (если не проводить сравнение с неодушевленной и вечно стоящей как вкопанная на одном месте Печкой, пекущей то пироги, то хлеб, а то и зазевавшихся посетителей избушки на курьих ножках). Ограничивается первой, самой низкой ступенью пирамиды им. А. Маслоу*.