Рецензия «Рецензия»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Не плачь, девочка...
Читатели: 546 +2
Дата:

Рецензия

Здравствуйте, Елена!
Ну что Вам сказать?  По смыслу - стихотворение довольно простенькое, так, набор расхожих фраз, никаких особых мыслей, кроме желания успокоить девочку-красавицу (а нуждается ли такая красавица в утешении, от чего она плачет-то?) Вот этого ничего не прослеживается. Впрочем, тут автор сам выбирает тематику, и мы его судить за это невправе.
По технике:
- был задан размер 11/9/11/9, который в четвёртом четверостишии вдруг перешёл на 10/9/10/9, что никак не оправдано;
- что касается ритма, то его, практически, не наблюдается вовсе (напоминаю, ритм  - это чередование ударных и безударных слогов). Смотрите:

Не плачь,девочка,всё ещё сбудется.                   -/-//--/-//--
Ты же знаешь,боль в сердце пройдёт.               /-/-//--/
Каждый с временем медленным судится,        /-/--/--/--
Зная, треснул спокойствия лёд.                           /-/--/--/

Не плачь,девочка,всё ещё станется.                    -/-//--/-//--                
Будешь ты,как в мечтах, танцевать.                    /-/--/--/
Не плачь,девочка, тише,красавица.                    -//--/--/--
Знай,тебя каждый сможет понять.                      /-//-/--/

Не плачь,девочка, сгинут печали,                       -//--/--/-
Не тверди, что навек ты одна.                              --/--/--/
Не плачь,девочка, все мы познали,                    -//--/-/--
Как в душе наступает весна!                                /-/--/--/

Здесь "-"   это безударный слог, а "/" - ударный. Как видите сами, - полный разнобой. Именно определённый ритм придаёт стихотворениею благозвучность, да и делает стихи стихами.

Ещё один недочёт - наличие глагольных рифм, далеко не всегда сочетаемых друг с другом: "танцевать - понять". Лучше вообще не злоупотреблять глагольными рифмами, это - слишком просто.

Вот эта фраза:
"Каждый с временем медленным судится,    
Зная, треснул спокойствия лёд."  -  тоже весьма не адекватна по смыслу - если по какой-либо причине нарушено спокойствие, причём тут время, да и что с ним судится-то, да ещё и каждому?!

Очень  слабое творение получилось, да и стихом его я бы не называла. Я бы порекомендовала Вам, Елена, немного почитать основы стихосложения, чтобы осознать свои ошибки лично, тогда не так обидно читать нелицеприятную критику в свой адрес, тем более, что у меня не было ни малейшего желания Вас как-то обидеть, всё ещё впереди, надо только немного подучиться!  

Не огорчайтесь, ладно? Стихи - это не только вдохновение, но и определённые правила, и, безусловно, труд! Будем трудиться! Успехов Вам!
С уважением, Лика.

Нет оценки произведения

Реклама
Обсуждение
     00:07 05.09.2010 (1)
Юкари и Кристалл, спасибо огромное за слова поддержки и напутствия, это не менее важно, чем рецензия Лики. Юкари, у меня на самом деле есть книга M.Л.Гаспарова "Русские стихи 1890-х—1925-го годов в комментариях". Но пока очень сложно для понимания... Но буду стараться!

С Уважением, Е.
     08:07 08.09.2010
Вам спасибо. Мало кто с таким пониманием воспринимает критику. :) Я вот не умею... Надеюсь, что книга вам поможет (она написана на профессиональном уровне, но понимания хватает даже студенту - я вот уже читаю с удовольствием, а знаю не так много). Так что все возможно...
     15:30 30.08.2010 (1)
Лика, спасибо огромное за критику, на которую просто никогда нельзя обижаться, - на то она и критика - к тому же, если человек сам просит этого. С определением ритма у меня, к моему великому сожалению, и, правда, очень плохо. А вот с размером - упущение, которое следовало бы заметить. Смысл - некоторый ответ стихам школьниц, с литературных вечеров на которых я бывала, о том, что никогда не надо опускать носик, если мальчик, в которого влюбились, не обращает никакого внимания на все попытки показать своё расположение к нему.

