Blue Hope/Голубая Надежда
Корень Зла
Бриллиантовые королевы
Личное дело Лидии Руслановой
В мире, полном ненависти, нужно уметь надеяться.
В мире полном зла, нужно уметь прощать.
В мире, полном отчаяния, нужно уметь мечтать.
В мире, полном сомнений, нужно уметь верить.
(Майкл Джексон)
Судьба Лидии Руслановой в чём-то сходна с судьбой ещё одного великого русского певца - Фёдора Шаляпина: оба из простой семьи, поднялись на вершину славы из низов дореволюционного общества благодаря мощному обаянию, крестьянской настойчивости и нечеловеческой работоспособности.
Но если Шаляпин, став "барином", не принял революцию и уехал за границу, то Лидия Андреевна навсегда осталась любимицей простого народа, даже несмотря на то, что о её немыслимых по тем временам богатствах в СССР ходили легенды, а после ареста в 1948 году её обвиняли в буржуазном разложении и антисоветской деятельности... Но за песни "Синий платочек" и "Валенки" народ мог простить ей всё.
Девочка из крестьянcкой семьи
Лидия Андреевна родилась в крестьянской семье 27 октября 1900 года недалеко от Саратова, в селе Чернавка Сердобского уезда на берегу великой русской реки Волги. Руслановой она стала не сразу.(1) Поначалу она была Агафьей Лейкиной. Дома её звали Агаша.
Семья была очень бедной. Отец Андрей Маркелович работал грузчиком на пристани. Дядя Яша - брат отца - был деревенской знаменитостью. "Самородок очень высокой пробы" - так впоследствии назвала его Лидия Русланова.
Яша пел на деревенских праздниках, посиделках и свадьбах. Он знал много песен, но более всего слушатели ценили его "импровизации". Вместе с бабушкой, необыкновенной певуньей, маленькая Агаша ходила по свадьбам, слушала песни, сама подпевала.
- Я не помню, когда научилась петь, - позже рассказывала Лидия Андреевна.
Пели тогда на деревне очень много: от утренней до вечерней зорьки, на полевых работах и на гуляниях.
"Первая настоящая песня, которую я услышала, был плач, - вспоминала Русланова. - Отца моего в солдаты увозили. Бабушка цеплялась за телегу и голосила. Потом я часто забиралась к ней под бок и просила: "Повопи, баба, по тятьке". И она вопила: "На кого же ты нас, сокол ясный, покинул?..".
Перефразируя некрасовские строки, заменив слово "стон" на слово "плач", что в принципе одно и то же, получится:
"Этот плач у нас песней зовётся!"
Не зря бабушка убивалась. Вскоре пришло официальное известие:
"Лейкин Андрей Маркелович погиб на русско-японской войне".
Пройдёт некоторое время и он вернётся. Но вернётся изменившимся до неузнаваемости, нищим инвалидом. Не открывая себя, будет стоять на паперти - крыльце перед входом в церковь
Мать Лидии, Татьяна, так и не узнает об этом. Она осталась одна с тремя детьми, слепой свекровью и больным свёкром. Чтобы прокормиться женщина
вынуждена была устроиться на кирпичный завод в Саратов. Детей приютили родители отца, которые сами жили в бедности. Татьяна недолго работала на заводе. Выполняя тяжёлую работу, она надорвалась и вернулась в деревню.
Мать лежала больная, а Агаша расхаживала по русской печке и пела все песни подряд, какие знала - и деревенские, и городские.
Начинала кокетливо, с шуткой:
"Говорят, что я кокетка,
Что любить я не хочу,
И видали, как нередко
Равнодушием плачу.
(А.Н.Андреев)
Потом с чувством, продолжала:
Мне всё равно, страдать иль наслаждаться,
К страданьям я привыкла уж давно.
Готова плакать и смеяться
Мне всё равно!
Мне всё равно, сердечная награда,
Любовь забыта мной давно,
Меня не любят? И не надо!
