Произведение «ДВА БРАТА, КАК ДВА КРЫЛА»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Произведения к празднику: День воинской славы России
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 599 +1
Дата:
Произведение «ДВА БРАТА, КАК ДВА КРЫЛА» участник на «Конкурс "Золотой Фонд Фабулы"»
07.01.2018
Предисловие:

ДВА БРАТА, КАК ДВА КРЫЛА

Сколько судеб перековеркала проклятая война и перечеркнула жизней! В последнее время я не могу ее называть Великой по причине того, что изначально от старославянского «великая» обозначала «величавая», в переводе на современный русский - спокойная, размеренная, широкая.
Любая война не может быть спокойной, величавой и размеренной. Это всегда утраты и боль, лишения и горе семьям. Это пот, кровь и соль. На сии размышления меня подвигли поисковики, которые полтора месяца назад в урочище «Красная горка»  бывшей Калининской области подняли останки солдата. При нем обнаружен смертный медальон и записка. К сожалению, она сохранена не полностью, но экспертам-криминалистам все же удалось прочитать, что 70 лет в окопе лежал и дождался человеческого нормального погребения Сидоров, уроженец деревни Баженово Дмитриевского сельсовета Мостовского района Челябинской области. Имени не удалось прочесть. По базе данных архива Министерства Обороны России нашли двух братьев Сидоровых из Баженово, которые на тот период 1942 года могли находиться на данном участке фронта – Андрея и Павла. Но кто есть кто? Это и предстояло выяснить.
   В Мокроусовский район полетела весточка о поисках возможных родственников Сидоровых для выяснения ситуации. Благодаря помощи главы Старопершинского сельсовета Е.П.Симанова и старожила деревни М.Д.Васильева, нашли Антонину Дмитриевну Михайлову, чья мама была замужем за Андреем Ивановичем , одного из предполагаемых солдат.  В Кургане,  выяснилось, проживает еще один сродный брат Андрея, Николай.  Поисковики сначала позвонили ему. Николай Иванович пояснил, что оба брата в семье считались пропавшими без вести. Неоднократно в советские годы были сделаны запросы и в Варгашинский РВК, и в архив Минобороны. Ответы приходили однозначные :«В списках не значатся».  Еще добавил, что в семье бытовала легенда, что Павел служил на стороне Власовской армии, где и сгинул в безызвестности. 
   Антонина Дмитриевна восприняла весть с волнением, так как до сих пор хранит семейную реликвию, доставшуюся от мамы – паспорт и свидетельство о рождении Андрея. Невозможно представить и мое волнение, (дрожали руки),по этому поводу: разгадка, казалось, совсем близко…Женщина рассказала, что Андрей Иванович женился на ее матери, когда ему  было всего 18 лет. Родились двое сыновей, которых в настоящее время нет уже в живых. Как только мальчишки немного подросли,  в 1936 году его забрали на действительную службу. Домой Андрей вернулся к 1941 году. А тут страшное известие: война! На фронт только что отслуживший направлен в звании сержанта. 
Далее, из документов архива Минобороны мы узнали, что служил Андрей Иванович Сидоров башенным стрелком  в 35 танковой бригаде 169 танкового батальона, входящего в состав 30 Армии на Калининском фронте. Мой друг из когорты поисковиков, опытный профессионал, образно выражаясь, «на брюхе» исследовал историю танка, на котором воевал Андрей. Поднял документы, рассказывающие о подбитой субмарине в ходе боевых действий за деревню Ягодино. Командиром танка Т-34 был младший лейтенант Сергей Гончаренко, в составе экипажа которого находился наш земляк. Из документов о представлении к награде - ордену «Красная Звезда» - узнаем, что «во время атаки д. Ягодино 10.01.42 года, экипаж тов. Гончаренко уничтожил 2 ДЗОТа, минометную батарею, 4 станковых пулемета, 2 крупнокалиберных пулемета и до двух взводов противника. Войдя в деревню, танк наскочил на мину. Ходовая часть была повреждена. Несмотря на массовый огонь автоматов противника, экипаж вышел из танка с целью восстановить поврежденную гусеницу, но она не могла быть