Я люблю ходить в Третьяковскую галерею. Люблю посидеть возле какой-нибудь картины.
Иногда происходит таинство - картина раскрывается. Это бывает не часто, но впечатление настолько сильное, что хочется повторить это переживание снова и снова.
И вот зал древнерусского искусства. Передо мной огромная алтарная икона "Спас" Андрея Рублева.
Первое открытие - она очень большая. Порядка 1,5 кв. метров.
Второе открытие - оказывается большая часть иконы не сохранилась. Полотно иконы было написано на трех широких досках. Но сейчас обе крайние абсолютно пусты. Изображение есть только в центре средней.
Причем впечатление такое, что краска не просто осыпалась. Нет, ее тщательно соскоблили так, что нигде не осталось следа.
Почему?
В музея фотографировать запрещено. Но я (как обычно, из-под полы) сделала фото. И уже дома, рассматривая участки изображения на компьютере я вдруг увидела то, что в упор не замечала в Третьяковке, хотя там едва ли носом не водила по иконе. Мне даже сделали замечание, что слишком близко подхожу.
Итак, в правой нижней части сохранившегося изображения можно рассмотреть... вроде бы это кисть руки. Согнутые пальчики.
Но почему такие мелкие?
Приложите ладонь к лицу. По длине лицо и ладонь почти совпадают. А тут как будто рука ребенка.
Но ведь это икона "Спас", а не Богородица с младенцем. Как понять?
Ответ обнаружился в Дмитриевском соборе Владимира. Там на фреске Лоно Авраамово (тоже, говорят, Рублевской) хорошо видно, что на руках отца сидит ребенок.
Что же получается? У Рублевского "Спаса" на руках был изображен ребенок? Сын? У Христа были дети?
| Реклама Праздники 12 Июня 2024День России 11 Июня 2024День работников легкой промышленности 14 Июня 2024День работников миграционной службы 21 Июня 2024День кинологических подразделений МВД России 18 Июня 2024День медицинского работника Все праздники |