Рецензия «Рецензия на стихи "Ильмерия" от автора Ольга Орлова»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Ильмерия
Оценка: 4.9
Баллы: 15
Читатели: 315 +1
Дата:

Рецензия на стихи "Ильмерия" от автора Ольга Орлова

Привожу стихотворение с эпиграфом:

В незапамятные времена, 4-9 веках от Р.Х. у истока реки Ола-хова (Волхов) и берегов Словенского моря (ныне озеро Ильмень) жили словене. Среди богов, которым они поклонялись, была богиня Неба - Ильмерь. По одному из преданий словене, их же называли ещё ильмерами, в тихую погоду на маленьких плотах выплывали в Словенское море, ложились на спину и обращались к богине Неба - через Ильмерь они могли говорить с предками...

Ильмерия

Каждый новый рассвет я в движении,
Исповедую дум натяжение.
Протянулись незримыми нитями
То ли думы, а то ли наития.
И касаюсь я ими нечаянно
Всех времён, небесами венчаемых.
Ну а выше небес и вне времени -
Ильмерии пресветлой явление.

Смотрит сверху Ильмерь светлоокая
В Ильмень-озера воды глубокие.
Тьму могучую дна сапропельного
Обращает барашками пенными.
Мельтешат они в водах стихающих
Словно плотики душ вопрошающих -
Ты ответствуй нам, дева небесная,
Не придётся ль скитаться и бедствовать?

Неназойливо, робко, но преданно
Вызревает былое легендами.
Вопрошали отцы благородные -
Был ответ непременный по Роду их.
Глас Ильмери, навеки связующий
Праотцов и потомков взыскующих -
Позабытое ныне придание,
Неотъемлемых уз увядание.

Только знаю, что всё же не сироты
И наследуем древнюю силу ту.
Ильмерия, земля вседостойная,
Наших предков впитала историю.
Это всюду - дыши, не надышишься.
Это память, что намертво впишется
В каждый атом и каждую клеточку
Негасимым, немыслимым светочем.

Не с того ли частенько мы мечены
Непредвиденным противоречием,
Что вседневное наше условие
Покрывает нутро многослойное?
Звон Софии, святой на века ещё,
Прорастает из древнего капища.
А душа гусляра-златострунника
Половинится кровью ушкуйника.

Всё-то принято, всё-то уложено
И порой ощутимо всей кожею.
В день ненастный, и в ясное солнышко
Ильмерия пронзает до донышка.
Так иду я по утренней свежести,
Преисполнена болью и нежностью.
Вот Детинец, и чайки над Волховом...
И вздыхает Ильмерь где-то около.

__________________________________

Удивительное стихотворение.

Поэтически музыкальное, богатое метафорически, с интересными дактилическими рифмами, придающими стихотворению балладное звучание. Для тех, кто не в курсе: писать с одними только дактилическими рифмами (с ударением на третий с конца строки слог), оставаясь на высоте стиля и смысла, архисложно. Это своеобразный показатель уровня, поэтому автору от меня поклон.

Попробуем разобрать подробнее.

Каждый новый рассвет я в движении,
Исповедую дум натяжение.
Протянулись незримыми нитями
То ли думы, а то ли наития.
И касаюсь я ими нечаянно
Всех времён, небесами венчаемых.
Ну а выше небес и вне времени -
Ильмерии пресветлой явление.

Смотрит сверху Ильмерь светлоокая
В Ильмень-озера воды глубокие.
Тьму могучую дна сапропельного
Обращает барашками пенными.
Мельтешат они в водах стихающих
Словно плотики душ вопрошающих -
Ты ответствуй нам, дева небесная,
Не придётся ль скитаться и бедствовать?

Автор пребывает в думах о былом и нынешнем, о великой богине Ильмерь и преданном ей народе, исполняющем древний обряд общения с богиней в попытке узнать свою судьбу. Вязь слов естественна и легка и тем не менее слегка «закручена», витиевата, что порождает незначительные трудности с восприятием. Не могу отнести этот факт к недостаткам, так как сложный узор ткани повествования одновременно является и её достоинством. Автор отлично владеет темой и русским литературным языком. Было использовано редкое слово «сапропельный», но весьма к месту и уж точно не ради «понтов», как это случается со многими поэтами, желающими блеснуть эрудицией. Показалась слегка далековатой рифма «небесная – бедствовать», но приемлемой в традициях дактилической рифмы. А, может быть, просто показалось (?)…

Неназойливо, робко, но преданно
Вызревает былое легендами.
Вопрошали отцы благородные -
Был ответ непременный по Роду их.
Глас Ильмери, навеки связующий
Праотцов и потомков взыскующих -
Позабытое ныне придание,
Неотъемлемых уз увядание.

Только знаю, что всё же не сироты
И наследуем древнюю силу ту.
Ильмерия, земля вседостойная,
Наших предков впитала историю.
Это всюду - дыши, не надышишься.
Это память, что намертво впишется
В каждый атом и каждую клеточку
Негасимым, немыслимым светочем.

Автор выражает сожаление об увядании связи ныне живущего народа с традициями и духовной жизнью далёких предков. Но отмечает, что мы ценим исторические корни, и каждой своей клеточкой наследуем духовную силу наших пращуров. Стиль повествования возвышенный, но не переходящий в пафос. А, как известно, чувство меры - ценное качество и не только для поэта.

Не с того ли частенько мы мечены
Непредвиденным противоречием,
Что вседневное наше условие
Покрывает нутро многослойное?
Звон Софии, святой на века ещё,
Прорастает из древнего капища.
А душа гусляра-златострунника
Половинится кровью ушкуйника.

