Рецензия «Рецензия на стихи "АВГУСТ, ВЕЧЕР..." от автора Виктория Лопатина»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: АВГУСТ, ВЕЧЕР...
Баллы: 8
Читатели: 433 +1
Дата:

Рецензия на стихи "АВГУСТ, ВЕЧЕР..." от автора Виктория Лопатина

АВГУСТ, ВЕЧЕР...

Повстречался мне усталый странник,
Вроде молод, а в глазах тоска
Древняя как мир.
– Ты кто?
– Изгнанник…

Шли по небу овцы-облака…

– Я изгой земли обетованной.
Быть скитальцем – вот мой тяжкий крест.
Смерти жду, но… нет её, желанной.
Разве только грянет благовест,
И сойдёт Божественное Чадо
Вновь на землю, в этот грешный мир,
Чтоб укрыть овец послушных стадо
Плащаницей, стёртою до дыр.

– Но… за что?
– Я не узнал мессию
И теперь жить вечно обречён.
Помолись Всевышнему, спроси, я
Буду ли когда-нибудь прощён?
– Не проси, молиться не умею.
Я и сам изгой в людских сердцах.
Говорят, что я надежду сею.
Говорят, что взращиваю прах.
– Вижу я – стезя твоя печальна.
Наказанье вечности страшней.
Ведь душа поэта – наковальня,
И людская боль стучит по ней.
Ни о чём просить тебя не смею…

В Горний мир неся свои грехи
Овцы шли и шли покорно блея…

- Нет! Постой! Я напишу стихи!
Господи, помилуй Агасфера.
Ты же добр, прости тот давний грех.
Или доброта твоя - химера?
Или милость Божья не для всех?

Ветер подгонял покорных плетью…
И гремел Божественный  хорал…

– Почему карая всех нас смертью
Ты его бессмертием покарал?
Ты, отдавший сына на закланье,
Чтоб спасти от скверны этот мир,
Человеку вечность в наказанье
Дал. Доволен ли, Кумир?

Овцы,  опорочив голубое,
Шли в загон свой.

Сквозь столетий бег,
Шёл бессмертный, жаждущий покоя…
Август.
Вечер.
Двадцать первый век.

______________________________

Стихотворение некороткое. А писать такие стихи – это особое умение. В длинных стихах автор должен подогревать читательский интерес на протяжении всего произведения. Стоит интересу ослабнуть и чтение с большой вероятностью может быть завершено, а автор поруган, как отнявший драгоценное время.

Произведение носит повествовательно-философский характер и изображает эпизод, связанный со старинным преданием об Агасфере, известном так же под именем «Вечный Жид».
Напомню:

Когда-то на пути к месту своего распятия обессиленный своей ношей (крестом) Христос хотел отдышаться, прислонившись к стене жилища Агасфера. И был отогнан хозяином, иронично пожелавшим ему идти дальше и отдохнуть на обратном пути. Это одна из версий. На что Христос ответил, мол, он уйдёт, но и Агасфер пойдет тоже и будет вечно скитаться по Земле не зная ни покоя, ни смерти.

В авторском варианте Вечного Жида встречает Поэт и между ними завязывается диалог.

Повстречался мне усталый странник,
Вроде молод, а в глазах тоска
Древняя как мир.
– Ты кто?
– Изгнанник…

Шли по небу овцы-облака…

Сюжетным фоном у автора идёт стадо овец-облаков. Но прослеживается аллегория с намёком на божью паству, чьи жизни проходят чередом, завершая свой путь в небесных кущах.

– Я изгой земли обетованной.
Быть скитальцем – вот мой тяжкий крест.
Смерти жду, но… нет её, желанной.
Разве только грянет благовест,
И сойдёт Божественное Чадо
Вновь на землю, в этот грешный мир,
Чтоб укрыть овец послушных стадо
Плащаницей, стёртою до дыр.

Автор довольно поэтично и складно повествует горестную историю Агасфера.

– Но… за что?
– Я не узнал мессию
И теперь жить вечно обречён.

