Произведение «Архиерейское подворье»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Темы: Исторический очерк
Автор:
Читатели: 400 +1
Дата:
Предисловие:
То, что было известно под названием 1-го военного городка, - бывшее Архиерейское подворье

Архиерейское подворье

(Отрывок из книги "Казанка". Издательский дом "Бия" г.Бийск. 2009г.)



    То, что было известно под названием 1-го военного городка, - бывшее Архиерейское подворье. Рядом с подворьем  были искусственно созданы живописные каналы, подпитываемые родниками местных подводных вод, по которым плавали на лодках. В пересечении каналов стояли беседки.  Вокруг были разбиты Архиерейская роща и чудесный Александровский сад. В городе был ещё один,  Ольгинский сад, расположенный рядом с Троицким собором, но Александровский сад был больше по площади зелёных насаждений и отличался диковинными растениями и множеством  самых разнообразных цветов и экзотических птиц, фазанов. Садовником был тогда отец Феогност (умер в 1917 г.), славный мастер. Он прекрасно разбирался в  названиях, запахах цветов. С помощью прививок отец Феогност добивался  вырастить множество плодовых деревьев разных сортов яблонь, груш, слив, с тонкими  вкусовыми качествами. Зная свойства лекарственных растений, он  приготовлял различные снадобья, мази, микстуры,  бальзамы и применял при лечении тяжёлых заболеваниях.  В весеннее время года подворье утопало в пышной зелени. Цветущие фруктовые деревья издавали пьянящий запах, привлекая пчёл и птиц, которые своим пением наполняли Александровский сад.  Были там два озера с зеркальной водой, в которых водились караси, зеркальные карпы и плавали лебеди и дикие утки. Одно озеро находилось ближе к Иркутской улице, другое - у храма Дмитрия Ростовского. В Архиерейском подворье находилось своё кладбище, где хоронили умерших священников. Основные здания подворья были связаны подземными ходами – лабиринтами и каждый храм имел свой подземный выход. Ещё в 1930 г. стал вырубаться Александровский сад, исчезли и канал, и озёра, а на место их построили дома.
        С поддержки Архиерея, начинается строительство деревянных храмов группой крестьян во главе с Архипом Александровичем Борзенковым, замечательным мастером.  Первым построен храм Казанской иконы Божией Матери, затем Архиерейский дом, а также катехизаторское училище, которое было открыто в 1883г. и готовило учителей для миссионерских школ. Был произведён набор учащихся с трёхгодичным курсом обучения. Училище разместилось в первом этаже полукаменного архиерейского дома. Сюда были переведены пансионеры Улалинского центрального училища  Особенное внимание архимандрит, а затем епископ Бийский Макарий уделяли Бийскому миссионерскому катехизаторскому училищу, которое при нём встало во главе всех учебных заведений Миссии и подготовило для  Алтая не только учителей-алтайцев, но и многих пастырей, священников-алтайцев. На первом этапе существования Бийское Миссионерское Катехизаторское училище было частным учебным заведением почти домашнего характера. В штате первых лет числилось всего три  человека: заведующий училищем (он же основной преподаватель), надзиратель и сторож.
      Распорядок дня в училище был примерно следующим. В полшестого утра – подъём. Через полчаса – общая молитва в течении 15 минут. Утренний чай. С восьми утра – занятия: четыре урока по 45 минут. Перерывы по 15 минут. В полдень – обед, затем – отдых. В два часа дня – уроки пения. С полпятого до семи часов вечера – работа над домашними заданиями. В семь – ужин, а в полдевятого – общая вечерняя молитва и отбой. Утром и вечером учащимся предоставлялась возможность для индивидуальной молитвы. Для поддержания внимания часть молитв пелась.
      В период с середины мая по сентябрь - каникулы и летние работы. Также не проводились занятия с 20 декабря по 8 января, в первую неделю поста со среды мясопустной и на Пасху с субботы  Лазаря.
    Помимо учебных занятий пансионеры обязаны были минимум два раза в неделю поочерёдно посещать богослужения, трижды в год говеть.
    Привлекались воспитанники училища и к хозяйственным работам. В основном это было связано с самообслуживанием в общежитии и столовой. Кроме того, физический труд учащихся имел воспитательное значение. Из-за занятий пансионеры не принимали участия в полевых работах в осенне-летний период. Но заготовка сена летом всецело лежала на воспитанниках.
