Рецензия стихотворение Лимпапо "Тело"
«Жизнью следует наслаждаться, как превосходным вином, глоток за глотком с передышкой. Даже лучшее вино теряет для нас всякую прелесть, мы перестаём его ценить, если пьём как воду»
Людвиг Фейербах
http://fabulae.ru/poems_b.php?id=240128
Уважаемые читатели, давайте заново, вместе перечитаем стихотворение Лимпапо «Тело» и не только для того, чтобы насладиться красотой метафор, которыми он наделяет прекрасную женщину, представить себе её восхитительный облик и испытать восторг перед истинной красотой. Автор намеренно отвлекает читателя от главной цели: показать своё личное отношение к чему-то очень важному для него, как и для всех людей вообще.
Автор облекает абстрактное понятие «жизнь» в конкретную телесную форму, канон красоты, сформировавшийся в его сознании.
Со времён античности аллегория рассматривается художниками, музыкантами и литераторами как ключ для проникновения в некую тайну, поэтому прием был взят автором на вооружение.
Само наименование произведения - «Тело» символично и философично. Начиная с Платона не утихают споры о теле. Продукт ли оно души, или душа продукт тела. Вместилище души, или существует вне воли и сознания человека. На мой взгляд . автору ближе «постмодернистское» понимание тела , как сопряжённости мысли и чувства. Всё содержание стихотворения подтверждает это. Возможно, подобная аллегория покажется странной и нам более привычны ассоциации жизни с дорогой, транспортным средством, рекой и.т.д. При необычности, данная аллегория учитывает важное и существенное: реальность, материальность , способность давать наслаждение, быть требовательной и и неукротимой. Рассказывая о своих отношениях с жизнью , автор не привязывает нас к жизненным циклам.
«Я лежал с тобою рядом
и вдыхал чудесный запах,
и смотрел неспешным взглядом,
позабыв о бывших бабах,
на девическое тело,
рядом что со мной лежало,
и пугливо, и несмело
ласки нежной ожидало». Безусловно, это начальный период жизни ребёнка . или молодого человека, впервые осознавшего красоту и чистоту природы. И грубоватое: «позабыв о бывших бабах» может означать всё незначимое и ненастоящее.
В стихотворении много символических образов природы и образов её запахов. Таким способом автор предлагает нам вернуться к детскому восприятию жизни, когда мы постигаем мир с помощью зрения, слуха, обоняния и осязания. Эти анализаторы на всю жизнь сохраняют в нас чувственный образ мира
«Тело, пахнущее лугом,
молоком козы бодливой,
было гибким и упругим,
цвета греческой оливы.»
Всё, о чём сказано в данной строфе не просто имеет отношение к жизни, но выражает её сущностные признаки: цвет греческой оливы тёмно-зелёный. Таким цветом окрашивали изображения своих богов плодородия древние. Коза – тоже символ плодородия, а молоко - первая пища ребёнка и «чистая жертва» приносимая богам.
Две последующие строфы символизируют наслаждение жизнью: любовь вообще: и у к жизни, и к женщине, и к детям, - всё, что делает нас людьми.
«Губы алые целую
и заглядываю в очи.
Заласкаю, забалую…»
А дальше приближение ночи, окончание всего, что связывает нас с жизнью.
У тебя больше нет сил, а жизни нужны здоровые, сильные. Ты осознаёшь это, но жизнь слишком хороша, что бы просто расстаться с ней. Два замечательных возгласа: «Уходи!» и «О нет, не надо» выражают раздвоенное состояние героя. Выбора, на самом деле, не существует
– Уходи скорее! – скажешь.
Встану я… – О нет, не надо…
Слёзы по щекам размажешь…
«Тело, пахнущее морем,
обнажённое лежало.
И, наверно, мне на горе
Ласки нежной ожидало»
Море также один из многозначных символов стихотворения. Это и бесконечность, и образ Времени, глубина и равнодушие, переменчивость и неотвратимость.
Трудно не согласиться с автором, избравшим женское тело в качестве аллегории жизни. Кроме всего вышесказанного, оно само рождает жизнь, делая её бесконечной, а имя первой женщины на земле Евы означает - Жизнь. Автор ни разу не употребил слово душа, но с нами говорит его душа. Человек смертен, поскольку телесен, и его жизнь только часть всеобщей бесконечности жизни.
Оценка произведения: 10 |
Поэтому у меня вызвала полное недоумение рецензия, автор которой вполне серьёзно открывает в рецензируемом тексте какие-то глубины философского осмысления жизни, сообщает о разнообразных аллегориях, плодородных козах и так далее.