А вот здесь отражен с моей точки зрения весьма противоречивый момент истории.
По факту Агасфер прав. Узнай он в Христе мессию – не оттолкнул бы словами и не был бы осуждён на вечное скитание.
Но в этом эпизоде пересекается множество смыслов и толкований, порождающих вопросы.

Вопрос первый: Неужели за "неузнанность" можно так карать? (именно на первую часть этого вопроса указывает нам авторский Агасфер)
Вопрос второй: Да, Христа нельзя было отталкивать; а любого иного на его месте можно?
Вопрос третий и четвёртый: Христос столь мстителен? Как постичь степень доброты Христа?
И т.д.

Остановимся на первом вопросе подробнее.
Допустим, я иду в толпе и не узнаю мелькнувшее лицо приятеля. Или эстрадная звезда делает пластику лица и становится неузнаваемой. Много ли вины в том, что кто-то кого-то не узнал?
Я не знаток в теологии и религиозных преданиях и не знаю, как действительно там трактуется это эпизод. Но как неглупый человек я вижу разницу между словами «узнать» и «признать».
Может, Агасфер виноват не в том, что "не узнал", а в том, что "не признал" во Христе Бога? По мне эта «вина» более существенна.
Но в этом случае я бы посоветовал автору изменить «я не УЗНАЛ мессию» на «я не ПРИЗНАЛ мессию». Ещё раз подчеркну, что не знаток в преданиях и религиозных историях.

Но, увы, само предание имеет несколько версий. По одной Агасфер отгоняет Христа, по другой отталкивает (рукой) и т.п.. Но все же знают, что рукоприкладство карается больше словесных баталий.

Лично мне не понятна вина Агасфера и в том случае, если он не посчитал Христа Богом. Лично я атеист, однако, никто меня не посылает в вечное изгнание. И за что бы?
Одной из сторон, отталкивающей меня от религии, является требование (!) принять божественную сущность на веру. Я за жизнь не видел ничего такого невероятного, что заставило бы меня обратиться к вере. Я не свидетель, к примеру, чудесных воскрешений. Зато верю в то, что Христовы ставленники на Земле и адепты Церкви могут освятить/благословить гомосексуальные браки, в то время, как Бог в своё время испепелял города за подобные грехи (Содом и Гоморру). Ну, да ладно… Это предмет совсем иных обсуждений. Во всяком случае, я не вижу вины Агасфера ни в том, что он мог НЕ УЗНАТЬ Христа, ни в том, что он мог НЕ ПРИЗНАТЬ Христа. Вера вообще – дело сугубо добровольное… в том числе и в моральном аспекте.

Однако, почти любая религия предписывает борьбу против инакомыслия, против признания чуждых ей божественных сущностей. Это краеугольный камень большинства религий. И, если воспитанного на иных религиозных началах Агасфера заставлять верить в чуждого ему Христа, то я вполне понимаю его возмущение. «Бедняга», он просто не угадал  в кого нужно верить.
Однако, я всё же нахожу грех Агасфера. И даже не столько в жестокосердии, сколько в отсутствии милосердия. В конечном итоге, не он казнил Христа, он лишь отказал ему в отдыхе. Однако, я что-то не слышал о великих вечных мучениях Понтия Пилата или фарисеев, уготовивших ему жестокую участь.

Один из казнивших Христа воинов, Лонгин, тот самый, что ударил мессию копьём в подребелье, затем излечился от болезни глаз, увидел воскрешение, в дальнейшем стал проповедником, но был казнен (мучителем) Понтием Пилатом и в итоге почитаем церковью как мученик. То есть, пырнул копьём, за это не был послан в вечное изгнание, а исцелён, в итоге поверил во Христа и стал мучеником. Но Агосфер тоже поверил во Христа... Уже давно... Зуб даю.
А что наш мучитель Понтий Пилат? А он у нас тоже святой! И тоже мученник! Не во всех, конечно, Церквах, а только в Коптской и Эфиопской. Так-что можешь казнить до смерти, тыкать остриём в грудную клетку без анастезии, но не смей мешать подпирать стену своего жилища. ... Как-то так. :)

Я прошу прощения у читателей за своё «лирическое отступление». Поехали дальше.

