Рецензия на стихи "АПРЕЛЬ ВРУЧИТ ПОДСНЕЖНИК МАЮ" от автора Иванка
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: АПРЕЛЬ ВРУЧИТ ПОДСНЕЖНИК МАЮ
Баллы: 18
Читатели: 431
Внесено на сайт:

Рецензия на стихи "АПРЕЛЬ ВРУЧИТ ПОДСНЕЖНИК МАЮ" от автора Иванка

АПРЕЛЬ ВРУЧИТ ПОДСНЕЖНИК МАЮ

Ещё чуть-чуть и  вот он - май!
Но любит пошалить погода:
Напомнит о себе зима
Морозцем. И накроет город
Полупрозрачный лёгкий шлейф
Последней сказкою о ней.
И как ни жаль ступать по снегу,
Растает утром иль к обеду.
С подснежником тепло Весны
Вручит апрель по почте маю.
Пригрезится, что оживаю,
Наобещают что-то сны,
Сулят удачу треск сорочий
И на берёзах многоточья...


____________________________

Сегодня у меня в гостях стихотворение Иванки – тонкого лирика и опытной юмористки.
Данное стихотворение является авторским экспериментом с «онегинской строфой». И здесь я нахожу один узкий момент, достойный рассуждений.

Как известно, рифма в стихотворении является важной частью ритмического рисунка (ритмической схемы). Скажем, стопы стихотворения (благодаря их сильным долям) отвечают за ритм «высокой частоты», а рифма отвечает за «низкую частоту». 

В «онегинских строфах» имеет место сложная схема рифмовки, которая меняет ритмический рисунок стихотворения на его протяжении (перекрестная рифма -> парная -> опоясывающая -> парная). С одной стороны, это привносит ритмическое разнообразие, которое не портит и даже украшает стихотворение, с другой стороны, это перебой ритма по низкой частоте. "Игра" такого перебоя забавна, но, на мой взгляд, её вряд ли стоит осложнять «неявно выраженной» рифмой.

Человеческое сознание, его чувственная сфера благодарно откликается на стихотворные, музыкальные ритмы ;). И осложнения сложными перебоями, хорошо бы компенсировать более яркой, сочной подачей, что имеет место в пушкинских оригиналах. Пушкиным используется довольно точная, яркая рифма. Если точную рифму можно соотнести, скажем, с сильным щипком гитарной струны, то неточную или далекую рифму – с легким касанием.

В стихотворении Иванки используется рифма последнего типа. И как я уже говорил выше о ритме, ослабив его в одном аспекте, желательно  усилить в другом. Но с использованием далеких рифм взамен усиления получаем ослабление.

Если кому-то моя словесная эквилибристика показалась туманной, попробую объяснить на примере…
Вот первая строфа стихотворения:

«Ещё чуть-чуть и вот он - май!
Но любит пошалить погода:
Напомнит о себе зима
Морозцем. И накроет город».


Схема рифмовки АБАБ. Рифма «май-зима» - неточная, «город-погода» - ещё более далекая рифма. По традиции читатель ждет в следующей строфе ту же схему АБАБ, но она меняется на ААББ.

«Полупрозрачный лёгкий шлейф
Последней сказкою о ней.
И как ни жаль ступать по снегу,
Растает утром иль к обеду».


То есть, читательское восприятие опираясь на ритмическую схему первой строфы, ожидает во второй строфе рифму к слову «шлейф» в том месте, где реально находится слово «снегу», и рифму к слову «ней» там, где находится слово «обеду». Что-то должно переубедить читателя и настроить на новую схему. Убедительной была бы пушкинская точная рифма, но вместо неё далекая, то есть, не столь убедительная «шлейф - ней» и «снегу - обеду». В мозг читателя вливается дополнительная информация, требующая мгновенного анализа. На него уходят драгоценное время, ведущее к ухудшению или утрате ритма. Восприятие падает.

Всё, что я здесь пишу – это попытка выразить, формализовать словами то, что гораздо удобнее распознается на слух. Но опять же и слух у людей различный, и вкус, и чувство меры. Поэтому не буду удивлен, если кто заявит, что соединение «онегинской строфы» и далеких рифм только добавляет стихам прелести.
____________

Поехали дальше :)
Ещё один момент, вызывающий у меня вопрос – это глагольное время. Вначале идет настоящее:

«Ещё чуть-чуть и  вот он - май!
Но любит пошалить погода:»


Далее всё идет в будущем времени, но переход к нему обоснован ответом на вопрос «как любит пошалить погода». Идет перечисление в виде однородных, однотипных компонентов: «напомнит», «накроет», «растает», «пригрезится», - поэтому все глаголы в одном времени, в данном случае - будущем.
(Строка «и как ни жаль ступать по снегу» с неопределенной формой глагола «ступать» - не в счет, в виду сложной формы предложения)

«Сулят удачу треск сорочий
И на берёзах многоточья...»
.

И вдруг настоящее время: «сулят»… Через запятую с глаголом будущего времени «наобещают». Сюда бы «ПОсулят», но образуется лишний слог. Несоответствие времён, однако.

На переднем плане стихотворения лирическая история расставания с зимой и прихода весны. Наглядные метафоры, чувствуется авторское отношение к природным метаморфозам. Очень понравилась последняя строка стихотворения: «и на берёзах многоточья...». Не возможно утверждать, что конкретно под «многоточиями» имела ввиду автор, но слово столь живописно, что рождается прочная ассоциация (у меня, по крайней мере) с берёзовыми серёжками-соцветиями. Вертикальными то ли черточками, то ли «многоточиями». Я ошибаюсь? ;)

По совокупности впечатлений стих заслуживает высокой оценки с учетом указанных моментов. Обращаю внимание на то, что высказываю лишь личное мнение и не претендую на истину в последней инстанции.


__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
____________________________________________

Оценка произведения: 7


Оценка произведения:
Разное:
Обсуждение
     08:17 08.06.2018 (1)
Круто заварено...
     08:20 08.06.2018 (1)
Два или три раза подвергалось сокращению :)
     16:41 08.06.2018
Александр, я ответ на Вашу прекрасную рецензию у себя под стихом написала, если Вы не против:

https://fabulae.ru/poems_b.php?id=298733

Реклама