Отпускнику Артёму Ниловичу очень понравился этот скромный обихоженный домик недалеко от берега реки. На закате солнца он любил просиживать рядом на скамейке соседнего скверика и час, и другой. Внизу сбегающей улицы посёлка Черёмушки – могучий Енисей. За рекой Саянские обворожительные горы. Вниз по Енисею Майнская электростанция, а вверх по реке – гигантская Саяно-Шушенская ГЭС. О росписях закатного Сибирского неба Артём Нилович и говорить не мог. Разве найдёшь такие слова! Огромная эта волнительная живопись солнца каждый вечер была неповторима. Закатные краски неба наполовину скрывали кроны двух величественных кедров. Именно из-за кедров Артём Нилович и приходил часто на эту неприметную улочку. Позже он узнал, что в домике проживали супруги-старики. Они ещё молодыми получили этот домик с двумя кедрами у двора в наследство от своих стариков-родителей. А родители их от своих наверно предков. Сколько домику лет, никто не знал. А кедрам, по словам знатоков, лет по двести пятьдесят было, однако. Дети и внуки помогали нынешним старикам собирать с деревьев немалые урожаи орех каждый год. А старики часто коротали вечера рядышком под своими великанами. Так полюбил сидеть вблизи кедров и Артём Нилович. Иногда ему хотелось обнять стариков, сказать им какие-нибудь слова. Обязательно хорошие слова и, может, главные. А иногда не терпелось обнять всю эту необъятную сибирскую красоту вместе с тёплым вечером и унести с собой в Подмосковье. Но невозможно обнять необъятное. И Артём Нилович с замиранием сердца смотрел только и слушал эту красоту. Запоминал и впитывал её. В голову его приходили совершенно неожиданные мысли, и хоть Артём Нилович называл их, как всегда, «несуразными мыслями», всё же охотно предавался им. «Почему люди жадно боготворят красоту - закаты и зори, могущественные горы и кедры? Почему любят и ценят доброту человеческую? – И, как всегда, через ум, сердце и душу его сквозило холодное сиверко смерти - нескончаемые думы. Зачем живём, ради чего страдаем, к чему накапливаем огромную кладовую знаний, впечатлений и чувств? Для чего всё это? А, может, чтобы рассказать там, в Загробной жизни, как прекрасна наша жизнь на земле. Мы ведь ничего не знаем о «Том Свете». Все люди неотвратимо уходят туда, и никто не вернулся обратно, не рассказал, что там? Кедровые орешки у домика тоже, наверно, наполняются «памятью» о своей породе. О силе и могуществе, о красоте и щедрости, чтобы «рассказать» там. Поэтому не вырастет из семени кедра верба… И ничего не вырастет, если семечко не будет предано праху. И человек из праха возрождается только человеком – умным, красивым, щедрым и добрым. – «Несуразные мысли» продолжали тесниться в голове Артёма Ниловича. – Может, действительно для того люди познают красоту земли, красоту труда; для того они испытывают страсть любви и силу души человеческой, чтобы, обо всём рассказать там. Рассказать и возродиться».
«А если посадить кедр в нашем дворе?...» - вдруг перебил свои «Несуразные мысли» Артём Нилович.
Он резко поднялся со скамейки и пошёл к домику, где под кедрами сидели на лавочке обладатели сибирских великанов.
- Здравствуйте, люди добрые!
- Здравствуй, мил-человек! - ответили хозяева.
- Вы кедровые орешки не продаёте?
- Вам орешки нужны?
- Да, на семена. Хочу у себя в Подмосковье кедр посадить. Уж больно чудное дерево! Приживётся кедр в Подмосковье?
- От доброты хозяина – чего бы ему ни прижиться? - ответила хозяйка.
- У Мичурина от любви к природе и не такие породы приживались… - добавил хозяин.
Милые супруги ласково пригласили Артёма Ниловича в дом. Ему снова захотелось обнять стариков и сказать им хорошие слова, может, главные слова…
- Вот гостинцы от сибиряков Москвичам, - подала Артёму Ниловичу целлофановый пакет кедровых орешек хозяйка.
- А это – на посадку, - протянул хозяин гостю две большие кедровые шишки. – Гостинцы – бесплатно. А за шишки надо рубль уплатить. Может, вы не знаете: что на посадку, на развод, словом всё, что на племя надо обязательно хоть за одну копейку, но купить. Иначе толка не будет…
- Не знал. Спасибо, научили. Но возьмите деньги за орешки…
- Не думайте о деньгах, мил-человек. Не очень-то они нужны старикам…
Благодарный Артём Нилович чувственно обнял стариков, будто обнял необъятное.
В тот милый сибирский вечер на Енисее Артём Нилович действительно обнял необъятное – закат и горы, могучие кедры у домика стариков, самих стариков необыкновенной доброты человеческой, многое другое. И привёз всё в Подмосковье.
Сегодня под кронами своих двух сорокалетних кедров старик Артём Нилович ясно вспомнил об этом.
На кедрах уже появились первые шишки. Орешки впитывали, наверно, с соком «память» о своей породе, о могуществе и долголетии… Деревьям ещё жить да жить до пятисот, а может и до восьмисот лет. А Артём Нилович под их кронами на скамейке всё чаще предавался своим «Несуразным мыслям». «Да, вечно будут возрождаться ещё красивее, ещё прекраснее люди взамен уходящим. Иначе, зачем мы существуем, зачем впитываем красоту, любовь и радость жизни?!».
Сентябрь 2017