Мне всё равно!
(Ф.Б.Миллер)
Агаша представляла, что печь - это сцена и пела очень проникновенно:
Расстались гордо мы: ни словом, ни слезою
Я грусти признака не подала.
Мы разошлись навек...но если бы с тобою
Я встретиться могла!
Без слёз, без жалоб я склонилась пред судьбою.
Не знаю: сделав мне так много в жизни зла,
Любил ли ты меня...но если бы с тобою
Я встретиться могла!
(В.С.Курочкин)
Девочку слушали и удивлялись:
"Вот бесёнок, какая памятливая".
Вскоре мать умерла. Заботы о семье легли на Агашу и на слепую бабушку. Они ходили по Саратову и окрестным деревням, пели и христарадничали (просили милостыню). Девочка пела:
Пусть погаснут ночные светила.
Жизнь летит...а за жизнью могила,
А до ней люди нас разлучат..
Погоди! - люди спят, ангел милый!
Погоди! - ещё звёзды горят!
(Н.П.Греков)
А бабка причитала:
"Сироты, мамка их померла, а батя их за веру, царя и отечество кровь проливает... подайте копеечку".
Выступления пользовались успехом. Уличную певунью приглашали даже в богатые купеческие дома. Вскоре умерла и бабушка. Агаше исполнилось к тому времени семь лет. Она продолжала ходить с холщовой сумкой. Несмотря на печаль, Агаша пела и веселила народ частушками. Так всегда с ней было в горе. Спустя годы, когда её репрессировали и она попала в лагеря, Лидия Алексеевна веселила товарок по несчастью. Но по заказу тюремного начальства никогда не пела.
Хождение с сумой продолжалось почти год, пока на талантливую девочку не обратила внимание вдова чиновника, погибшего в Русско-японской войне. Пожалев сирот, она решила за свой счёт пристроить детей по приютам. На каждого писала прошение, ходила по инстанциям и добилась того, что все дети были пристроены. А Агашу устроила в лучший в Саратове приют при Киновийской церкви.
Вдова заявила:
- Имя и фамилия выдают крестьянское происхождение девочки. Надо что-то звонкое и запоминающееся!
Тогда и появилась фиктивная грамота с новой фамилией и новым именем. Только отчество не изменилось: Русланова Лидия Андреевна.
В приюте для девочек, куда определили Лиду, уроки пения вёл регент местной церкви.
"Да у тебя хороший голос", - похвалил он её однажды и определил в церковный хор.
Лида стала солисткой. Со всего города люди собирались послушать Сироту. А ещё её называли Ангелом. Её детский голосок был таким, будто сам ангел пел в церковном хоре.
У собора уже давно стоял солдат-инвалид с Георгиевским крестом и никто, кроме Лидии, не знал, что это был её отец. Объявить себя не мог - тогда бы детей выгнали из приютов, а прокормить их был не в состоянии - сам попрошайничал. В конце зимы он простудился, заболел воспалением лёгких и скончался в больнице для нищих.
Путь к славе
Что слава? Яркая зарплата
На ветхом рубище певца.
(А.С.Пушкин)
После приюта Лиду отдали на мебельную фабрику. Некоторое время она жила у дяди, работала на разных фабриках.
"За песни мне все помогали", - рассказывала Русланова.
Она была подростком, когда началась Первая Мировая война. Начальник санитарного поезда взял Лидочку в свою часть сестрой милосердия. Её голос действовал на раненых не хуже лекарства. Девочка пела и для солдат, отправлявшихся на фронт.
Её услышал преподаватель саратовской консерватории Михаил Медведев. Он взял Лидию Русланову в консерваторию и пророчил ей блестящее будущее:
- У тебя талант! Ты станешь ведущей оперной певицей!
Русланова верила в свои силы:
- Моя вся сила в непосредственности, в естественном чувстве, в единстве с тем миром, где родилась песня.