    Воспитанники старшего отделения принимали  участие в летних миссионерских поездках начальника Миссии в качестве певчих и иподиаконов.
    Пению уделялось большое внимание. Помимо уроков, учащиеся участвовали в общих и хоровых спевках. Пели во время  богослужений. Кроме хорового пения практиковалось общее пение с канонархом. Это позволяло обучить пению даже малоспособных, а также содействовало поддержанию молитвенного настроения « юных рассеянных богомольцев».
    Через семь лет после открытия училищу были даны права правительственного учреждения, а именно: права духовных училищ. С того же года по благословлению  Преосвященного Исаака из епархиальных средств стали выделять две тысячи рублей на содержание учителей. До этого времени содержание училища осуществлялось только за счёт средств Миссии и частных пожертвований.
        Вскоре Преосвященнейшим Мефодием была разработана программа шестилетнего обучения в Катехизаторском училище.
    Учили воспитанников и ремеслам: столярному, переплётному, портняжному. Выбирали ремёсла сами учащиеся, но были и такие, которые не обучались им совсем.
    Первый двухэтажный на половину каменный архиерейский дом был построен в 1883 г., на средства бийского  первой гильдии купца и городского головы Якова Алексеевича Сахарова. Он завещал 15 тыс. рублей, школу в архиерейском доме, с ежегодным отчислением на её содержание 500 рублей.  22 мая 1886г. врагами Православия от поджога  сгорело катехизаторское училище, храм Казанской иконы Божией Матери, а также  сгорел архиерейский дом начальника Алтайской духовной миссии  архиерея Макария. Сам он едва не поплатился жизнью. Пожаром уничтожены архивы миссии, сгорела ценная библиотека. Владыка спасся, успел только вынести из огня святыни домовой церкви: Антиминс, Евангелие и икону Казанской Божией Матери.  Купцы Соколов,  Морозов и Осипов пожертвовали деньги на новое – уже кирпичное! - здание. Эти архитектурные памятники 19-го века целиком переживают реконструкцию. К строительству  кирпичного здания Архиерейского подворья  было привлечено большое количество крестьян из ближайших поселений: Фоминского, Сростки, Мочищинского посёлка, и других сёл и деревень. Опять же во главе с Борзенковым.
    21 сентября 1888г. Макарием (Невским), епископом Бийским, освящена домовая при Бийском Архиерейском доме однопрестольная церковь во имя святителя Димитрия, митрополита  Ростовского, построенная на средства благотворителей.
    Она размещалась на третьем этаже. С восточной стороны здания был построен первый в Бийске фонтан. 14 сентября 1895г. состоялось торжественное освящение нового кирпичного учебного корпуса катехизаторского училища. После водосвятного молебна и окропления всех помещений в большом училищном зале общим хором учащихся из 300 человек  была пропета  молитва « Царю Небесный».
  Произносились торжественные речи, исполнялись духовные песнопения. Богослужение возглавил Преосвященнейший Мефодий (Герасимов), епископ Бийский, начальник Алтайской духовной миссии.
    Строительство закончилось в 1910г. На втором этаже здания катехизаторского училища (ныне актовый зал Дома офицеров) размещался храм во имя св. апостола Иоанна Богослова. Настоятель о. С. Ивановский.
        Храм святителя Димитрия, митрополита  Ростовского – бывший Казанский архиерейский собор, который являлся главным храмом Алтайской Духовной миссии, начал строиться после пожара на благотворительные средства и на суммы, собранные крестьянами Алтайского горнозаводского округа в память  Императора Александра 11 освободителя крестьян от горнозаводской крепостной зависимости. 8(20) ноября 1891г. Преосвященным Владимиром (Синьковским), епископом Бийским состоялось  его освящение. Привлекательная колокольня была пристроена к храму в 1910г.  на деньги старосты храма, бийского второй гильдии купца Власия Максимовича Рыбакова. Он утверждён в этой должности 8 октября 1897 г. Внутри храма украшением был великолепный резной позолоченный иконостас, Через год на средства  этих же купцов  Соколовым и Морозовым  для иконы была построена специальная каменная часовня.
Реклама
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама