Доброго дня, Соломея! Спасибо за заказ рецензии. Скажу сразу, задача рецензировать такой текст для меня очень непростая, по причине того, что он относится не просто к религиозным, а он еще и сугубо личный. Скажу больше, я считаю, что это и есть самый большой минус данного стихотворения, потому что "Вечерняя молитва" обычно содержит в себе покаянные и обязательно исповедальные нотки, а потому такой разговор с Богом вещь сугубо интимная, а не публичная... Приведу для примера только одну из известных вечерних молитв.
Молитва святого Макария Великого
Что Ти принесу, или что Ти воздам, великодаровитый Безсмертный Царю, щедре и человеколюбче Господи, яко ленящася мене на Твое угождение, и ничтоже благо сотворша, привел еси на конец мимошедшаго дне сего, обращение и спасение души моей строя? Милостив ми буди грешному и обнаженному всякаго дела блага, возстави падшую мою душу, осквернившуюся в безмерных согрешениих, и отыми от мене весь помысл лукавый видимаго сего жития. Прости моя согрешения, едине Безгрешне, яже Ти согреших в сей день, ведением и неведением, словом, и делом, и помышлением, и всеми моими чувствы. Ты Сам, покрывая, сохрани мя от всякаго сопротивнаго обстояния Божественною Твоею властию, и неизреченным человеколюбием, и силою. Очисти, Боже, очисти множество грехов моих. Благоволи, Господи, избавити мя от сети лукаваго, и спаси страстную мою душу, и осени мя светом лица Твоего, егда приидеши во славе, и неосужденна ныне сном уснути сотвори, и без мечтания, и несмущен помысл раба Твоего соблюди, и всю сатанину детель отжени от мене, и просвети ми разумныя очи сердечныя, да не усну в смерть. И посли ми Ангела мирна, хранителя и наставника души и телу моему, да избавит мя от враг моих; да востав со одра моего, принесу Ти благодарственныя мольбы. Ей, Господи, услыши мя грешнаго и убогаго раба Твоего, изволением и совестию; даруй ми воставшу словесем Твоим поучитися, и уныние бесовское далече от мене отгнано быти сотвори Твоими Ангелы; да благословлю имя Твое святое, и прославлю, и славлю Пречистую Богородицу Марию, Юже дал еси нам грешным заступление, и приими Сию молящуюся за ны; вем бо, яко подражает Твое человеколюбие, и молящися не престает. Тоя заступлением и Честнаго Креста знамением, и всех святых Твоих ради, убогую душу мою соблюди, Иисусе Христе Боже наш, яко Свят еси, и препрославлен во веки. Аминь.
Перевод со старославянского:
Что Тебе принесу, или чем Тебе отвечу, Великодаровитый Бессмертный Царь, Щедрый и Человеколюбивый Господи, за то, что меня, ленящегося служить Тебе и ничего доброго не сделавшего, довел до конца этого прошедшего дня, устраивая мое обращение к Тебе и спасение души моей? Милостив будь ко мне, грешному, и не имеющему никакого доброго дела, восставь падшую мою душу, осквернившуюся бесчисленными согрешениями, и удали от меня все злые помыслы видимой этой жизни. Прости, единственный Безгрешный, мои согрешения, которыми я согрешил пред Тобою в этот день сознательно и по неведению, словом, и делом, и помышлением и всеми моими чувствами. Ты Сам сохрани меня от всякого натиска зла, защищая Твоею Божественною властию, и неизреченным человеколюбием, и силою. Очисти, Боже, очисти множество грехов моих. Умилосердись, Господи, освободить меня от сети диавола, и спаси страдающую мою душу и осияй меня светом лица Твоего, когда придешь во славе, и дай мне ныне сном уснуть не в осуждение и без искусительных сновидений и сохрани помыслы раба Твоего от смущения. И все сатанинские действия отгони от меня, и просвети мысленные очи моего сердца, да не усну сном смертным. И пошли мне Ангела мира, хранителя и наставника душе и телу моему, да избавит меня от врагов моих; да встав с постели моей, принесу Тебе благодарственные молитвы. О, Господи, услышь меня, грешного и несчастного раба Твоего, в изъявлении моей воли и в совести моей; дай мне по пробуждении поучаться закону Твоему, и бесовское уныние далеко удали от меня через Твоих Ангелов; да благословлю имя Твое святое и прославлю, и восхвалю Пречистую Богородицу Марию, Которую Ты дал нам, грешным, в защиту, и прими Ее, молящуюся за нас, ибо я знаю, что Она взывает к Твоему человеколюбию и молиться не перестает. Ее ходатайством и Священного Креста знамением и по молитвам всех святых Твоих, убогую мою душу сохрани, Иисусе Христе Боже наш, ибо Ты Свят и препрославлен во веки. Аминь.
Как вы видите, Соломея, в основном, молитвенные слова, моего земляка Святого Макария Нижегородского, направлены на покаяние и очищение души от греховных помыслов.