Пожалуй, последняя строфа получилась наиболее сложной для понимания. О каком противоречии речь? Что за «вседневное наше условие», покрытое или покрывающее «нутро многослойное»?

Может, автор видит некое противоречие между условиями существования современного народа и сложной душевной организацией его членов. Но как это следует из предыдущих слов о наследовании духовной силы предков? Простыми словами: наш народ живёт сложно, многотрудно, порой в лишениях (это из личных наблюдений) и при том душевно мается, по причине наследования духовной силы предков и их связи с небесной богиней Ильмерью?  Лично я не вижу такой связи.

А, может, имеется ввиду, что наша многослойное, мятущееся нутро, причиняющее столько неприятностей, является следствием душевного богатства (и разнообразия), силы (и независимости)? То есть мы слишком сильны духом, многообразны и независимы во мнениях и понимании, что приводит к некоторому "разброду и шатаниям", что в свою очередь не даёт нам жить размеренно-поступательной жизнью, планируя успешное будущее? Что-то в этой мысли есть, хотя трудно доказуемое. Но прошу прощения за то что я, возможно, далеко отошёл от исходных строк.

Видимо, проникшись сочувствием к растерявшемуся читателю, автор переходит к примерам.
Христианская религия славян увязывается с языческим прошлым, а душа народного певца, символа творчества, «половинится» с душой «ушкуйника», то бишь разбойника, пирата.
Вроде: днём играет на гуслях, а ночью может и по горлу полоснуть? (шутка). Умелая вязь слов наталкивается на сложные философские категории, как корабль на рифы. Каждая авторская теза требует пояснений, в противном случае порождает недоумение, а то и ошибочные выводы, версии.

Всё-то принято, всё-то уложено
И порой ощутимо всей кожею.
В день ненастный, и в ясное солнышко
Ильмерия пронзает до донышка.
Так иду я по утренней свежести,
Преисполнена болью и нежностью.
Вот Детинец, и чайки над Волховом...
И вздыхает Ильмерь где-то около.

А я бы не сказал, что «всё принято и уложено». "Разброд и шатание" умов приводят к многообразию восприятия. Скажем, один считает Октябрьскую социалистическую революцию великим достижением, а другой – позором нации. Но, может, этими строками автор говорит о себе.

В итоге не самому короткому стихотворению требуется развязка. Автор углубился в слишком сложные темы и пора переходить к счастливому завершению (шутка). И, действительно, чего ещё человеку надо, когда вокруг него свежий воздух, летают чайки над Волховом, где-то рядом незримым ангелом присутствует Ильмерь, а, если повезёт, то ещё будет солнышко.

Что я могу сказать о стихотворении в целом…
Несмотря на критику, во-первых, автор имеет право на личное мировоззрение и мнение, а, во-вторых, меня столь порадовал стиль изложения, что стал для меня самостоятельной ценностью. Стихотворение легло на душу, а автор же показался духовно и интеллектуально богатым, думающим человеком.
Вот, думаю, не погрешу ли я принципами, поставив ему 10-ку, несмотря на «сложности» и «спорность» в процессе прочтения.

Желаю автору дальнейших творческих удач.

__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________

Оценка произведения: 10

Реклама
Обсуждение
     10:57 11.03.2023 (1)
Примите мою благодарность и восторг, Александр! Это мой первый опыт с рецензиями, и как же я рада, что Вы выбрали именно "Ильмерию"! Согласна абсолютно с тем, что нужно стараться доносить идею яснее, мне это удаётся далеко не всегда, особенно когда идея непростая. Разброд и шатание в умах, да, но где-то глубоко внутри, там, где Садко уживается с разбойником, в нас живёт тот самый Русский дух, консистенция нашего наследия. Пусть даже мы не всегда утруждаем себя помнить это.

Вы своей рецензией завоевали моё глубочайшее восхищение и уважение - не похвалой, что тоже приятно, но глубиной интуитивного понимания и мудростью. Спасибо Вам!
     13:55 11.03.2023 (1)
1
Спасибо и Вам!

Но имейте ввиду, что на рецензии стоит очередь. И обычно авторам получается написать по одной рецензии за обозримые сроки.
На написание одной рецензии уходит от 3 до 5 (!) часов времени. И у меня не всегда его хватает.
     14:07 11.03.2023 (1)
)) Я не умаляю ценности Вашего труда, напротив, считаю его более чем непростым и наверное где-то даже неблагодарным, поскольку на самом деле мы, авторы, в глубине души жаждем признания и боимся критики. И тем не менее, эта критика важна и необходима, иначе стагнация и иллюзия своей исключительности убьют творчество. По себе знаю, что даже просто прочитав несколько произведений, я утрачиваю остроту внимания и больше не в состоянии воспринимать слова. Каково это, полностью погрузиться и пропустить через себя чьё-то творчество, я могу лишь догадываться. Так что благодарю за внимание к одному из моих самым любимых стихотворений, тем болле, что Вы его действительно пережили, может, даже сильнее, нежели я.

Там где-то "в очереди" болтаются ещё пара моих вещей, но это не потому, что мне очень хочется получить много рецензий, а из любопытства, я всё ещё разбираюсь, как работает этот сайт))
     14:59 11.03.2023 (1)
1
Ой, я не дописал, что моя речь выше касалась как раз Ваших трёх ожидающих заказах. Пытался предупредить, что написать смогу не скоро.
     15:21 11.03.2023
Реклама