Blue Hope/Голубая Надежда
Корень Зла
Уходя, не уйду
Чаепитие по-фризски
"Чай пить - не дрова рубить"
(пословица)
Лоттинген открыл термос и по салону автобуса распространился восхитительный чайный аромат. Все невольно сделали вдох и задержали дыхание.
- Я добавляю в чай немного рома, когда не сажусь за руль автомобиля, - профессор протянул кружку Болдуману. - Предлагаю попробовать.
Хитро улыбнувшись, несколько высокопарно произнес:
- Выпьем! Вот вам кружка! Сердцу будет веселей!
Михаила, как и других это очень развеселило.
- Вы читали Пушкина?
- Хотя это некстати, но...
Я помню чудное мгновение...
- Ну, профессор, вы и даете! - восторгались русские туристы, турпары, как их называл Болдуман.
- Профессор, он и есть профессор!
Михаил взял кружку и с превеликим удовольствием сделал глоток, другой и допил до дна. Чай не был слишком горячим, но и не холодным. Термос хорошо держал тепло. Неожиданно Болдуман для себя заговорил по-немецки. Потом перешёл на нидерладский или голландский...
- Wunderbarer Tee! Чудесный чай! Herzlichen Dank! Большое спасибо! Вот, скорее так: Prachtige Thee! Нeel hartelijk bedankt.
- Je zal niet willens en wetens verkeerd. Вы не зря ошиблись.
Ведь чай достиг Германии благодаря Голландии. Чай долго считался растением, обладающим медицинскими свойствами, и пользовались им, в основном, только женщины, которые покупали его в модных тогда магазинах лечебных трав, предшественниках наших современных аптек.
В аптечных ценниках Herba thea упоминается в 50-60-е годы XVII века: в 1657 году в Нордхаузене, в 1662 году в Лигнице и Ульме. (1)
Самым большим поклонником чая был врач Великого курфюрста Фридриха Великого нидерландец Корнелиус Деккер. (2)
Великий курфюрст Фридрих Вильгельм забрал его в Берлин, сделал своим лейб-медиком и профессором университета во Франкфурте-на-Одере.
Деккер больше известен под семейным именем Бонтекое, которым он обязан пёстрой корове, нарисованной на доме его отца. Доктор Бонтекое в своих статьях страстно выступал за употребление чая.
"Чай помогает почти от всех недугов, а не только от подагры, которой страдал курфюрст, - писал доктор. - Чай может помочь человеку, истощённому и одной ногой стоящему в могиле, он придаст ему силу и даст новую жизнь...После чая человек чувствует себя бравым, весёлым, сильным, жизнерадостным и полным сил".
Когда Бонтекое-Деккера спрашивали:
- Сколько нужно пить чая, чтобы быть здоровым?
Он неизменно отвечал:
- 50 чашек в день вполне достаточно. Можно пить ещё больше, но 200 чашек - это естественный предел. Чай содержит девять сил: Первая воздействует на рот, вторая на желудок, третья на кишечник, четвертая на кровь, пятая на мозг, шестая действует против опьянения, седьмая против цинги, восьмая превосходит действие ванны и теплой воды, девятая действует против температуры.
Турпары вновь зашумели.
- 50 чашек!
- И 50 чашек много, а тут 200...
- Врачи рекомендуют пить в день 2-2,5 литра воды, не менее, - сказал Болдуман.
- Согласен! - согласился Лоттиннген. - Но так считал Деккер. Вот только его жизнь доктора оборвалась слишком рано.
Деккеру было только 38 лет, когда он упал на лестнице в Берлинском дворце, и ему уже ничто не могло помочь. Подозрения в том, что Деккер был подкуплен Нидерландской Ост-Индской компанией, так и не были опровергнуты. Во всяком случае его пропаганда чая способствовала тому, что народ меньше пил шнапса, пива и вина. В книге "Полное описание природы и минералов", вышедшей в 1700 году, есть строчки, восхваляющие чай как панацею:
Если ты хочешь
заботиться о своем здоровье
и избегать разных болезней
до глубокой старости,
пей чай!