Создавая свою вечернюю молитву, нужно не только очень грамотно подойти к данному вопросу, изучив все правила создания подобных молитв, нужно еще и фактически заслужить для себя это право. Поймите сейчас меня правильно и без обид. Многие православные молятся и конечно же многие просят Господа о чем-то своем, но публичной их молитва становится только в том случае, если они сами уже всей своей жизнью доказали свое служение Богу и причислены к лику Святых. Именно потому, что они достигли таких значимых результатов на своем пути к Нему, их молитвы признаются делом Богоугодным и достойным для того, чтобы о нем узнали многие верующие.
Если разбирать ваше стихотворение, исключительно, как обычный текст, то есть не рассматривая его смысл противоречащий местами православным каноном, то могу сказать следующее.
Стихотворение в целом мне понравилось. В нем присутствует позитив. Из серьезных минусов отмечу не очень хорошую работу автора с рифмой "тебе -земле". Такая рифма считается бедной. Приведу определение из словаря рифм Онуфриева.
БЕДНАЯ РИФМА – недостаточная рифма, в которой созвучны только ударные гласные, например: звезда - волна, вино - легко, пою - люблю, заря - звеня, доля - море и пр. Фактически то же, что и ассонанс.
Твоих лучей небесной силою
Вся жизнь моя озарена.
Умру ли я, ты над могилою
Гори, гори, моя звезда!
(слова народные)
Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости - подобрать такую рифму не составляет труда - бедными рифмами называют глагольные рифмы, как, например, на "ать" (в словаре более 5500 слов): летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать...; рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной...; рифмы из существительных на "ание" (более 1000 слов): гадание - желание - знание - венчание - сверкание - сияние - щебетание... Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.
В вашем стихотворение также присутствует и ассонансная рифма. Которой, я и сам частенько грешу. Тоже приведу определение.
АССОНАНСНАЯ РИФМА - созвучие в словах гласных звуков при полном или частичном несовпадении согласных.
Ровно - поздно, ветер - лебедь, звезда - трава... Людская молва, что морская волна.
Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало
Всё, что было не со мной, помню.
(Р. Рождественский)
Я - дочь, жена, а главное я - Мать, - в этой строке также хромает звукопись, женАА - двоения одинаковых гласных следует избегать, также следует уходить и от чрезмерного скопления гласных ОЕА.
При подсчете гласных отчетливо видно, что первая и последняя строка длиннее остальных на 2 слога.
(12) Не дай мне, Господи, от горя умереть!
(11) Не дай мне пережить моих любимых.
(10) Позволь не тлеть, а факелом гореть,
(11) Из сердца выжигая злую зиму.
(10) Быть сильной и отважной помоги
(11) В тот час, когда душа слаба и плачет.
(10) Пусть станут "аки агнецы" враги,
(11) Друзьям моим, прошу, пошли удачу.
(10) Прости и научи меня прощать.
(11) Стараюсь преуспеть в твоих науках-
(10) Я - дочь, жена, а главное я - Мать,
(11) И вновь прошу, теперь уже о внуках.
(10) Ты извини, что запросто к тебе!
(11) Ведь ты - отец, пусть даже и Всевышний.
(10) Услышь! Я здесь! На маленькой Земле.
(13) Не дай мне, Господи, ненужной быть и лишней!
Первые две строки задают ритмику всему остальному стиху.
"Ведь, пусть, даже" по сути паразиты и значительно обедняют строку, в сочетании со словом Всевышний, они еще и несут в себе обесценный характер.
Надеюсь вы понимаете, что для истинно верующего это крайне нежелательно.
Из плюсов отмечу настоящую гордость ЛГ, а не гордыню. Дочь, жена, Мать - очень хорошо, когда женщина действительно гордится этими качествами. Горящее сердце символ Данко, тоже очень похвально. Искреннее желание удачи не себе, а друзьям говорит о бескорыстии, что очень хорошо для верующего, да и не только для него. Желание научиться прощать тоже очень похвально. Концовка стиха, говорит о том, что ЛГ действительно стремится занять значимую роль в сердцах своих близких и других людей. И это, тоже правильно, уныние проистекает именно из ненужности, а уныние, согласно православным канонам, это тоже грех.
Искренне надеюсь, что вы, Соломея, правильно поймете все мной выше написанное и увидите главное, мое искреннее стремление уберечь вас от совершения ошибок перед Господом, так как вы видимо действительно истинно верующая и только поэтому взялись за написание этого стихотворения.
Будучи редактором, я стараюсь быть максимально честным в своих разборах, потому что только такой разбор действительно дает возможность автору увидеть то, с чем ему следует еще поработать, только враги видя очевидную оплошность автора промолчат и не укажут на нее потому что их цель совсем иная.
Анализируя все вышесказанное и веря, что будучи православной вы легко примете мое желание помочь сделать ваше творчество лучше, ставлю вашему стиху оценку 9.
С искренним уважением, Джон
| Помогли сайту Реклама Праздники |
у каждого своя молитва, у каждого свой разговор с Отцом. И разве мы говорим со своими родителями
только наедине? Может быть я не верно что-то понимаю, простите. Родилась в атеистической стране,
в семье, не знающей Бога, и доходила до всего сама.
Мне понравились Ваша честность и непредвзятость, искреннее желание помочь.
Ещё раз - благодарю!