Наташа открыла глаза. Что там за окном? Надо же, солнце! Как хорошо! Не то что вчера, когда весь день напролёт хлестал дождь. И она так некстати умудрилась промокнуть. А сегодня совсем другое дело. Солнце. Этой весной- это такая редкость. Быстро вскочив с кровати и выполнив все привычные утренние процедуры, Наташа выбежала на улицу. Надо накормить Снежка. Это её ежедневная обязанность. Снежок уже нетерпеливо перебирал лапами, не имя возможности далеко отойти из- за пристёгутой цепи. Вот так и приходится его держать. Иначе... всё, прощай куры. Любитель он до этого дела. Да ладно бы только своих таскал, он и до соседских большой охотник. Есть не станет, кинет. а задушит непременно. Зато зимой он вовсю резвится на свободе. Никому не мешает. Бегает, где хочет. А без собаки как?
-Снежок! Снежок! Хороший!- ласково гладит пса по лохматому загривку Наташа.
-Кушай! Кушай!
Но надо торопиться. Сегодня 30 мая. Первый экзамен. Русский язык. Девочка быстро вбегает по ступенькам крыльца. Алёнка, вот соня, ещё спит. Ну и пусть. Закончила в этом году первый класс. Теперь по утрам отсыпается. Завтрак в холодильнике и на плите. Быстро наливает Наташа молока из банки, подогревает остывшую вермишель. Что- то есть совсем не хочется. А это Мурзик. Опять озорник крутится под ногами. Ведь кормила его уже мама. Ну ладно!
- Сейчас, сейчас!- отливает девочка из своей чашки в пустую консервную банку, служащую кошачьей миской. Вот так и живут они впятером. Мама работает в посёлке на почте. Почти каждый день ездит на автобусе к семи тридцати. Хорошо хоть ехать недолго- пятнадцать минут. И хорошо, что есть такая работа. Только...Вот опять идут разговоры, да и не просто это разговоры, так и будет на самом деле. Сокращают работников почты. Переводят филиал в ближлежайший город Семёнов. Вот и гадай теперь, кого сократят. А маме ещё восемь лет до пенсии. Как они будут? В деревне работы никакой нет.
Тряхнув головой и отогнав сумрачные мысли, Наташа принялась расчёсывать голову. Да и то сказать, волосы у неё замечательные- самой нравятся. Можно разные причёски сделать. Только не очень любит она этим заниматься. Куда привычнее собрать их в одну большую русую косу. А причёску. Причёску ей Ленка на выпускной сделает. Ведь выпускной- это уже так близко. Уж, ну вот совсем рядом, только экзамены надо сдать.
Ну вроде всё. Ничего не забыть. Гелевая ручка с чёрным стержнем, паспорт без корочек. Да ещё взять одноразовых салфеток. Нос начинает шмыгать.
-Ну, ни пуха, ни пера!- пожелала себе Наташа, выходя из дома. Тут недалеко. А вот и школа. Кирпичная, двухэтажная. Родная школа, где всё до боли знакомо. Вот и одноклассники уже подходят. А это незнакомые ребята, из Галибихи, кажется, приехали на автобусе. А вот ещё автобус. Нина Николаевна собирает всех под своё крыло, проверяет, не забыл ли кто что- нибудь. Хорошая она, Нина Николаевна. Сколько времени и всё с ними. Всегда всё объяснит, поможет, подскажет. Вот и сейчас словно наседку облепили её ребята. А девчонки даже прижались. Солнце солнцем, а день холодный. Ветрено стоять на пороге школы. Ну теперь уж недолго осталось.
И вот запускают. Сначала все проходят на второй этаж и там раздеваются. Наташа скидывает курточку. Как же здесь холодно. Зябко переводит плечами. Зубы непроизвольно начинают выбивать дробь. Может это нервное? Все спускаются со сопровождающими вниз. Ученики в развёрнутом виде показывают паспорта, расписываются в соответствующей графе, что они ознакомлены с правилами проведения экзаменов, проходят в вестибюль. Руководитель ППЭ говорит о недопустимости проноса на экзамен лишнего: как- то шпаргалки, сотового телефона. Сто раз уж это слышали. Никто и не понесёт, себе дороже. Звучат пожелания хорошей сдачи экзаменов и все расходятся по распределённым аудиториям. Там, где Наташа, аудитория №4- одиннадцать человек. Каждый занимает определённое место. Опять звучат инструкции. Теперь их озвучивают учителя, которые будут находиться с ребятами. Заполняются бланки.