Помолись Всевышнему, спроси, я
Буду ли когда-нибудь прощён?
– Не проси, молиться не умею.
Я и сам изгой в людских сердцах.
Говорят, что я надежду сею.
Говорят, что взращиваю прах.

Выясняется, что Вечный Жид встретил Вечного Графомана…
Шучу :))

Вечный Жид встретил поэта.
Меня не убеждают объяснения этого лирического героя, почему он изгой в сердцах людей. С чего бы это?
Судьбы поэтов таковы? …Не верю.
Но герой открытым текстом объясняет причины: 

Говорят, что я надежду сею.
Говорят, что взращиваю прах.

То есть поэт сеет в души людей надежду во что-то хорошее, и за это они его гонят прочь?
Он им: «Не плачьте родимые! В жизни не только мрак. Будет и на вашей улице праздник!»
Они ему: «Пошёл прочь, наглый лжец!»
Смешно.

А что такое взращивать прах?
«Прах» – это пыль, тлен, мертвая плоть
«Взращивать» (от рост) – это, иначе говоря, увеличивать, множить…
Я не понял, поэт армию зомби создаёт?

Шучу.
Но считаю неопределённость этой мысли недостатком стихотворения.
Возможно, автор под «взращивать прах» имела ввиду «творить/копить нечто ненужное», «нести пургу». :) К слову, таких поэтов у нас вагон и маленькая тележка.

– Вижу я – стезя твоя печальна.
Наказанье вечности страшней.

Короче говоря, Агасфер считает, что гонение на поэта за якобы никчемное творчество и напрасные надежды – наказание гораздо хуже его вечных скитаний. (??!) А не перебор ли?

Ведь душа поэта – наковальня,
И людская боль стучит по ней.
Ни о чём просить тебя не смею…

Высокие строки, которые я принимаю по поэтическому флёру. Порой подразумеваются особые, высокие страдания поэтов (поэтической души) от личных горестей и несовершенства мира сего.
Моё мнение: поэты почти такие же люди, как, скажем, прозаики, медики, педагоги, историки…, дальнобойщики ;), но умеющие свои мысли и чувства (подчас преувеличенные) слагать в стихи.
Мне могут возразить: у поэтов тонкая душа, доброе нутро и т.д., и т.п. ….
Видел я таких поэтов… В Высших советах МГО СП, завистливых, честолюбивых, тявкающих на коллег из подворотни и так далее.
С другой стороны, так же можно сказать про медиков: «они мечтают избавить род людской от боли, страданий, болезней и смерти, поскольку душа у них душевнее иных».
С третей стороны – про педагогов: «они мечтают вырастить поколения наших детушек, ради их счастья и процветания, поскольку душа педагогов душевнее … и т.п.».

Но как сказал поэт-баснописец Михалков: «Всё дело в человеке» (а не в профессии).
Но по поэтическому флёру будем считать, что поэтические муки страшней скитаний Вечного Жида.

В Горний мир неся свои грехи
Овцы шли и шли покорно блея…

Мне, вот, нравятся эти лирические отступления про овец…

- Нет! Постой! Я напишу стихи!
Господи, помилуй Агасфера.
Ты же добр, прости тот давний грех.
Или доброта твоя - химера?
Или милость Божья не для всех?

------------- -------------- ---------- Продолжение на второй странице ------------ -------------- --------------
-------------------------------------------------------------------------------------------- ------------- --------------
-------------------------------------------------------------------------------------------- ------------- --------------

А вот здесь я услышал от автора что-то из ряда тех вопросов, что сам ставил выше. И это есть поэтические муки. Попытка переосмыслить неоднозначное, взвесить на весах человечности то, что многие принимают на веру. Важный момент.

