Рецензия «Рецензия на стихи "Я УХОДИЛ" от автора Рожков Андрей»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Я УХОДИЛ
Баллы: 8
Читатели: 570 +1
Дата:

Рецензия на стихи "Я УХОДИЛ" от автора Рожков Андрей

Я уходил...

Я уходил...
медленно, по крупицам.
Робко ступал,
не сообщив маршрута.
Знал – не поймёшь,
правдой не откупиться!
Нужен ли я
подлинным хоть кому-то?

Грезил... "Постой!", –
скажешь, шаги услышав.
Но занята
правкой моих изъянов.
Увлечена –
цель ощутимо ближе...
Я уходил
тихо. Возможно, зря,
но...

Молча исчез.
Глядя в чужие лица,
Глупо теперь
определять причины.
Поздно кричать
и, проклиная, злиться!
Всё же смогла
во мне задушить мужчину.

________________________________

Стихотворение является следствием / отражением внутренней драмы литературного героя. Он уходит от женщины.

Будем считать, что причины расставания внутренние, а не внешние (это легко прослеживается по характеру повествования). Автор указывает на то, что героиня «занята правкой изъянов» своего мужчины. Других оснований для противоречий в стихотворении нет. Поэтому принимаем это за основную причину ухода героя. Но вдруг он уходит не по своей воле?

Остановимся на этом моменте… Лит. героя выгоняют, или он всё же уходит сам? Это порыв или обдуманное решение? Есть ли надежда на перемену решения? В стихотворении есть строчки:

Я уходил...
медленно, по крупицам.

Грезил... "Постой!", –
скажешь, шаги услышав.

- из которых можно предполагать, что герой уходит по своей воле, у него было время на обдумывание, но постоянные попытки его унизить, указать на недостатки столь неприемлемы, что он уходит. Однако, грезит об окрике "постой". То есть, герой еще тешит себя какими-то надеждами.

Это не эмоциональный порыв, это «медленное, тяжелое расставание», когда прежде, чем расстаться физически, люди внутренне постепенно отдаляются друг от друга.

И всё же герой готов остановится, если женщина его окликнет. Насколько же обоснованы «грезы» героя о том, что героиня скажет «постой»? И неужели, услышав «постой!», он бы остановился? Автор пишет:

Знал – не поймёшь,
правдой не откупиться!

Если лит. герой понимает и уверен, что он будет «не понят», а последнее означает, что ничего не изменится, то какой смысл ждать крика «Постой»?

Непонятна так же фраза о «правде», которой «не откупиться»? Могу предположить, что авторская мысль такова: «точка зрения на проблему, высказанная даме героем, не поможет ей пойти навстречу или приблизиться к взаимопониманию». Отчасти мудреное выражение «не откупиться» не добавляет понимания и читателю.

В итоге лит. герой продолжает сомневаться и надеяться, там, где его последняя капля терпения вроде бы уже испита и поводов для надежды нет:

Я уходил
тихо. Возможно, зря.

Возможно, это сомнение касается не желания уйти, а осознания последствий такого ухода.

Далее:

Глядя в чужие лица,
Глупо теперь
определять причины.

Здесь у меня к автору следующие вопросы:

Причины, вроде, уже определены: «дама занята правкой его изъянов», что герою крайне не по душе.
Конечно, это может быть не единственной причиной. Но согласитесь, что искать причины распада, не анализируя ситуацию, а «заглядывая в чужие лица» - весьма престранно с точки зрения логики. Впрочем, в реальной жизни множеству людей свойственно искать причину всех своих бед не там, где надо бы.

Далее:

Поздно кричать
и, проклиная, злиться!

А что, разве злостью, криком и проклятиями можно было бы излечить ситуацию?
"Поздно" - это фактор времени. Играет ли значение для ситуации время проклятия? ...

В авторском же фрагменте слово «поздно» совершенно лишнее, искажающее смысл задуманного. Должно быть не «поздно», а «бессмысленно». Поскольку безотносительно ко времени бессмысленно кричать и проклиная злиться, дабы вернуть женщину (или вернуться к ней).

И, наконец, финал:

Уход от женщины, которая тебя не понимает, довольно сильный ход. Правильный или нет, но уход знаменует собой обретение свободы, независимости от чрезмерной опеки. Потому фразу

Всё же смогла
во мне задушить мужчину.

Могу воспринять, как то, что герой таки остался, а не ушел. То есть, «удушить мужчину» в мужчине можно трактовать как подмять, прогнуть под себя, лишить мужской воли ... и оставить в своем подчинении.
Такому же толкованию способствует несколько туманная фраза:

Увлечена –
цель ощутимо ближе....

Вообще-то не столько туманна сама фраза, сколько туманны выводы из неё, так как приводят к неожиданным толкованиям.

Кто увлечена? -- Она увлечена
Чья цель ближе -- её цель ближе.

Вряд ли героиня увлечена правкой изъянов героя с целью выгнать. Тогда какая её цель имеется ввиду? Очевидно, всё ближе цель исправления его изъянов. То есть, герой меняется. Иначе не было бы слова "ближе". А раз герой поддается "воспитанию", то "удушение мужчины" здесь хорошо коррелирует с тем, что в финале герой никуда не уходит, а "перевоспитывается".

Но можно дать и противоположное толкование: главный герой разумом стремится к свободе и независимости, но как мужчина стремится к этой женщине, возможно, любит. То есть, разум тянет уйти, а мужское начало – остаться. В таком случае, «удушение мужчины» в герое может означать уничтожение «мужской тяги к героине». Т.е., освобождение героя от последнего сдерживающего фактора перед уходом. В этом случае заключительные слова обретают обратный смысл.

Завуалированный способ подачи финальной мысли приводит, как минимум, к двучтению, что далеко не здОрово.

Что имеем в итоге? Довольно противоречивое по смыслу (смыслам) стихотворение с неплохим стилем изложения. В наличии сложный, но выдержанный ритм, нормальная рифма (только рифма «услышав - ближе» мне показалась далековатой, хотя допустимой).

Прикидывая оценку, испытывал затруднение. Пока сам не вник, казалось, что стихи на 8 баллов. Но, учитывая, что серьезные ошибки логического плана серьезно обесценивают произведение, появились мысли о 4-ке.
Я знаю автора как опытного стихотворца, склонного к философии.

Положение обязывает быть честным в рамках моего понимания поэзии и частного случая. Полагаю 5-ку справедливой оценкой. В правленом виде, думаю, потянуло бы и на 8.

__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
____________________________________________

Оценка произведения: 5


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     00:45 21.05.2018 (1)
Вот пример, как можно вообще на корню загубить  всякое желание отдать стихотворение на рецензию.
Это не рецензия. Это смысловой дерибан. Это бухгалтерская ведомость, в которой нет никакой поэтики: только дебет и кредит.
     11:27 22.05.2018 (1)
1
А с чего Вы взяли, что рецензия (в нашем случае критика) должна быть наполнена поэтикой?
Это ваши стихи должны быть наполнены поэтикой, а не рецензия. ;)

И кто Вам мешает графоманить, не отдавая своих произведений на рецензию? ... Я мешаю?

Андрей Рожков чаще любых иных авторов отдает свои стихи мне на рецензию. Так что Ваши слова про "пример" и "на корню желание" явно не в кассу.

     11:45 22.05.2018
Допрос героя, словно бы он вызван на заседание месткома, почему он решил оставить любимую женщину - это называется рецензия? В принипе, если автору такой разбор по вкусу, жалка нету.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама