«Ты меня не коснёшься...» | |
Ценная бандероль стоимостью в один доллар 13 ч.14Blue Hope/Голубая Надежда
Корень Зла
Из России с любовью или разбитые сердца
Ты ко мне не вернёшься...
Нет, ты ко мне не вернёшься,
Меня не коснёшься,
Не вынесешь больше беды моей
(муз. группа «Планка»(1)
Так будут жить, томясь в разлуке,
Легко и бестелесно две души,
Князь, наслаждаясь, запивая муки,
Певица, претворяя в жизнь свои мечты.
(стихи автора)
А что чета Барятинских? И они уехали из России, жили за границей. То на юге Франции, то в Италии. В светском обществе и среди русских эмигрантов князь был хорошо известен. Вёл богатую событиями жизнь. О первой жене, прекрасной Лине, Барятинский не забывал, продолжая тайно любить. Как и покинутую им Россию.
Ты потерял свою Россию.
Противоставил ли стихию
Добра стихии мрачной зла?
Нет? Так умолкни: увела
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Что толку охать и тужить -
Россию нужно заслужить!
(Игорь Северянин 1925)
Барятинский много путешествовал по Европе, пути бывших возлюбленных иногда пересекались. После расставания такая тоска закрадывалась в душу, сердце сжималось от желания новой встречи.
Ещё томлюсь тоской желаний,
Ещё стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Ещё ловлю я образ твой...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда...
(Фёдор Тютчев)
В конце 1906 году вместе с Энрико Карузо Кавальери отправилась в Нью-Йорк, где 5 декабря дебютировала в Метрополитен-опера.
Живя в США, Кавальери очень много позировала фотографам, - для почтовых карточек, для журналов и рекламы всевозможных товаров, от парфюмерии, кондитерских и табачных изделий, одежды - до граммофонов.
Рекламная деятельность приносила ей немалый доход. Творчество и реклама отвлекали от душевных страданий. Так проходили год за годом.
"В конечном счёте, важные не годы жизни, а жизнь в годах"
(Авраам Линкольн)
Зиму 1910 года Барятинский проводил во Флоренции, где снимал шикарную виллу.
А Лина в это время пробует себя на принципиально новом поприще – принимается писать книгу для женщин. Увы, повальная страсть к писательству в те годы была такой же эпидемией, как и теперь.
Тема книги Лины Кавальери – как быть и оставаться красивой. Слог был никудышен, зато советы - действенны.(2)
Книга "Мои секреты красоты" сразу же завоевала популярность, а русский журнал "Дамский мир" за 1912 год перепечатывал советы оперной дивы.
"Если вы хотите сохранить хорошие волосы, мойте их раз в неделю".
"Чтобы иметь красивую линию рта, следует чаще массировать носогубный треугольник".
"Избавиться от морщин возле глаз поможет очень горячая вода..."
" Вы сохраните блеск глаз, регулярно промывая их розовой водой".
"Чтобы красота не увяла раньше времени, нужно соблюдать умеренную диету... "
"Руки выдают возраст больше, чем лицо,"- доверительно сообщала красавица.
Кроме того, она советовала соблюдать режим дня и как можно больше бывать на природе. Сегодня подобные советы кажутся более чем банальными, однако, в начале XX века, эти постулаты казались поистине революционными.
"Если желаете оставаться красивой, цепляйтесь всеми силами отчаяния за уходящую молодость", - подводила итог Кавальери.
Кавальери до сих пор оставалась незамужней, хотя не исключала вероятность скорого официального брака со сказочно богатым американцем Робертом Чандлером из могущественной семьи Астор. (3)
Разбитое сердце Лины тосковало долго, она решилась на брак с Чандлером после того, как он два года добивался её благосклонности.
Этот факт распространяла, муссировала пресса, преувеличивая его значение. О свадьбе судачили на балах и светских раутах. (4) Барятинский узнал обо всём и сильно запил. Он чувствовал, что сердце его бьётся неровно и всё тише...
Ты ко мне не вернёшься, даже... даже проститься,
Но над гробом обидно ты намочишь платок...
Ты ко мне не вернёшься в тихом платье из ситца,
В платье радостно-жалком, как грошовый цветок.
Ты ко мне не вернёшься: грезы больше не маги,-
Я умру одиноким, понимаешь ли ты?!.
(Игорь Северянин 1910)
В какой-то момент израненное сердце князя Александра не выдержало, с ним случился первый апоплексический удар. (5) На этот раз всё обошлось, понемногу начал выздоравливать.
Я побежден, Любовь, твоею силой!
И, если б я не знал надежды милой,-
Где жить хочу, там мёртвым бы упал!
(Петрарка "На жизнь мадонны Лауры" (LXXXV)
Через несколько месяцев, играя в бридж с друзьями, князь неожиданно упал со стула на пол и через несколько дней, не приходя в сознание, скончался. Сердце не выдержало, остановилось.
В завещании Барятинский просил похоронить его в Италии - родной стране своей незабвенной возлюбленной.
Мне плакать хочется о том, чего не будет,
Но что, казалось бы, свободно быть могло...
Мне плакать хочется о невозможном чуде...
(Игорь Северянин)
Искусство быть красивой и успешной
"Успеха добиваются те, кто не думают о поражении"
(Коко Шанель)
А что же Лина Кавальери? Она добилась своего! Сделала блестящую карьеру. Кавальери доказала, что женщина может достичь небывалых высот в своей профессии, вопреки общественному мнению того времени.
- Успех измеряется не тем, что Вы выполняете, а тем сопротивлением, которое Вы преодолеваете, - говорила она. (6)
В конечном итоге, с Кавальери заключает контракт дирекция Миланской оперы.
