Доброго дня, Наташа! Спасибо за заказ рецензии) Очень трудно писать рецензию своей жене, да еще на стих написанный на твое собственное произведение, но я попробую прочесть стих так, как если бы я видел его в первый раз глазами независимого эксперта.
«Холодно, сумрачно, призрачно, слякотно - мир прилагательный в капельках лжи…» _
строка взята целиком, поэтому разбирать ее не стану, хотя и задумался на комментом Лики насчет того, что тут одни наречия, но думаю, что мир прилагательный именно потому, что он прилагается к нам, как чугунный шар к каторжнику.
Синее небо, обманом зажатое, ветер неволи в сугробах дрожит.. _
сугробах, немного не то слово. Если смотреть реально, на эту строку, а не как на метафору, то ветер в сугробах может создавать легкую поземку, но дрожание воздуха обычно во время сильной жары, а не во время холода. Ветер неволи, меня тоже задумывает, потому что ветер обычно ассоциируется со свободой. Небо зажатое тоже из этой оперы, то есть вся строка сплошные ассоциативные противоречия, но что удивительно, это ее не портит, так как в целом она понимается именно так, как надо.
Тонкие стенки бокала бездонного, острые грани впадающих слов, _
опять если разбирать прямо, то бездонный бокал, это труба, а не бокал. Но как метафора неба, выстроенная на ассоциации с бездонным небом смотрится интересно. Впадающих, меня очень сильно задумало, если бокал это небо, то они взлетают или падают, впадают реки в море обычно, или ручейки в реки или озера, если ты выстроила ассоциацию именно с реками, то тогда да. Становится понятно, почему они именно впадающие.
Миг откровенья - касанье безмолвное дальнего пламени новых костров.
Жуткая немного строка, новые костры, ассоциируются с чем-то тревожным, но дальше именно об этом и речь, поэтому хорошо, так как эмоционально готовит читателя заранее к стыни одиночества.
Зябко душе в пустоте, нервность пальчиков, стынь одиночества – краткий сезон,
По половицам беспечности... мячиком... катится лунная тень под уклон.
Слепки надежды, протертые фалдами, больше не дарят свою новизну,
Крошево, месиво, новой шарадою падает день в снеговую казну.
Все четыре строки с точки зрения логики вроде бы полная шарада, которую придется разгадывать читателям только на уровне эмоций. Но мне в целом понятно, что стынь одиночества перемежается с приступами беспечности, скуки и даже какого-то беспечного пофигизма. Все это - крошево эмоций и бесконечная череда дней отдано на откуп холоду мыслей или смерти.
Снег не отбелит пороки бездушности , ветер не слижет застывшую боль,
Капля за каплей в обитель послушницы, скрыта от взгляда ночная юдоль.
Очень интересный переход к послушнице, ассоциативно толкающий читателя к идее религиозного послушания, и попытке выбраться из одиночества именно через попытку отмолить старые грехи, но и эта идея терпит крах в следующих строках.
Лесенки памяти, белой, с пролетами, прошлое в них исчезает, как дым.
Все возвратится… застыв над киотами, мир причастится вином вековым
В целом, все стихотворение пронизано очень глубоким осознанием душевной пропасти, дойдя до конца стиха, мысль неожиданно вернулась к третьей строке и усилила до максимума ощущение бездонного бокала, куда вливаются ручейки слов и замерзают там в стыни одиночества, которое осознала душа действительно познавшая бесконечность потерь в череде смертей и жизней... Очень сильный стих который, как мозаика складывается в одну картину потрясающую своей философской глубиной.
Технику разбирать не стану, потому что поймал себя на мысли, что во время чтения я настолько погрузился в увиденную картину, что слова исчезли напрочь, как во время просмотра фильма, когда перестаешь ощущать зал и зрителей вокруг, стих затягивает в себя и заставляет чувствовать себя участником, что несомненно говорит о том, что его нельзя рассматривать по отдельности, только воспринимать целиком. Спасибо!
С признательностью, Джон
Спасибо мое теплое за подаренное время, твои мысли и ассоциации, изложенные в рецензии...
Ты меня слишком хорошо понимаешь...
С теплом душевным и благодарностью,
Наташа