С Уважением, Е.
     16:18 04.09.2010
Насчёт определения ритма. У многих начинающих поэтов (извините, что я Вас так называю) возникают сложности из-за того, что они определяют размер "как учили в школе" - то есть через построение схемы. Попробуйте найти литературу по стихосложению (например, сборник Холшевникова, с большим количеством примеров, кажется, есть в интернете) и почитать вслух примеры различных размеров, рукой отстукивая ритм (сильные места). Это очень помогает выработать чувство ритма, которое необходимо и при описании собственных стихов )
     16:17 04.09.2010
Лика, то, что Вы начали считать не только слоги, но и ударные-безударные, это, безусловно, прекрасно. Только вот считаете Вы их все равно неправильно... Потому что не учитываете, то сильные места в русских стихах совершенно не обязательно совпадают с ударными слогами каждого отдельного слова.
Для того, чтобы было понятней, расписываю ритм, просто выделяя ударные прописными буквами.

Не плачь дЕвочка, всЕ еще сбУдется
Ты же знАешь боль в сЕрдце пройдЕт
Каждый с врЕменем мЕдленным сУдится
Зная, трЕснул спокОйствия лЕд

То же самое на схеме:
--/--/--/--
--/--/--/
--/--/--/--
--/--/--/
На выходе имеем самый обычный анапест. Единственное нарушение - изменение количества слогов в последнем четверостишии, которое Вы так же отметили. В нем ритм будет выглядеть так:
--/--/--/-
--/--/--/
--/--/--/-
--/--/--/

Заметить этот ритм действительно можно не сразу (Юкари обогнала меня с комментарием и уже объяснила этот факт), но, думаю, обвинять автора в полном отсутствии чувства ритма было бы излишне.
     16:12 04.09.2010
Извините, что опять вмешиваюсь в обсуждение со своей сушёной научностью ;) Хочу сделать одно примечание к тому разбору ритмики стихотврения, который сделала Лика.
Односложные слова в стихе отличаются особым положением: ударение на них может как присутствовать, так и отсутствовать. Особенно часто такие варианты возникают в отношении энклитик и проклитик (служебных слов, не имеющих собственного ударения). Однако если стихотворение написано выдержанным классическим размером, такие вариации возможны и в отношении полнозначных слов.
Если рассмотреть с этой точки зрения это стихотворение, можно увидеть, что большая часть нарушений ритма приходится на односложные и служебные слова. Читая его вслух, вполне можно воспринять его и так (большими буквами - ударения):

Не плачь,дЕвочка,всЁ ещё сбУдется.
Ты же знАешь,боль в сЕрдце пройдЁт.
Каждый с врЕменем мЕдленным сУдится,
Зная, трЕснул спокОйствия лЁд.

Не плачь,дЕвочка,всЁ ещё стАнется.
Будешь тЫ,как в мечтАх, танцевАть.
Не плачь,дАвочка, тИше,красАвица.
Знай,тебЯ каждый смОжет понЯть.

Не плачь,дЕвочка, сгИнут печАли,
Не твердИ, что навЕк ты однА.
Не плачь,дЕвочка, всЕ мы познАли,
Как в душЕ наступАет веснА!

Чистый трёхстопный анапест, хотя для того чтобы его расслышать нужно некоторое напряжение. Недостаток стихотворения в том, что этих некоторые из этих слов - самостоятельные части речи (плачь, знай), и из-за этого понять, какой ритм имел в виду автор "с ходу" может быть действительно сложно. Кроме того, они возникают в самом начале стихотворения, что усложняет для читателя понимание ритма.
Таким образом, я вовсе не оспариваю критику Лики, а хочу дать более конкретную рекомендацию: следить за употреблением односложных слов в стихотворении, и стараться, чтобы они всё же попадали на сильные места (то есть туда, где ожидается ударение). Нарушений такого рода не должно быть слишком много, потому что пропуски ударений более естественны для русского стиха, чем ударения дополнительные.
Реклама