Ветер подгонял покорных плетью…
И гремел Божественный  хорал…

Кульминация! Гремит Божественный хорал!
А овцы бредут себе … Я их уже полюбил особой любовью критика. А может, они главные герои повествования?

– Почему карая всех нас смертью
Ты его бессмертием покарал?
Ты, отдавший сына на закланье,
Чтоб спасти от скверны этот мир,
Человеку вечность в наказанье
Дал. Доволен ли, Кумир?

Продолжение вопросов… Всё ещё гремит хорал.

Овцы,  опорочив голубое,
Шли в загон свой.

Здесь тоже есть вопросы. Ад у нас под землёй, Рай на небесах. Поэтому овцы-облака, шествующие по небу - все в Рай, надо полагать. Но тогда о каком "загоне" речь? Это так иронично сказано о Рае? Думаю, что нет. Да и высокий стиль стиха не даёт шансов такой шутке.

А «Опорочив голубое» – это как…? "Голубое" - это небо, понятно. Души следующие в Рай - светлые души. Так как они опорочили небо? …Загадили, что ли? ...Зачем?

Есть что-то в этих овцах от сетевых поэтов (не стану показывать пальцем) .… Любят "опорочить небо".

Сквозь столетий бег,
Шёл бессмертный, жаждущий покоя…
Август.
Вечер.
Двадцать первый век.

История продолжается. Так было, есть и будет.

Немного жаль, что автор лишь задал вопросы, но не попытался на них ответить сам, накормив читателей своей духовной пишей.
Но правильная постановка вопросов уже многого стоит. За это автору респект и уважуха.

Кстати, стихотворение не таким уж длинным оказалось. Просто, пока я читал, мне показалось, что успел поскитаться с Агасфером и поболтать с ним часок по Ватсапу. А это "+" автору.
________________

Что в итоге?
Отлично! Ставлю крепкую девятку. За добротный стиль, складность, я бы даже сказал «классичность». За зрелый стих. За поставленные вопросы. За караван овец.
Несмотря на невнятно изложенные причины гонений на поэта и признание Агасфером его мук выше собственных.

Автору дальнейших успехов в творчестве!

__________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________


Оценка произведения: 9


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     13:39 26.02.2021 (1)
Спасибо Вам, Саша, за то, что открываете для нас замечательных авторов. А автору спасибо за замечательное стихотворение.
     13:57 26.02.2021 (1)
Не я открываю. Автор сама себя открывает.
Я лишь сделал разбор.
     14:08 26.02.2021 (1)
А Вы помогаете... Ведь рецензия - это либо "убить", либо "пропиарить" со знаком "+".
     14:32 26.02.2021 (1)
Ну, почему же "убить"?
Рецензия, как критика, призвана помочь автору.
Если, конечно, тот не нарывается и не зарывается.
     14:46 26.02.2021
В любом случае, от рецензии немало зависит.
     16:39 25.02.2021 (1)
1
Спасибо Вам большое, кое в чём Вы правы.  Вот поэтому, я считаю, что нужно отдавать свои произведение на редактуру, или рецензирование. Начинаешь видеть своё "чадо" глазами другого человека и лучше понимаешь достоинства и недостатки его. Если честно, думала будет жестче. Еще раз спасибо за Ваш труд.
     17:02 25.02.2021 (1)
1
P. S. Под загоном я подразумевала религию. Часто люди по жизни нагадят, а потом в религию ударятся, чтобы грехи замаливать. Почему я написала "не узнал". Потому, что в те библейские времена на столбах (крестов тогда не было), распинали только воров, разбойников, убийц. Это была позорная казнь. Откуда обыватель мог  знать что перед ним не убийца и т. д., а мессия. Ну а то, что поэт взращивает прах, Вы правы.надо бы исправить. Просто был такой случай, когда женщина сказала, что стихи никому не нужны, и лучше бы я каким-нибудь живым делом занялась. Ну вот такая ассоциация возникла.
     13:57 26.02.2021
Успешного творчества!
Реклама