В детстве помню на родительской полке собрание сочинений Паустовского. В ряду других собраний оно казалось скучноватым (возможно, благодаря скромному коричневому цвету переплета). Я все собирался почитать, да так и не почитал.
И вот случай вновь столкнул меня с Паустовским. Решил я поискать в интернете автора запомнившей мне изящной фразы - «вы прошумели мимо меня как ветвь, полная цветов и листьев». Хотя Паустовского я не читал, но откуда-то прилетело ко мне что автор-именно он. Подтверждения авторства Паустовского я в Интернете не нашел, но по ходу выпал в поисковике рассказ с похожей фразой. я прочел и был о очарован описанием вечера в волжском городке. Описание - сочное красочное, в приглушенных тонах; насыщено деталями захолустного провинциального быта. Захотелось почитать еще и начал с его автобиографической книги «Повесть о жизни Далекие годы».
Написано превосходным литературным языком. Фразы короткие, но емкие. Сцены насыщены действием, детали выразительны и точны. Характеры персонажей переданы точно. Описания природы - настоящие отдельные поэтические произведения, где многим поэтам очень даже есть чему поучиться. Но главное ради чего начал с биографии это детали жизни и быта теперь уже навсегда ушедшего от нас в небытие. Детство К Паустовского провел Киеве с интеллигентными родителями, в большой семье. Папа-экономист статистик, родственники- по разряду - разночинцы.
Дохода семьи хватало, чтобы всех детей отдать в гимназию, а летом выезжать на отдых в деревню на дачу и даже два раза в Крым. Ближе к окончанию старшие братья стали поговаривать об обучении в вузах и туда поступили. Никакой проблемы и хлопот относительно возможности продолжить обучение они не испытывали. В достатке жили.
Гимназия -1я Киевская, - как видно из описания, была по тем временам весьма престижным заведением. Там, к примеру, учились убийца премьера Столыпина Багров и будущий писатель Михаил Булгаков. Багров был с бледным лицом и часто презрительно кривил губы. На его лице читалась печать обреченности. Булгаков же был великий драчун и в ежегодный боях между учениками гимназии предводительствовал гимназистами из менее обеспеченных слоев (2 разряда) с другими - идущими по так называемому 1 разряду. Я перечел том из собрания сочинений М Булгакова с его письмами и дневниками, и у меня сложилось твердое впечатление о Булгакове, как о человеке мягком, впечатлительном, рефлектирующем и пожизненно огорчённом обстоятельствами. Примерно, как его герой из "Записок покойника". Огорчение - от обид, материального неустройства, гонений, пинков, злобной критики не признания.
И вот - яростный боец, уличный полководец, - предводитель пары сотен дерущихся гимназистов! Неожиданный оборот характера. Вот так Булгаков!
Поразило, как реагировали киевляне на болезнь и смерть Льва Толстого. Новости предавались из уст в уста.При встрече люди говорили об этом как о самом важном, главном. Горе было всеобщим и неподдельным.
На моей жизни в советские времена ни один из писателей такой поистину всенародной скорби не бы удостоен.
На следующий день после объявления о смерти Л Толстого все гимназисты пришла в гимназию с траурными бантами. При начале урока закона божьего (он был первым) гимназисты встали, но преподаватель - весьма свирепый и авторитетный правого толка священник продолжал сидеть. Тогда старший гимназист очень тихо, но очень твердо вежливо попросил его встать, и священник встал и стоял со всеми до конца. Правда, после этого он не остался в классе, а сказал: "Вы. господа. сейчас принудили меня совершить поступок. противный моему долгу. Я воздал богоотступнику и теперь продолжать преподавание предмета не могу, и иду отмаливать у Бога прощение за совершенный вашим понуждением грех. И он действительно уволился из гимназии.
В этом эпизоде поражает высокий уровень порядочности обеих партий: и священник и гимназисты поступили достойно, согласно своим нравственным убеждениям. Еще больше поражает то, как они сделали это: красиво, изящно, благородно с уважением друг к другу.