И вот звучит она. Аудиозапись. Надо её прослушать, а потом написать изложение. Мысли почему- то путаются и не могут ухватить главного. Да и само изложение вроде нетрудное: про искусство и о людях искусства. Сейчас она соберётся и напишет. Она же готовилась к подобной работе. У неё всё получится. Быстро замелькала ручка в руке, едва касаясь бумаги. Пусть сейчас коротко и не всё. Потом она расширит написанное. Сейчас главное- ничего не забыть. Частое биение сердца понемногу приходит в норму. Всё готово, можно переписывать на чистовик. Но как же холодно. Невольно Наташа отрывает взгляд от листа и оглядывает собравшихся. Из их школы только пятеро. Вот этот в одной лёгкой белой футболке. Он из Богородска, кажется. Ему что не холодно? Вот больной. Так собрался на экзамен. Видно, тоже холодно. Парень бросает писать и начинает ладонями массажировать себе руки. Потом снова хватается за ручку.
Изложение готово. Теперь взять текст, выполнить тринадцать заданий и написать мини-сочинение. Наташа, наверное, остановится на первом варианте. У неё это хорошо получается. Холод предательски забирается по платье. Капроновые колготки. Они же совсем не греют. Непризвольно начинает шевелить пальцами ног, постукивать подошвами туфель. А учителя. Одна тоже в колготках. Учителям тоже холодно. Одна из них постоянно утыкается в носовой платок. Но они хоть сидят на мягких стульях. А это дерево, на котором сидит девочка.
Кажется, никогда так не было холодно в здании, даже зимой. Или весна в этом году вот такая: аномальная. Весна. Последний звонок. Для многих действительно последний. И Миша. Миша собирается уходить из школы, поступать в ЦОД. Если получится, будет жить в Нижнем Новгороде. И видеть она его уже не сможет каждый день, как раньше. А линейка. 25 числа девятиклассники исполняли на линейке танец, выходили с двух сторон, кружились в вальсе. И её рука лежала в Мишиной. А потом, в конце, Миша приподнял её над землёй и закружил, обхватив обеими руками. Как это было прекрасно! На минуту даже стало жарко. Но только на минуту.
Задания нетрудные. Сейчас Наташа закончит с ними. Но как бы согреться? Два раза она уже просилась и выходила в туалет. В коридоре её сопровождали другие учителя. Последний раз пришлось долго ждать, так как заходить вдвоём в туалет запрещено.
А что если попросить одеться? Наташа нерешительно приподнимает руку. Её рука замечена. Просьба передана в коридор. И вот уже звучат негромкие шаги. В класс входит руководитель ППЭ, как это гласит надпись на бейджике. Она участливо расспрашивает, в чём дело, но на желание взять курточку, отвечает категоричным отказом: не положено.
И снова надо писать. Теперь уже сочинение- рассуждение. Это последний этап работы. А потом можно будет и уйти. Пусть раньше срока. Но нет ни желания, ни сил проверять написанное. Быстрее надеть свою курточку. Быстрее на солнышко. Быстрее домой, где тепло и уютно.
Вечером, пришедшая с работы мама, застала свою дочку лежащей под одеялом.
-Что случилось? Ты заболела?- заботливо бросилась к ней, трогая горячую голову.
-А как экзамен?
Саднило горло, больно было говорить, но Наташа нашла силы улыбнуться маме.
-Да наверное, просто простыла. Холодно было в классе.
- Что же ты? Оделась бы потеплее. Курточка у тебя есть. Накинула бы её. Попросила бы у учителей.
- Да просила.
-Так что?
-Нельзя....Не положено...
| Помогли сайту Реклама Праздники |