восстановленной силами экипажа. Тогда командир приказал занять свои места в танке и продолжать вести огонь из пушки и пулемета до полного расходования боеприпасов, находясь под прицельным огнем противника. Израсходовав все боеприпасы, видя дальнейшую бесцельность пребывания в танке, экипаж, сняв затвор с пушки, закрыв наглухо люки танка, вышел из него. Экипаж танка около 20 часов находился под обстрелом, ведя огонь из оружия на поражение, проявив при этом полное хладнокровие и спокойствие рассудка, здравое решение». Заключение Военного Совета Армии - представить к награде «Боевое Красное Знамя» Сидорова Андрея Ивановича. О том, что Андрей не без вести пропавший, как указал ранее Мостовской  райвоенкомат, доказывает  извещение за № 114, сохраненное в Подольском военном архиве. В нем указано, что «старший сержант Сидоров Андрей Иванович, в боях за социалистическую Родину, верный военной присяге, проявив героизм и мужество, убит в бою 14.09.42 г под г. Ржев Калининской области. Похоронен на северо-восточной окраине города». Почему-то извещение это пришло в Ново - Спасовский райвоенкомат Челябинской области. Может быть, по этой причине Андрей до сих пор считался без вести пропавшим? И бездействие Варгашинского, ранее Мостовского,  военкомата в советские годы по поиску воина тоже сыграло свою роль…
   Павел Иванович Сидоров, согласно документам из того же архива Министерства Обороны, воевал в 164 стрелковой дивизии. Поисковики точно установили место ее дислокации с 29.08 – 22.09.1942 года. Из исторического формуляра Л.2, Ф. 164 сд. Оп.1. Д.1. узнаем, что: «На основании приказа Первой Резервной Армии от 7.7.42 г. дивизия переезжает по железной дороге в район боевых действий г.Велев и 10 июля сосредоточилась в районе Ишутино в 10-15 км. От переднего края, где вошла в состав 61 Армии Западного фронта. 16.7. дивизия погрузилась в эшелоны и 18.7.42 г. прибыла на ст. Волоколамск-Шаховская, где вошла в состав 31 Армии Западного фронта и до 29.7.42 г. находилась в резерве. 
30 июля 1942 года дивизия получила приказ 31 Армии за № 0016/ОП о прорыве обороны противника в полосе Сновидова - Восицыно. Части дивизии атаковали передний край противника и овладели рубежом Околев (высота 199,0). За два дня боевых действий дивизия овладела 11 населенными пунктами, уничтожила 900 солдат и офицеров, продвинулась вперед до 20 км. Продолжая выполнять поставленную задачу, преодолевая организованное огневое сопротивление противника, отбивая яростные его контратаки, дивизия с 8 по 11.08.42 г. вела тяжелые бои за формирование р.Вазуза с задачей – овладеть Красное. Несмотря на беспрерывные атаки и бомбежки части дивизии очистили восточный берег реки Вазуза и овладели селом Красное, уничтожив при этом до 800 солдат и офицеров противника, 12 станковых и 7 ручных пулеметов».
   Населенный пункт Красное и Красный овраг в настоящее время находятся в одной и той же местности, так что выходит, что ребята подняли останки Павла Сидорова, который воевал в составе 620 стрелкового полка 164 стрелковой дивизии в звании лейтенанта на должности заместителя командира роты. Только вот почему не похоронили после боя командира, до сих пор остается загадкой.
   Останки нашего земляка, равно как и реликтовые вещи, ему когда-то принадлежащие, остаются  в поисковом отряде. Пока некому выехать и к месту перезахоронения героя, которое состоится в августе-сентябре этого года. Но это уже другая история, по какой причине… 
Два брата, как два крыла, воевавшие на одном фронте, принявшие смерть в ратном бою с разницей в три месяца, бывшие друг от друга в непосредственной близости примерно в 300 километрах  и не встретившиеся больше на земле…как это печально. Н.И.Сидорова, жена еще одного из братьев, Михаила, с горечью вспомнила, что когда тот был жив ,  всегда на 9 мая поднимал стопку горькой за своих без вести пропавших…Благодаря поисковикам, имена двух братьев - солдат вернулись на свою малую родину…
 
Реклама
Реклама