Много и других примеров благородства и порядочности тогдашних киевлян.
Дядя писателя- воин, путешественник, полиглот, игрок, гостил у них в доме, когда в 1905 году войска расстреляли демонстрацию, в том числе убили членов боевой бригады рабочих и нескольких детей, который шли впереди. Дядя, уже будучи подполковником царской армии, только вернулся с японской войны, был в сильнейшем негодовании: как это боевики не смогли дать отпор. Не уберегли детей и стрелять не умеют. Он к утру из дома исчез. Как потом оказалось, пробрался в штаб восставших и возглавил так отряд стрелков, которые через несколько дней дали сильнейший отпор войскам. Потом вынужден был бежать в Японию, где и провел остаток дней в эмиграции.
Когда в Киеве начался позорнейший в истории России еврейский погром 1905 года, семья писателя и даже дворник попрятали соседей евреев и не дали погромщикам войти во двор, а младшие дети не упустили случая, запустить вслед уходящим негодяям камнем с крыши. Отец же и старший брат ночью ушли в дружину по защите от погромщиков, которая добровольно, без понуканий составилась порядочными людьми для отпора погромщикам. Стоит почитать описание погромной своры и ее персонажей. Твердое впечатление «дежа вю».
И еще один эпизод. Перед выпускными экзаменами в гимназии, а это был серьезнейший и ответственный государственной процесс (не ЕГЭ), все русские выпускники собрались за городом в березовой роще и торжественного поклялись друг перед другом хоть один экзамен да «провалить» то есть не получить все отметки "отлично", чтобы не быть представленным к золотой медали (таковую выдавали только отличникам). И сделано это было только для того, чтобы ученикам еврейского происхождения хватило золотых медалей, без чего их в университеты не принимали. По силе благородства и бескорыстия - я такого поступка во всю свою жизнь не припомню! Не на войне, не в бою, не с горя или отчаяния, не под влиянием казенной пропаганды, а просто по ответственности перед Богом, перед совестью, из чувства товарищества и твердого убеждения - содействовать униженным и оскорбленным. Подумалось: в жизни всегда есть место деятельному протесту против несправедливости. И это на фоне излюбленного лозунга подлецов и приспособленцев всех времени: «А что я мог поделать? \А что мы могли поделать».
В 1912 гимназию посетил находящийся в Киеве по случаю торжеств царь.
Он запомнился Паустовскому пустыми, холодными глазами и невыразимой скукой, рвущейся с лица. Такие же измученные скукой и безразличием лица были у царицы и княжон. Ценное свидетельство современника, ребенка. Подумалось: где-то это убитое невыразимой скукой лицо я видел в телевизоре Лица антинародной власти одинаковы во все времена. Вечером к Паустовским зашел еврей сапожник, мать спросила: "Что слышно, будут громить? – Неет, пока царь здесь гостит- не будут." О эти приезды царей!
Планировали присвоить гимназии статус лицея, но ввиду покушения на Столыпина воспитанником Багровым, сочли неуместным.
И еще о гимназии: родители Паустовского разошлись, ему пришлось переехать в другой город, сменить гимназию, но по киевской тосковал и подал прошение, разрешить ему учиться без платы за обучение, на казенный кошт. Преподавательский совет ему разрешил! Возможно ли это в наши дни, в нашем весьма не бедном государстве? Я такого прецедента не припомню.
И вот талантом писателя воссоздан быт, нравы и нравственная природа киевлян, живших сто лет назад.
Они все умерли. Но не хочется думать, что умерли их благородство, честь, демократические идеалы, замечательный интернационализм.Я был в Киеве лишь проездом. Все что могу о нем почерпнуть - знаю из книг. К Паустовский, М Булгаков А Кузнецов (Бабий Яр) .
Читайте, читайте их, господа!
20 04 2019
| Помогли сайту Реклама Праздники |