Рецензия «Рецензия на стихи "Воплощение" автора Анна Денисова»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Воплощение.
Оценка: 5
Баллы: 12
Читатели: 121
Дата:

Рецензия на стихи "Воплощение" автора Анна Денисова

Итак, реинкарнационное
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Ты снова здесь,
Среди безмолвной тишины.
Среди миров,
Распавшихся в пространстве.

Когда все спят,
Шаги едва слышны.
Все повторяется,
С привычным постоянством.

Покров ночной,
Храня тот сладкий сон.
Тоску наводит,
В Царствии небесном.

И ты мечтаешь,
Только об одном.
Вернуться в мир,
В обличии телесном.

Неважно кем ты будешь,
И сколь раз -
Душа твоя,
Вновь в ком-то воплотится.

Но снова будешь счастлив
Всякий раз.
В обличии любом,
На свет родиться.

Первое, что бросается в глаза (кроме индуистско-буддистской мифологии множественных перерождений) - это, безусловно, музыкальность.
Стихотворение льётся, как ручей, и с ритмической точки зрения выглядит безупречно.
Попробуем его (этот ручей) и стихотворение преодолеть. 

Ручей невозможен без стремнин. Так, кажется, что это четверостишия, которые легко превратить в двустишия, спускающиеся каскадом по ступеням из камней. Ну, например, легко заметить, что каждая первая и каждая третья строка в каждом четверостишии между собой не рифмуются, а, стало быть, мы могли бы легко записать его в виде двустиший. Но в виде двустиший будет, безусловно, не так красиво - это будет равнинный ручей, он затеряется среди трав. Каскады заметнее - да здравствует графика этого стихотворения!
Вдобавок здесь есть одна хитрость: на самом деле это действительно четверостишия, состоящие... из четверостиший. Перекрёстная рифмовка охватывает каждую пару из таких каскадов: "тишины", вторая строка из первого четверостишия, созвучна со второй строкой из второго - "слышны", словно бы прошивая стихи насквозь. И так далее. Эта продуманность поэтического строя, чёткий рисунок рифм, спрятанный среди образов и графики, придаёт всему стихотворению внутреннюю стройность и музыкальность. Когда не задумываешься о том - КАК это сделано, а просто читаешь. 

Ты снова здесь,
Среди безмолвной тишины.
Среди миров,
Распавшихся в пространстве.

(но в первом же каскаде камешек особенно крупный: в первой группе строк добавлена стопа - два лишних слога, которые, впрочем, по смыслу совсем не лишние. Читается легко, ни на что не влияет и вполне допустимо по всем канонам - при чтении или декламации невольно немножко ускоряешься. К слову, такой приём Автор использовал в двух четверостишиях, превратив пять стоп в шесть стоп лёгким движением руки. Почему "лёгким" - а потому что на музыкальность, звучание этого ручья данный приём нисколько не повлиял)

Когда все спят,
Шаги едва слышны.
Все повторяется,
С привычным постоянством.

(и здесь то же самое, но уже у второй группы строк - 3 и 4. Здесь тоже камень особо крупных размеров, но почему-то очень не хочется сокращать... Нужные слова, правильные ударения, допустимый приём)

Изначально лирический герой предстаёт перед нами, словно бы осознаёт себя посреди ночи - подчёркнута "безмолвная тишина" и то, что "все спят". Но почему "распавшиеся в пространстве миры" и почему "всё повторяется"? 

И ты мечтаешь,
Только об одном.
Вернуться в мир,
В обличии телесном.

(неожиданный "вот-так-поворот": это размышление духа, души посреди ночи? Или человека? Лирический герой - не совсем человек? Или, напротив, вполне реальный и осязаемый какой-нибудь "наш-сосед", понимающий, что он тут уже был и, возможно, ещё раз будет? Вернуться - потому что ты (лирический герой) дух или вернуться ещё раз, когда ты им станешь?)

Но снова будешь счастлив
Всякий раз.
В обличии любом,
На свет родиться.

(действительно, неважно, кто, когда и где. Главное - это получить возможность ещё раз ощутить дыхание жизни, испытать на себе земное притяжение, жизнь с её горестями и радостями. Очень интересное психологическое погружение...)

Благодаря графике и небольшой технической хитрости (разделить четверостишия на такие любопытные каскады) не бросается в глаза хоть и точная, но, безусловно, грамматическая рифма: глагольная, прилагательная и существительная. "Пространстве" - "постоянстве", "Небесном" - "телесном" (да, Царствие Небесное пишется с двух прописных) и "воплотится" - "родиться". Вот как-то это мне читать не мешает, как и рифма "раз" - "раз", что в другом контексте и антураже выглядело бы ошибкой. Но здесь всё осмысленно и поставлено на службу авторскому замыслу - прикоснуться к вечности.
Удалось ли это? Безусловно. 
Лаконичность, завершённость каждой фразы и её трудно-оспариваемость тому порука. Почему "трудно-оспариваемость"? А как можно спорить с жизнеутверждающим финалом? Кому не хочется прожить эту жизнь, повторить, исправить ошибки - сделать новые, чтобы потом их исправлять? 
Финал действительно жизнеутверждающий. Находится ли этот лирический герой ещё на земле - а сам мечтает вернуться сюда ещё раз - или же он уже "не здесь", а "там", но "здесь" притягивает его и манит - неважно. Важно, что ему не хотелось бы покидать этот "круг Сансары", каждый раз приводящий его на землю... 
И, действительно, неважно, кем и когда... 

Оценка:

5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.

Здесь:

9

- за жизнеутверждающий смысл,
- за прикосновение к бесконечности.

Оценка произведения: 9