Этот благородный напиток
сохранит тебе молодость!
Но частью повседневной жизни чай стал только к концу XVIII века - в 1772 году. К тому времени на немецком рынке можно было приобрести 60 сортов чая, привозимых из Китая Королевской чайной компанией, основанной в 1752 году. Его ввозили через Гамбург и Бремен.(3)
Пить чай можно было из украшенного золотом и серебром фарфора, сделанного на заводах Мейсена, Байройта и Ансбаха.(4)
Мейсенский фарфор
Именно в это время немцы отказались от утренней тарелки супа и заменили её чашкой чая.
- Естественно, чай в то время был дорогим удовольствием, раз пили из фарфоровых чашек, которые сейчас считаются винтажными.
- Антиквариат, ничего не скажешь!
- Что сказать? В период с XVI по XVIII век на всей территории современной Европы основным напитком было пиво. Пиво было особенно распространено среди беднейших слоев населения, что объясняется очень просто - зачастую этот калорийный напиток был и единственной доступной едой.
Чай с большим трудом пробивал себе дорогу в Германии. Большая часть немцев привыкла употреблять алкоголь и кофе. Поэтому даже среди интелигенции чай воспринимался не однозначно. Так к примеру Гейне относился к чаю очень скептически, в противовес Гёте, который был большим любителем чая и предпочитал проводить у себя чайные вечера, на которые собиралось большое количество знаменитых людей Германии того времени.(5)
В XIX веке чай являлся принадлежностью салонов высшего общества и артистических кругов. По тому, как выглядел налитый в чашку чай, судили о успехах в амурных делах.
- Как это? - удивился Болдуман.
Для него, как и для других многое, о чем рассказывал Лоттиннген, было настоящим открытием.
- К примеру, немного пены на поверхности жидкости сулило вам получение любовного письма или даже поцелуй.
Все зашевелились. Оксана не выдержала.
- А мы с девчонками по пенным пузырькам на чае считали, сколько у нас будет денег.
- Какие вы меркантильные! - проговорила Айдана. - Я согласна с профессором. Любовь на первом месте!
- Но лучше и то, и другое, - пробурчала Оксана.
Лоттинген никак не прокомментировал словесную перепалку девушек. Он продолжал:
- "...рассаживались за столом, пили чай и беседовали о любви", - писал поэт Генрих Гейне."(6)
В середине XIX века немцы переняли у англичан их любовь к пуншу - смеси рома, бренди, сахара, лимона и чая, даже, несмотря на то, что многие считали это кощунством. Несколько позже немецкие любители чая открыли для себя вкус черного чая, и к 1880 году 20% немецкого импорта приходилось на продукт, доставляемый из Индии и Цейлона.
Но надо признать, что такой популярности как в Англии, чай в Германии всё таки не смог завоевать. Немцы больше отдают предпочтение кофе и пиву.
Среди немцев, пьющих чай - фризы, особенно восточные фризы. По употреблению чая они занимают особое место.
Чайная история этого народа очень интересная, порой драматичная, а местами удивительная! (7)
Фризы ранее употребляли пиво во всех мыслимых вариантах: холодное пиво, тёплое пиво с медом, тёплое пиво с яйцами и даже готовили суп из пива!
Все просто ахнули! Иван Тимофеевич хмыкнул, а Сергей Алексеевич заявил:
- Моим работягам суп из пива, вполне возможно, пришёлся бы по душе. Если он будет с сушёной рыбкой. Любители пива, ничего не скажешь! А вот тех, кто пьёт водку, мы не держим!
Лоттинген только пожал плечами.
- Немцы любят не столько пиво, сколько шнапс...
Но тут же переключился на рассказ.
- Кстати, пивоварни Фрисландии производили на редкость невкусное пиво, а то, которое привозили из Гамбурга или Бремена стоило очень дорого.
- У нас пиво не так дорого, как водка, - вздохнул Сергей Алексеевич, - вот и пьют пиво...Хотя от водки мало кто отказывается. Многие так уходят от житейских проблем.
