О ней без глагола
У ростральных колонн ожидание в сырости.
Замирание с трепетом. Лепестки на ветру.
У начала пути ощущение нежности.
Бесконечность желаний в глазах поутру.
Опьяняющий плен жестов, слов и движений.
В каждом шаге сближенья порыв. Тишина –
Окружающий мир нем насквозь от сплетений
Взглядов, рук и имен. Повторение сна
О глазах, слез не знающих на удивление,
О словах, обрученных с улыбкой в лице,
И о встрече случайной – обстоятельств стечении,
И о том, что в душе места нет пустоте.
___________________
Как я понял, это, возможно, экспериментальные стихи. Стихи о женщине, о любви и встрече без употребления глаголов.
Глаголы - это движение. Жизнь - есть движение.
Это, конечно, лишь красивые слова... Поскольку столь коротко не сформулировать понятие "жизнь". Но если искать в формулировках не исчерпывающего смысла, а зерна (того самого, очищенного от плевел), то проявится связь: глагол-движение-жизнь.
Казалось бы, лишая стихи глаголов, мы лишаем их жизни. Это было бы так, если бы не "выручалочка" в виде особых словесных форм, указывающих на движение. Имею ввиду причастия и деепричастия. Более того, есть существительные, производные от движения или процесса. Например, "ожидание" - это процесс. Есть наречия, содержащие в себе признак действия и т.д.
И это ещё не всё. Посмотрим под иным углом. В русском языке есть слова, на первый взгляд не относящиеся к движению. Например, "путь", "расстояние" - чуть ли не геометрические понятия. Но в слове "путь" подразумевается движение по его преодолению (путниками).
Всё? Нет, пожалуй, и это не всё.
Мы, люди, отчаянно живые существа (пока не умрём). Поэтому практически всё о чём мы думаем, что представляем - есть цель, средство и итог нашего постижения, а, значит, действия, движения.
Мы думаем о ветре - и представляем движение воздуха.
Мы думаем о нежности - и представляем нежность произносимых слов, нежность прикосновения и т.д.
Мы думаем о сырости - и представляем, как она нас пронизывает, холодит.
Мы думаем о начале и бесконечности - и скользим мысленным взором от начала и далее, к границам непознанного.
Мы думаем о желании - и ощущаем жажду по желаемому.
Собственно, этими приёмами (где сознательно, а где неосознанно) пользуется в своих словах автор:
"ожидание", "замирание", "ощущение",
"путь", "трепет", "ветер", "движение", "сближение", "порыв", "удивление", "встреча", "стечение",
"опьяняющий ", "окружающий", "знающий", "обрученный",
"нем".
______
Есть ли смысл тогда писать стихи, старательно избегая глаголов?
А чем не забава? Играем же мы в буриме и прочие стихотворные игры. Они бывают забавны, полезны для развития речи, стихосложения.
Все знают такие весёлые состязания, как бег в мешках или с тёщей на закорках.
Но если говорить о чистой поэзии, то ограничивая себя, мы теряем возможности.
Поэтому мне непонятны цели автора, передающего свой экспериментальный стиш на рецензию.
Чего он ждёт? Ждет ли похвалы за то, что обошелся без глаголов.
Возможно он бегает с тёщей за плечами быстрее, чем без неё... Тогда всё ОКей! ...А если нет?
Возможно, он хочет понять, чего стоят эти стихи в чистом виде, без скидки на игровой момент.
Я могу высказать своё мнение и в том, и в другом ключе.
Скажу, что автор молодец, написав недурной стиш и обойдясь без глаголов.
С другой стороны, скажу, что без тёщи бежал бы быстрее.
_______
Но разберём таки стиш по-взрослому и так же поставим оценку.
У ростральных колонн ожидание в сырости.
Замирание с трепетом. Лепестки на ветру.
У начала пути ощущение нежности.
Бесконечность желаний в глазах поутру.
Не знаю, в глаголах ли дело, но впечатление, что стихи отрывисты, словно пейзаж писанный крупными кистевыми мазками. Что не есть плохо.
Ведь в строфе присутствуют все признаки движения (о которых говорилось выше). Стихи лапидарны (лаконичны) - несколько мазков и готова картинка.
Слегка запнулся на слове "ПОутру", не совсем поняв, это о текущем в стихотворении времени или "ПО ДОСТИЖЕНИИ утра", то есть утра следующего ПОсле свидания. Второе было бы здесь не совсем к месту. "Поутру" - чаще говорят так о будущем времени. Но это, наверное, мне только показалось.
Опьяняющий плен жестов, слов и движений.
В каждом шаге сближенья порыв. Тишина –
Окружающий мир нем насквозь от сплетений
Взглядов, рук и имен. Повторение сна
Подозрительной показалась фраза: "Окружающий мир нем насквозь ОТ сплетений взглядов, рук и имен".
Вроде: окружающий мир тихий ОТ объятий литгероев.
Тонкости рус. языка...
Обычная тишина не может быть следствием объятий, какими бы тихими они бы ни были.
Но, если олицетворить мир, то МИР может ЗАтихнуть, как бы пораженный созерцанием объятий или, скажем, не желая мешать влюблённым. Но для этого потребовалась бы приставка "за" в слове "ЗАтихать".
В этом случае можно было написать так: "Окружающий мир онемел от сплетений", - но автор не употребляет глаголов.
Другой вариант: Не мир стал тих (он по-прежнему шумный), а в ушах влюбленных внешний звук может потерять значение, как бы стихнуть. Но это бы отразить литературно.
Занудство всё это, конечно. Но кто чувствует такие нюансы – почувствует и здесь, и сочтет за небольшой, но недостаток.
Ещё: "мир нем ... от сплетений взглядов, рук и имен". Каких имен? Как это "мир нем от имён"?
У краткости, лапидарности бывает недостаток: не хватает слов для исчерпывающего понимания. Лично я растолковал "от имён", как "от произносимых имён" (страстный такой шепот):
- Зайка моя, свет-Наташенька!
- Хомячок мой любимый, Андрюшенька!
- Не замёрзла ли, Натулечка? Не отсырела?
- Нет, Андрюшенька, не отсырела... Я водочки за углом попила.
:)))
Да простит меня автор за такие вольности с переводом ;))
Продолжим...
................................ Повторение сна
О глазах, слез не знающих на удивление,
О словах, обрученных с улыбкой в лице,
И о встрече случайной – обстоятельств стечении,
И о том, что в душе места нет пустоте.
"Улыбка в лице" - ...хмм.
Забыл высказаться о рифмах:
"сырость-нежность" - не рифма. Но соединяет 1-3 строки. Поэтому брачок, но не фатальный. Другое бы дело, если бы везде не было нечётных рифм. Ну, да ладно...
"лице - пустоте" - не фонтан.
Ну, что же, по-моему, эксперимент вполне удался. У автора богатый литературный язык и приличные навыки стихосложения.
И, по-моему, ему уже без надобностей такие эксперименты. Никому уже не надо доказывать, что по силам бежать с тёщей на загривке. :) Лучше вернуться на круги своя. Вспоминается фраза Кутузова из кинофильма: "А девкой был бы краше" :)
Оценка довольно высока: 7-8 балов.
Пусть будет 8.
__________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Пусть они живут своей, отдельной жизнью. Имхо.