Кавальери пела в театре Сан-Карло в Неаполе, в Гранд-Опера в Париже, в театре Ковент-Гарден в Лондоне, а также в опере Монте-Карло, театрах Монако, Лиссабона, Неаполя, Равенны, Палермо, Флоренции, Варшавы, Москвы, Харькова, Петербурга и в других городах, на знаменитых подмостках Старого и Нового Света.
Удостоилась чести петь с самим Энрико Карузо (7) на сцене Метрополитен-Опера в Нью-Йорке. Впоследствии Кавальери пела с другими настоящими легендами мировой оперы: Руффо,Шаляпиным, Собиновым.
Среди её сценического репертуара – "Травиата" Джузеппе Верди, "Манон" и "Таис" Жюля Массне, "Фауст" Шарля Гуно, "Богема" Джакомо Пуччини, "Федора" Умберто Джордано и другие роли. (8)
Жюль Массне, увидевший Кавальери в главной партии своей "Таис", вовсе не пришёл в восторг от исполнения, хотя и оценил красоту и прелести самой исполнительницы.
"Ваша красота даёт вам право иногда фальшивить",- снисходительно, но при этом восторженно заявил он.
Кавальери восхищается и Леонид Собинов, но несколько в ином плане:
"Теперь восходит звезда... всё в ней так трогательно чисто, так бесконечно свежо. Это чудный цветок, это нежная, благоухающая весной орхидея, и за ней нельзя не ухаживать, ее нельзя не холить", - таково было мнение прославленного русского тенора о заезжей итальянской красавице.
Он восхваляет не только её красоту, но и артистический талант и чудный голос:
" ...её красота в её таланте только лишний штрих. Сколько ума во всех её сценических движениях, сколько музыкальности и вместе с тем темперамента в её фразах! Какая чудная у неё мимика. Прелестный, хотя и не поражающий какой-то феноменальностью голос, поддающийся легко колоратуре, кристальное "пиано", удивительный в речитативах грудной регистр. Да здравствует и расцветает этот чудный цветок!!!"
А вот ещё одно воспоминание:
"Вскоре, после того как я переехала в свой новый дом, Лина Кавальери заехала ко мне с визитом, – пишет Матильда Кшесинская – Она была поразительно красивой женщиной и вместе с тем очаровательной". (9)
Оценке знаменитой балерины можно верить – она была ревнива к чужой красоте и, соответственно, скупа на комплименты. Кшесинская отмечала:
"Кавальери произвела неизгладимое впечатление и на сына Володю. Хотя Вова и был ещё маленьким, он был поражён её красотою. Когда она спросила, желает ли он, чтобы она подарила ему свою фотографию, то он попросил дать ему такую, где были бы хорошо видны её чудные глаза".
(1) «ПЛАНКА» — музыкальная группа, образованная в 2001 году в Москве несколькими выходцами из города Набережные Челны. Бессменное ядро группы - это солистка и автор многих текстов Гульнара Мифтахова и музыкант Михаил Игнатов.
(2) Иванкина Галина © 2012
Дневник Жизнеописание певицы, модели и куртизанки Лины Кавальери | таня_северная - ВОЛШЕБНЫЙ ЛАРЧИК
читайте: http://www.liveinternet.ru/users/5113882/post268689564.
(3) Роберт Уинтроп Чанлер или Чендлер (1872- 1930) - член известной нью-йоркской семьи Астор
(4) Раут - торжественный светский приём, званый вечер без танцев, в отличие от бала.
(5) апоплексический удар - острое нарушение мозгового кровообращения, может привести к смерти
(6) высказывание Орисона Мардена. Орисон Суэт Марден (1850-1924) - знаменитый американский психолог и психотерапевт, автор Нового мышления.
(7) Энрико Карузо (1873-1921) - великий итальянский оперный певец, легенда вокального искусства XX века. Когда Карузо гастролировал в Нью-Йорке, хозяин отеля, где останавливался певец, повесил над входом табличку с надписью: "Здесь останавливался знаменитый путешественник Робинзон Карузо".
Умер Энрико Карузо 2 августа 1921 года в Неаполе от гнойного плеврита (воспаления плевры, внешней оболочки лёгких). Его тело было забальзамировано и на протяжении длительного времени было выставлено для всеобщего обозрения в стеклянном саркофаге. В 1929 году по настоянию вдовы Доротеи Карузо был захоронен в каменном гроте. После смерти певца по настоянию поклонники в его честь была изготовлена свеча, которую зажигали перед ликом Мадонны один раз в год. По расчётам эта свеча должна зажигаться на протяжении 500 лет.
(8) Жюль Эмиль Фредерик Массне ( 1842- 1912) - французский композитор, получивший известность благодаря своим операм, которых насчитывается более тридцати. Чаще других ставились две оперы - "Манон" (1884) и "Вертер" (1892)
Шарль Франсуа Гуно ( 1818 - 1893) - французский композитор, музыкальный критик, писатель-мемуарист. Основатель жанра французской лирической оперы.
Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мариа Пуччини (1858 - 1924) - итальянский оперный композитор.Некоторыми исследователями называется крупнейшим после Верди итальянским оперным композитором.
Умберто Менотти Мария Джордано (1867- 1948, Милан) - итальянский оперный композитор, представитель позднеромантической традиции в итальянской опере, сочетающий в своих сочинениях яркую эмоциональность с лёгкостью и изящностью изложения. Для большей красочности он вводит в оперы элементы фольклора или танцевальной музыки, фрагменты революционных песен, например, "Андре Шенье".
[i](9) Матильда Феликсовна Кшесинская (1872-1971) - артистка балета и педагог, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров. Известна своими отношениями с августейшими особами Российской империи, фаворитка цесаревича Николая в 1892-1894
|