- Да...со времён Средневековья фризы имели дурную славу. Они чуть ли не ежедневно устраивали "пивные фестивали", вроде популярного в Германии Octoberfest. Известен исторический анекдот XVI века.
- Интересно! - опять вмешался Сергей Алексеевич. - Расскажите! Мои работяги постоянно травят анекдоты.
- Что значит "травьят"? - удивился Лоттинген, делая в слове ошибку.
- То же самое, что рассказывают, - уточнил Болдуман.
- Klar! Понятно! Also, так вот, немецкий учёный доктор Хенрикус Уббиус Dr. Henricus Ubbius в письме к своему итальянскому другу писал: "среди фризских женщин бывают редкостные красавицы, только разглядеть это очень сложно, потому что они всё время сильно пьяны".
- Да...У нас, конечно, есть женщины пьющие, их не так много, но выглядят они nicht schon, не красиво! - заговорил Болдуман, переходя с русского на немецкий. - Одутловатые лица, нечесанные волосы/geschwollenes Gesicht, ungepflegte Haare...
- Schrecklich!Ужасно! Вот тогда вмешалась kirche, церковь. Чай воспринимался как альтернатива спиртным напиткам. И это помогло! Сейчас больше всего фризы пьют чай, да в таких немыслимых количествах... Представляете! - Лоттинген оглядел всех, сделав небольшую паузу. - Потребляя в год на душу населения более 2,5 кг. чая, a в середине XX века - около 3 кг. А по остальной Германии в настоящее время ~ примерно 250 грамм (!) на душу населения.
- Ого! Вот это разница! - удивился Болдуман. - Всего большая пачка чая. У нас и то пьют больше. А как фризы стали такими любителями и ценителями чая?
Лоттинген будто ждал этого вопроса.
- Помогла их репутация хороших моряков, умелых лоцманов и капитанов. Фризы тесно сотрудничали с голландским и британским торговым флотом.
- Известно, что в 1610 году корабли голландской Ост-Индийской компании доставили первые партии чая в Европу. Видимо, в то время фризы и познакомились с чаем? Верно?
Историк Алексей Анатольевич не мог не вмешаться. Он читал лекции своим студентам о международной торговле.
- Интересно, что купцам, торгующим колониальными товарами, часто в нагрузку продавали китайский фарфор, а чайная посуда использовалась в качестве балласта, стабилизирующего осадку парусника.
- Не может быть?! - Надежда Константиновна чуть не выскочила с своего места. - Даже сейчас китайский фарфор очень ценится.
Историк посмотрел на пожилую женщину. Она Алексею чем-то напоминала рано ушедшую из жизни маму. Помотал головой, отгоняя грустные воспоминания, но это не помогло.
Лоттинген, до этого внимательно слушал, пользуясь заминкой, заговорил:
- Сохранилось сообщение об одном корабле из Гамбурга, который в 1694 году сел на мель между островами Балтрум и Лангеог. Жители соседнего острова Шпикерог подобрали выброшенное морем имущество, среди которого был и ящик чая. Они думали, что это сушёные овощи и сварили суп со шпиком. Значительно позже фризы научились готовить ароматный напиток из чайных листьев.
Все слушатели удивились и заговорили наперебой:
- Чайный суп? Это ж надо такое придумать!
- Суп с чаем? Не пробовали!
- Да, чего только не бывает! - согласился Лоттинген.
А историк Алексей Анатольевич напомнил события из отечественной истории:
- Помните, когда в России появился картофель, цветы сделали украшением? Лишь потом стали в пищу употреблять клубни...А сейчас картофель - это основная наша пища. Если уже и в колбасу его добавляют.
- Вот также и фризы не могут представить день без чая. Прославление лечебных свойств чая голландским врачом Деккером достигли и берегов Остфризских островов и сыграли свою роль.
Во Фрисландии чайная торговля получила развитие только в 1720 году. В те времена лучшим и самым дорогим, доступным лишь богачам и знати, считался зелёный чай,
| Помогли сайту Реклама Праздники |