Некоторые студентки закрывали носы и отворачивались от Лидочки, заявляя пренебрежительно:
- Фу! От тебя политурой пахнет! (2)
А Лидия им отвечала:
- Вот я вам сейчас запою, и запахнет полем, цветами. Почувствуете как дует ветерок и услышите, как журчит ручеёк.
Девчонки сначала смеялись, но потом убеждались в правоте слов "народной певички", как они её назвали.
В консерватории Русланова училась на протяжении двух лет, и в итоге решила, что будет исполнять народные песни.
- Наконец я поняла, что академической певицей мне не быть. Мой истинный путь - народная песня, в которой боль и удаль русской души!
Первый официальный концерт Руслановой состоялся сцене Саратовского оперного театра перед депутатами, прибывшими на Совет рабочих и солдатских депутатов.
Большинство пришли с фронта и слушали затаив дыхание. Никого другого так не слушали.
Русланова спела всё, что знала, а публика не расходилась.
- Что делать? - спросила Лидия.
- Начинай всё сызнова, - закричали солдаты.
"Успех вызывает зависть. Это ранит, когда тебя не понимают. И вне зависимости от того, как бы ты ни пытался добиться понимания, все равно найдутся те, кто будет тебя осуждать"
(Майкл Джексон)
В 17 лет Русланова была уже опытной артисткой, не боялась ни сцены, ни публики. Своим пением она заслужила всеобщую любовь.
В 1917 году Лидия Русланова вышла замуж за интенданта Виталия Степанова лет тридцати пяти, "из благородных". В мае 1917 у неё родился сын, но он умер не прожив и месяца. Ему даже имя не успели дать.
О Степанове сведений не сохранилось. Лидия Андреевна прожила с ним около двух лет и рассталась в 1918 году.
Потом была Октябрьская революция. Русланова ездила с гастролями по всей стране. Гражданская война застала в Ростове на Дону. Господь берег Русланову, словно крылья над ней раскрыл, защищающие от шальных пуль и злых людей. Красноармейцы боготворили её. Каждую песню принимали на бис.
В 1921 году Лидия Андреевна переехала в Москву. Началась жизнь профессиональной певицы. Бесконечные концерты, гастроли, выступления по радио. Популярность была феноменальной. Её голос было невозможно забыть. Красивый и сильный, широкого диапазона. Он вызывал удивительные чувства. Кому-то она напоминала сестру, а кому-то и мать.
"Красивые птицы поют хуже других. То же относится к людям. В вычурном стиле не стоит искать глубокую мысль"
(Георг Лихтенберг)
Была ли Русланова красавицей? Строго говоря, нет. Но она создала свой стиль не только в одежде, но и в исполнении народных песен, который собирала всю жизнь.
"Красота - как драгоценный камень: чем она проще, тем драгоценнее"
(Фрэнсис Бэкон)
Но была в Лидии Руслановой особенная стать. Выходила на сцену стремительно. Когда пела, она широко заносила руку, в этом жесте были и широта души, и удаль.
"Все женщины красивы, независимо от их взглядов. Просто нужно прикоснуться к их душе с уважением и признательностью за их внутреннюю красоту, и вы с радостью будете вознаграждены"
( из Интернета)
Лидия некоторое время жила в Бердичеве, Могилеве, Киеве. В 1919 году Русланова переехала в Винницу, где познакомилась с сотрудником ВЧК Наумом Науминым, с которым прожила 10 лет.
"Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри"
(Купер Джеймс Фенимор)
В 1923 году в Ростове-на-Дону Русланова дебютировала в качестве эстрадной певицы. Первый концерт прошёл с огромным успехом. Ещё не забылись годы Гражданской войны и Русланова пела самую популярную песню тех лет "По долинам и по взгорьям". Русланова была замечена на профессиональной эстрадной сцене и уже в следующем 1924 году приглашена солисткой в
| Помогли сайту Реклама Праздники |