Рецензия заказана.
Это, сынок, не главное
Гражданская лирика.
Мысли в представленном, почему-то обозначенном, как «гражданский», стихе ясна: надо всегда стремиться вперёд в жизни, но не забывать думать от том, КАК ЖИВЁМ…
Однако, отмечу, что более всего стих склоняется не к гражданской теме, а к философии...
Не буду спорить с заветом отца, во имя памяти которого пишет это стихотворение почтительный сын, но скажу, что полностью согласиться с приведёнными словами трудно… Разве дети не «главное» для человека?
Как же можно говорить, что они — «не главное»?
Разве не главное то, КАКОЙ след человек оставит после себя, что он создал в жизни, будь то, например, не только родные дети, но и «детища» — произведения искусства, или какие-то изобретения, открытия, свершения? Но это — ИМХО…
А теперь рассмотрим техническое исполнение произведения:
Для начала обратим внимание на неполадки в заглавии и исправим их. Название стиха лучше написать так, чтоб запятые не теснились между словами, и вид у строки был приятным: «ЭТО, СЫНОК, НЕ ГЛАВНОЕ!
Далее, читаем текст произведения:
*****
С детства я помню плавную
Нежную речь отца:- (Дефис после двоеточия не нужен. Эпитет «нежная» как-то не «монтируется» к приведённой здесь речи. КАКАЯ же «нежность» в словах: «Это,сынок,не главное! Это - ЕЩЁ не главное! И не мочИ лица!»? Это, скорее, строгая речь.)
"Это,сынок,не главное! (Замечания по пунктуации: лучше ставить другие кавычки, (вот такие « »), и обязательно нужны пробелы после запятой.)
Это - ЕЩЁ не главное (Здесь нужно тире, вместо дефиса.Тире и дефис — разные знаки.)
И не мочИ лица!" (Нехорошая фраза. Слово «мочИ» звучит плохо.)
Я,над игрушкой старою, (Здесь не нужно выделять запятыми слова «игрушкой старою»)
Сломанною,замолчал. (Здесь не надо запятой после слова «сломанною». Строка читается неловко из-за окончания «ою» в слове «сломаннОЮ»)
Что-то мне очень главное
В жизни он обещал...
Время любви,как водится (Опять нужен пробел после запятой. Запятая не должна приклеиваться к слову.)
Я,как и все прошёл… (Если Вы, автор, выделяете слова «как и все», то выделяйте с двух сторон, и делайте пробел, после запятой.)
И вот весною- сводницей (Здесь слегка искажается ударение и читается «и», как ударная: «И́вот»)
Главную вдруг нашёл!
"Папа! Какая славная
Девушка! Погляди!"
"Это,сынок,не главное! (Опять запятые прилипают к слову. Нужен пробел после запятых.)
Это - ЕЩЁ не главное! (Не надо ставить дефисы, вместо тире.)
Главное - впереди!" (Главное — впереди!»)
Годы забот,бессонницы (После запятой нужен пробел)
Неукротимо шли. («Неукротимо», не слишком точный образ… ЧТО было неукротимо: «годы» или «бессонницы»? И неужели бессонницы шли годами?)
Тянутся к солнцу троицей
Дети - ростки мои. (Значит, сын не послушал отца, который говорил, что найти любимую девушку — «не главное», и женился, всё-таки? Фразу надо писать так: «Дети — ростки мои.)
Только слова те старые
Снова отец твердит:- (Не нужно дефиса после двоеточия)
"Это,сынок,не главное! (Дети, значит, тоже — не главное? Хм-хм... Нужен пробел после запятой. И «старые -главное» — не рифма.)
Это - ЕЩЁ не главное! (Дефис не нужен.)
Главное—впереди!!!" (Умеете же тире печатать! Только слева и справа нужны пробелы. А ЧТО главное впереди? Внуки, что-ли? Перегрузка препинаками)
"Папа! Тобою прОжито (Эти большие буквы только портят вид стиха.)
Много - годАм под стать! (Неясная фраза: а ЧТО «годам под стать»? )
И в своей жизни можешь ты (Здесь искажается ударение в слове: «своей», ибо читается, как «свОей»)
Главное увидАть!?" (Зачем два знака? Зачем выделение ударения большой буквой «А»? Разве можно сказать: «увИдать»? )
"Вижу,что неустанная (Нужен пробел после запятой.)
Смерть уже на пути! (Немного искажено слово «уже», оно читается почти, как «у́же»)
Только она - не главное! (Дефис не нужен. Нужно тире — )
Это - УЖЕ не главное!
Главное-- позади!!!" (Странная мысль… но ладно… И эти строки записаны небрежно: снова применены дефисы и лишние восклицаки.)
...Плачет,с лицом серьёзненьким, (Нужен пробел после запятой. И простите, автор, но если ребёнок плачет, то у него лицо несчастное и плачущее. С «серьёзненьким» лицом не плачут.)
Дочка над муравьём... (А ПОЧЕМУ она плачет над муравьём? Неясно...)
ГЛАВНОЕ-- эти слёзоньки! (Неясно, отчего вдруг применено народное причитательное слово: «слёзоньки». Или эти «слёзоньки» притянуты ради рифмы на слово: «серьёзненьким»?)
ГЛАВНОЕ - даже слёзоньки!
ГЛАВНОЕ-- КАК ЖИВЁМ!!!... (Дефисы и три восклицательных знака не принципиальны.)
Эта строка выражает весь смысл произведения. Это верно… главное: КАК прожить жизнь: по чести и совести или в грехе и подлости…
Повторю, что смысл произведения хорош, хоть и не слишком ясно прописан…
Однако, понятно, что даже способность пролить слёзы из-за утраты муравья, показывает КАК живёт человек…
Но не буду далее рассуждать о смысле, а попробую представить вариант Вашего стиха, Автор, с мелкими поправками:
***
С детства я помню плавную
Строгую речь отца:
Горе, сынок, не главное!
Это — ЕЩЁ не главное,
Ты не теряй лица!
Я над игрой забавною
Вдумчиво замолчал.
Что-то мне очень главное
В жизни он обещал...
Время любви, как водится,
Я, как и все, прошёл...
С яркой весною-сводницей
«Главную» вдруг нашёл!
«Папа! Какая славная
Девушка... Погляди!»
«Это, сынок, не главное!
Это — ЕЩЁ не главное!
Главное – впереди!»
Жизнь из мгновений строится,
Словно в стволе слои,
Тянутся к солнцу троицей
Дети — ростки мои.
Только слова «уставные»
Снова отец твердит:
«Это, сынок, не главное!
Это — ЕЩЁ не главное!
Главное – впереди!»...
«Папа, вот подытожил ты
Много седых годов,
Что в этой жизни прожитой
Главным назвать готов?
« Вижу, ко мне злонравная
Смерть уже на пути!
Только она — не главное!
Это УЖЕ — не главное!
Главное — позади...»
...Плачет, с лицом серьёзненьким,
Дочка над муравьём...
ГЛАВНОЕ — эти слёзоньки!
ГЛАВНОЕ — даже слёзоньки!
ГЛАВНОЕ — КАК живём…
***
Вот так, как-то...
Уважаемый Автор, Вы вольны использовать этот вариант для поправок в Вашем стихе, если хотите.
Желаю успеха!