Завтрак в стиле Рильке
"задуматься. стоять, облокотясь
на спинку стула в кухонной парилке.
и, связь перерабатывая в страсть,
читать на память пасмурного Рильке"
Лев Либолев
Спросонья потянуться сладко,
Забыть, что снилось, и начало
Представить нудным и нескладным,
Не то бы сразу заскучала.
Позавтракать на тесной кухне,
Среди тарелок и аптечки
Запеть Дубинушку, да ухнуть
В кастрюльку русские словечки.
Варить. Без сахара и соли.
Прикрыть. Но дырочка на крышке
Пускает пар. Шипит в неволе
Горячка дня без передышки.
Остыть. И вспоминая Рильке,
Исправить образы и утварь -
Кофейник, аромат бразильский,
Раздолье кухонное, утро...
Стихотворение Стеллы подкупает, ибо написано незаурядно по оригинальной теме.
О чём оно? На мой взгляд, это некоторая реминисценция, попытка проведения параллели между своим традиционным завтраком и завтраком, описанным в стихотворении Льва Либолева "Кошка", в котором упоминается поэт-модернист Райнер Рильке.
Приведу стихотворение Л. Либолева, строчки которого стали эпиграфом к стихотворению Стеллы. Но искать черную кошку в темной комнате мы не будем, идёт?
Задуматься. Стоять, облокотясь
на спинку стула в кухонной парилке.
И, связь перерабатывая в страсть,
читать на память пасмурного Рильке,
подстать погоде... Пробовать стряпню,
обжечься ненароком. Что ж, бывает...
и эта сценка скромно-бытовая,
идёт, ещё не старому, но пню,
в костюмчике, потёртом на локтях,
гордящихся заплатками из твида.
Глядеть в окно бессмысленно, хотя
чего б не сделать глупость с умным видом -
читая Рильке, бросить голубям
немного крошек... В память о поэте.
Привычно угождать и тем, и этим,
людей и птиц нисколько не любя.
На цыпочки вставать, качая стул,
из тапочек почти что выпадая...
И кошка, вечно грязная, худая,
которая всё чует за версту,
о ноги трётся, ласково урча,
дрожа хвостом, и требуя подачек.
Кастрюли привередливо судачат,
и ссорятся друг с дружкой сгоряча.
На кухне - Рильке в пасмурном пару -
его фантом с кофейником из меди...
Мы оба с ним - собратья по перу,
создатели ритмических комедий,
качаем стул на кухне мировой...
Едим и пьём, и вместе кошку гладим.
И кошка совершенно не в накладе,
ведь ей такое видеть не впервой.
Итак, кухонная парилка, кастрюльки, кофейник, пасмурный Рильке, утренняя скука, настроение упадка, характерного для символизма, Либолев и Стелла... Удалось ли автору рецензируемого стихотворения, выбравшего эпиграфом первое четверостишие стихотворения Л. Либолева, раскрыть тему и реализовать идею реминисценции в стиле модерна? Думаю, что да. А вы, друзья, как думаете?
Интересно, что бы нам сказал на эту попытку сам Райнер Мария Рильке?
"И если я от книги подыму глаза
и за окно уставлюсь взглядом,
как будет близко всё,
как станет рядом,
сродни и впору сердцу моему!"
(За книгой)
В целом, стихотворение удалось. Тогда обратимся к его анализу.
Критерии, по которым я рецензировала и оценивала это произведение, приняв 10 баллов за максимум, следующие:
1. Соответствие теме
Безоговорочные 2 балла. Лучшего названия и не придумать!
Эпиграф подобран в тему, правда несколько в другом стихотворном размере, что меня удивило.
2. Техника стихосложения.
Стихотворение написано опытным автором, владеющим средствами поэтического мастерства. Автор умело использует не только эпитеты, метафоры, но и другие модерн-средства, например, иносказания "ухнуть в кастрюльку русские словечки", "шипит в неволе" (про содержимое кастрюли). Не банально, правда же?
Ритм - 1 балл, нет никаких сбоев, если не считать двойные ударные в длинных словах, например "Запеть Дубинушку".
Рифмы – тоже 1 балл, ибо небанальные и есть очень интересные "утро-утварь", «Рильке-бразильский».
Стихотворный размер выдержан точно. Всё стихотворение написано четырёхстопным ямбом; каждая его строфа состоит из четырёх стихов с перекрёстными женскими рифмами.
Фабула, динамика – всё отлично.
Всего 2 балла за техничность.
3. Художественные образы.
В рамках выбранной темы - особых претензий к ним нет. Можно было бы поставить 2 балла, но несколько неточно выписано ИМХО:
1) «Но дырочка на крышке
Пускает пар».
Всё-таки пар идёт от кипящего содержимого через дырочку на крышке.
2) «Исправить утварь?» - весьма спорно, даже в виде иносказания.
1 балл.
4. Поэзия. Стихотворение написано в жанре лирики, и это верно. Трудно оценить. поэзия это или нет, но произведение цельное и после прочтения, запоминается.
2 балла.
5. Фонетика.
Из двух возможных баллов снимаю 0,5 балла за "зуза"щую строку:
Не то бы сразу заскучала...
1.5 балла.
Итого с округлением в пользу автора - 9 баллов.
Спасибо Вам, Стелла, за оригинальную работу!
| Помогли сайту Реклама Праздники |