Рецензия «Рецензия на стихи "Три баржи было…" от автора Моряна (Димитрова Галина)»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Три баржи было…
Баллы: 18
Читатели: 418 +1
Дата:

Рецензия на стихи "Три баржи было…" от автора Моряна (Димитрова Галина)

Три баржи было…

Был тёплый летний день сорок второго.
Над Ладогой – единственной дорогой,
Пока еще стояла тишина,
Как будто вовсе кончилась война,
Как будто всё вокруг дышало миром.
Три баржи ожидали пассажиров –
Детишек увезти из Ленинграда
Подальше от войны и от блокады,
От голода и холода – от дома.
И тишину нарушил детский гомон.
Над каждой баржей шевелил норд-вест
На белом фоне яркий красный крест.
Среди детей подросточек-девчонка,
Прижав к себе трёхлетнюю сестрёнку,
Шептала, что когда в Сибирь приедут,
Им хлеб дадут и угостят обедом.
Три баржи отходили от причала…
Вдруг страшно где-то небо зарычало –
Два вражьих самолёта после боя
Решили груз оставшийся пристроить.
А я представить даже не берусь,
Как падал на детей тот жуткий груз.
Малышка прикрывала в страхе ушки.
А за бортом - сандалики, игрушки
И белые панамки, словно чайки,
В кровавых водах медленно качались.
И девочка просила: «Не смотри…»
Вы помните, что баржи было три?
И лишь одна осталась на плаву.
Как страшно это видеть наяву.
Что было с теми, кто на берегу,
Представить тоже вряд ли я смогу.
***
А если б та девчонка не спаслась,
То я бы никогда не родилась.



_______________________________

Сложно такое разбирать... Но...

Был тёплый летний день сорок второго.
Над Ладогой – единственной дорогой,
Пока еще стояла тишина,
Как будто вовсе кончилась война,

В первых двух строках рифма не столь очевидна, как это может показаться на глаз. На глаз "-рого" и "-рогой" - замечательная рифма. Но на слух "второго" читается как [втарОва], а "дорогой" как [дарОгай]. В итоге: "-арова" и "-арогай" как рифма корректна чуть в меньшей степени.

Небольшой сбой ритма на слове "сорок". Небольшой, потому что при чтении можно легко сыграть голосом, не акцентируя внимание на сбое. Собственно, в ямбической строке фразу "сОрок вторОго" ( / _ _ / _ ) без сбоя не представить и не разделить. Полагаю, и читать следует, как одно длинное слово (как бы с пиррихием).

Как будто всё вокруг дышало миром.
Три баржи ожидали пассажиров –
Детишек увезти из Ленинграда
Подальше от войны и от блокады,

Три баржи ожидали пассажиров –
Детишек увезти из Ленинграда

– несколько неладно скроенная фраза.

Дважды упоминается слово "война".

Далее стоял летний день, но согласно написанному увозили в том числе от холода. А ведь никто не знал продлится ли блокада ещё полгода до зимы. То, что блокада была долгой, мы знаем лишь с высоты наших лет. Конечно же, детей увозили из общих соображений (это понятно любому здравомыслящему), от всех возможных невзгод, возможно предполагая и затяжную оборону, зимний холод. И тем не менее, на момент повествования был тёплый летний день.

Я думаю, что, если с самого начала упоминаются "Ленинград", "42-ой год", то разве что каким-нибудь американцам или индусам будет непонятно, что это "отечественная война", что это "блокада", что "Ладога - единственная дорога". Все же россияне с детства знают и чтят события тех лет. А стихотворение хоть и о детях, но написано для взрослого читателя. Поэтому при переборе вариантов, можно без ущерба избежать ряда общеизвестных понятий, фраз.

И ещё раз рифме. Мне кажется, что более точная рифма в таком стихотворении придала бы яркости, насыщенности описываемым трагическим событиям.

Из меня не большой поэт, ...и рецензент, как правило, не даёт своих вариантов, но после вышесказанных слов захотелось попробовать соответствовать своим же советам. Вот навскидку начало с более точной рифмой:

Был тёплый летний день сорок второго.
Над Ладогой, ещё не столь суровой,
Качались волны зыбкой тишины.
Как будто вовсе не было войны,
И в мирной синеве купались дали...

Три баржи пассажиров ожидали:
Детишек, малышей из Ленинграда, -
Чтоб увезти подальше их от ада,
От голода, от ужаса, ...и дома.
И тишину тревожил детский гомон.

Кстати, в стихотворении при описании изначальной картины идут глаголы прошедшего времени несовершенного вида
тишина стояла, всё миром дышало, баржи ожидали (что делала? что делало? что делали) и вдруг: "тишину нарушил детский гомон" (что сделал?). Как будто посреди этой тихой обстановки вдруг включили звук гомона. Надо бы вместо (совершенного) "нарУшил" использовать глагол несовершенного вида, вроде "нарушАл", ну, или "тревожил" и т.п..

От голода и холода – от дома.
И тишину нарушил детский гомон.
Над каждой баржей шевелил норд-вест
На белом фоне яркий красный крест.

Удачно о кресте и норд-весте...

Среди детей подросточек-девчонка,
Прижав к себе трёхлетнюю сестрёнку,
Шептала, что когда в Сибирь приедут,
Им хлеб дадут и угостят обедом.
Три баржи отходили от причала…
Вдруг страшно где-то небо зарычало –
Два вражьих самолёта после боя
Решили груз оставшийся пристроить.

"Небо зарычало" и "груз оставшийся пристроить" - хорошо сказано, удачно.

А я представить даже не берусь,
Как падал на детей тот жуткий груз.
Малышка прикрывала в страхе ушки.
А за бортом - сандалики, игрушки
И белые панамки, словно чайки,
В кровавых водах медленно качались.

Рифма "качались - чайки" не дотягивает до желаемой. Но...

"А за бортом - сандалики, игрушки и белые панамки, словно чайки, в кровавых водах медленно качались." - потрясающей эмоциональной силы откровение! Острое, страшное, нестерпимое...

И девочка просила: «Не смотри…»
Вы помните, что баржи было три?
И лишь одна осталась на плаву.
Как страшно это видеть наяву.
Что было с теми, кто на берегу,
Представить тоже вряд ли я смогу.
***
А если б та девчонка не спаслась,
То я бы никогда не родилась.

Я под впечатлением...
Сильные моменты настолько возобладали над слабостями, что по-моему это заслуженная 9-ка (практически высшая оценка по моему ранжиру).

В принципе, на месте автора, я бы отполировал стихи до блеска.

Удачи автору! Спасибо за прекрасные стихи! Таких бы на сайте побольше.

__________________________________________________________________________


Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
                            (оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________

Оценка произведения: 9


Разное:
Реклама
Обсуждение
     12:00 10.12.2020
Спасибо большое  за рецензию! И за высокую оценку. Попробую посмотреть на стихотворение с точки зрения рецензента.  Надо подумать.
Реклама