Рецензия на стихотворение "Ловец снов" Инны Урсовой-Правкиной
http://fabulae.ru/poems_b.php?id=218685
Когда я впервые прочитала стихотворение Инны Урсовой-Правкиной «Ловец снов», я подумала, что автор мастерски описал кошмарный сон и с помощью специального оберега Ловца снов отвёл от спящего неминуемую гибель «Ты размыкаешь веки – и значит выжил»
Сновидение – одно из самых загадочных проявлений психики. В том, что нам снится, даже если сон о реальных предметах и явлениях природы и общества, действия в нём происходит так, что описать их в деталях практически невозможно. Сон длится мгновения, но в нём, порой, заключена вся наша жизнь, а может быть жизни других людей. Человек во сне – пленник, его могут поместить сразу в несколько существ, заставить быть в разных местах и переживать эмоции, несопоставимого с обычной жизнью.
Метафоричность сна дала возможность автору гиперболизировать нравственные проблемы нашей жизни и поразить ими воображение читателя.
Автор обращает наше внимание на две важнейших христианские истины: последствия грехопадения и духовная «незрячесть» и выливает сущностное из нашего жизненного сна, в котором все люди ведут себя, «как все», не замечая опасности нависшей над нами
В начальной части стихотворения автор говорит от имени оберега – «Ловца снов»»
«Кто я? Ну кто я? - Да просто ловец снов – то, чего нет», то есть-предупреждает о вымышленности образа, в котором он предстаёт перед нами, а дальше, вроде бы, продолжая первую мысль, сообщает:
. «Нет есть - тончайшая паутина
Между душой и телом - из самых глухих основ
Сотканная - из света и самой тончайшей льдинки». В конце стихотворения именно эта тончайшая паутина спасает героя произведения.
В поиске ключевых образов произведения я обратила внимание на Слезу Адама.
Слеза Адама – первая человеческая самооценка греха!.
«Первой слезы Адама, пролитой в раю еще
И просолившей Тихий. Соль растравляет шрамы».
«Седе Адам прямо рая и свою наготурыдая плакаше: увы мнепрелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену» Плакал Адам об изгнании своём, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаму первому все человечество по сей день плачет и вздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А весь мир, издерганный и усталый, плачет от беспутства, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. Потому что полнота, только в Боге. Вот как автор пишет о масштабах последствий падения:
«просолившей Тихий. Соль растравляет шрамы...
Ты опускаешь веки - и все течет!
И Марианская впадина множит твои кошмары». И продолжаем «плакать, стоная о несовершенстве мира. Марианская впадина полная наших слёз- символизирует глубину падения человечества.
Вторая истина, на которую указывает нам автор, напрямую вытекает из первой – мы «незрячие»
«Знает незрячий, что значит видеть дно,
Чувствуют веки, как гладит ресницы пропасть,
И учащается пульс за секунду до...
Как вертолет, потерявший над бездной лопасть» эта строфа звучит предостережением для нас - незрячих,
«Господь и Спаситель наш Иисус Христос по исцелении слепорожденного сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы»(Ин. 9;39).
Святитель Игнатий ( Брянчанинов) говорил: « Гордый смотрит на себя как на самобытное существо, а не как на создание Божие; земная жизнь представляется ему бесконечною, смерть и вечность — несуществующими. Промысла Божия нет для него: он признает правителем мира разум человеческий. Все помышления его пресмыкаются по земле; жизнь его принесена всецело в жертву земле, на которой хотелось бы ему учредить непрестанное наслаждение грехом. И к этой-то безумной, несбыточной цели стремятся со всем усилием слепотствующие фарисей и саддукей
Мы знаем, что живём неправильно и понимаем - каковы последствия подобной жизни . «Знает незрячий, что значит видеть дно»,
«Ты зависаешь между добром и злом,
Тянешься к небу из черной и липкой жижи»,
Но та самая тончайшая и чистейшая паутинка, связывающая нас с Небом Ловец снов даёт нам шанс выбраться из липкого сна нашей жизни «Ты разлепляешь веки - и значит выжил»
Ловца снов индейцы подвешивают у изголовья спящего, чтобы не допустить к нему дурные сны. Это ивовый прутик, согнутый в кольцо и переплетённый нитками. наподобие паутины,
В стихотворении в роли Ловца снов выступает сам автор и цель его разбудить спящих и указать дорогу незрячим. На мой взгляд, цель автором достигнута.
Стихотворение, написанное на одном дыхании, читается с интересом и заставляет размышлять о прочитанном.
Оценка произведения: 9 |
Стихотворение тоже хорошее - сложное, не раз хочется вернуться к нему.