Проза Ляман Багировой обладает эффектом "4 D"; она необычайно объемна, даже, кажется, её можно попробовать на вкус, на ощупь и обонять запахи. А в рассказе "Кода" мы слышим ещё и прекрасную музыку и стихи...
Читатель видит постаревшую красавицу Малику, так похожую на Татьяну Самойлову, подчёркивается, из фильма "Летят журавли", что вызывает дополнительные ассоциации. Ведь героиня фильма любила одного, вышла замуж за другого и была горько разочарована реальностью.
Представляются чудесные раскосые глаза Малики (как у Татьяны Самойловой), учит китайская физиогномика - "раскосые глаза - признак неблагоразумия у женщин". Наверное, это соответствует действительности.
Разве можно назвать благоразумием брак с человеком, который лишь позволяет себя любить и не даёт взамен взаимной страстной любви?
Дочь, как часто бывает, очевидно, повторяет судьбу матери, выйдя замуж по безумной любви. Вскоре брак распался, оставив плод любви - маленького рассудительного Ленара, так не похожего на Малику в детстве.
Малика одинока. Муж умер в достаточно молодом возрасте. Дочь покинула родной городок давно и возвращаться не собирается. Даже внук, казалось бы, должный быть самой большой отрадой и любовью бабушки, остаётся для Малики чужим и непонятным.
Георгий Валерьевич - Жоржик, влюблённый в Малику с юности и так и не устроивший свою личную жизнь, в глубине души, всё ещё питает надежды покорить сердце недоступной красавицы. Казалось бы теперь, на склоне лет, что мешает приблизить к себе когда-то отвергнутого Ромео?
Но Малика уже привыкла к одиночеству, она вошла во вкус, упивается им.
Даже встречи с дочерью и внуком - обуза для неё и она чувствует облегчение, когда родные покидают её.
Редкие рандеву с верным рыцарем, страдающим до сих пор, лишь вносят дополнительные краски в состояние ностальгии по прошлому, которым живёт Малика.
Вальс Шопена №7 до диез минор, который исполняет Георгий Валерьевич всякий раз, когда приходит настраивать пианино настолько проникновенен, что даже люди, не понимающие и не любящие классическую музыку не могут оставаться к нему равнодушными. Светлая грусть мелодии вызывает слёзы, которые невозможно остановить.
Но на этот раз Георгий Валерьевич предложил Малике песню, которую, как мне кажется, он разучил специально для неё, и это не может не тронуть читателя, потому что песня эта, проникнутая ностальгией - "Река нашего детства". Текст песни и мелодия удивительно подходят к атмосфере рассказа.
А то, что автор указала именно вариант исполнения песни Мишелем Сарду и так рано ушедшим от нас Грегори Лемаршалём придаёт дополнительный трагизм повествованию...
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Господи, спасибо!!!!
У меня и слов нет...
Вы так хорошо проникли в философию рассказа, поняли психологию героев, и даже дополнили ее глубоким анализом.
И вы открыли много нового для меня. Я не знала, что раскосые глаза - признак неблагоразумия. Но, очевидно, это касается только необычных явлений, потому что же нельзя назвать всю Юго-Восточную Азию неблагоразумной.
Конечно, Малика вышла замуж по страстной любви. И муж тоже любил ее страстно. Поэтому и выражение - тот, кто женится по любви имеет славные ночи и скверные дни. Потому что помимо Малики, он любил еще и многих. Жизнь их была бешеной и яркой и после его смерти, Малика затосковала.
Да, героиню не назовешь благоразумной. И Георгия Валерьевича тоже. Какое же благоразумие в том, чтобы посвятить всю жизнь женщине, которая тебя никогда не любила и не полюбит, хотя, возможно и ценит.
Но, если бы любовь была бы благоразумной, она уже не была бы любовью.
Наташенька, когда-то читала историю жизни Маргарет Митчелл. Первым браком она была замужем за отчаянным бабником, мотом и ловеласом. Но ей никогда не было с ним скучно. Потом она развелась с ним, когда список его измен стал зашкаливать и вышла замуж за его друга, - тихого, влюбленного в нее парня, беззаветно ее любящего.
Так вот, Маргарет Митчелл на склоне лет, прикованная к постели, к ненавистью писала о втором муже: Это он довел меня до болезни своими постоянными вздохами и нытьем.
И все ругала себя за поспешный развод с первым мужем, который был далек от образа примерного семьянина, но с которым ей никогда не было скучно, и который (самое главное!) поддерживал в ней и в себе мысль, о том, что они молоды. А это очень важное чувство! Порой и разносолов и комфорта особого не надо - лишь бы чувствовать себя молодым, с молодой душой.
Действительно, Наташенька, каждый выбирает по себе. Малика никогда не смогла полюбить бы вот такого правильного и преданного ей беззаветно человека (Помните у Рождественского: Отдать тебе любовь? - Отдай! - Не будет этого! - За что? - За то, что не люблю рабов!), но и Жоржик никогда бы не смог полюбить иную женщину чем Малика. Возможно она и привлекает его именно своей недоступностью. Как у Блока - "Недоступность ограды люблю". Образ Прекрасной дамы, некоей Дульсинеи Тобосской - должен быть притягателен, но... недоступен. В этом его очарование.
Наташенька, спасибо вам!!! Чудесная рецензия и такое нежное проникновение в музыку Шопена и дуэт Лемаршаля-Сарду.