Заметка «О ДИАЛЕКТИКЕ» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 907 +1
Дата:
«Теоретические основы системного анализа»

О ДИАЛЕКТИКЕ

При упоминании слова «диалектика» некоторым обывателям старшего и среднего возраста мерещится марксизм-ленинизм, другие осеняют себя крестным знамением — избави нас Бог от этой заразы, третьи вспоминают первый курс института и какого-то Гегеля. Ну, а представители младшего поколения, сочинили такой анекдот:

Один обращается к другому:
- Объясни мне внятно, что такое логика?
- Вот представь себе, что навстречу тебе идут двое: один грязный, а другой чистый. Как ты думаешь, который из них идет в баню?
- Грязный.
- Правильно. Он грязный, и потому идет в баню, чтобы стать чистым. Это и есть логика.
- Ну, а что такое диалектика?
- Объясняю на этом же примере. Идут навстречу тебе те же двое: грязный и чистый. Казалось бы, в баню идет грязный, но он потому и грязный, что в баню не ходит. Значит, в баню идет чистый. Это и есть диалектика.


Диалектикой (от греч. dialektike — искусство вести беседу, спор) называется философское учение, в основе которого лежит утверждение, что исходной, базовой причиной движения и развития всего того, что есть в нашем мире, является наличие во всех его объектах противоположных (бинарных) сторон, тяготеющих к взаимному проникновению через различные формы противоборства. Считается, что это утверждение не требует доказательств: так устроен мир. Почему он так устроен неизвестно, но все, что есть в нем, бинарно и взаимодополняемо: добро — зло, прогресс — регресс, тепло — холод, свет — тьма, случайное — детерминированное и т.д. Эти бинары (по другому,  противоположности) не просто «стоят» друг против друга, но образуют процесс динамического взаимодействия, который ведет их к взаимным переходам. Такое взаимопроникновение и взаимоотрицание противоположностей называется противоречием. Развитие любого объекта есть не что иное, как становление, обострение и разрешение противоречий между его бинарами (противоположностями), суть — конфликт, завершающийся не только переходом противоположностей друг в друга, но и образованием более высоких форм развития данного объекта. Разрешение конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращение его в иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоположностей, присущих объекту нового качества.

Начало формирования диалектики как учения восходит к Гераклиту (ок. 554-433 до н.э.) и Эмпедоклу (ок. 495-435 до н.э.). В частности Гераклит считал, что развитие всего того, что существует в мире, происходит через «обмен» противоположностей и борьбу: «следует знать, что война всеобща, и правда борьба, и что все, что происходит, через борьбу и по необходимости». Примерно такую же точку зрения на природу вещей высказывал Эмпедокл, считая, что развитие природы представляет собой соединение и разъединение первоэлементов (земли, воды, воздуха и огня) в результате противоборства двух непримиримых сторон «дружбы» (сил притягивания) и «вражды» (сил отталкивания). Однако в античности словом «диалектика» обозначали не философское учение, а особый метод аргументации, суть которого состоит в выдвижении наряду с тезисом также антитезиса и выведении из них следствий до тех пор, пока не станет ясным, какое из данных двух утверждений истинно. Вероятнее всего термин «диалектический» впервые был использован Платоном, приписавшим открытие диалектики как метода аргументации Зенону из Элей. В некоторых источниках открытие этого метода считается заслугой Протагора, говорившего, что относительно любого предмета могут быть высказаны два противоположных утверждения. Сократ, вероятно, был первым, кто удачно совместил два главных положения диалектики как теории аргументации: мысль о ценности мнений, в особенности противоположных, и логический закон противоречия.

Позднее диалектика как учение о противоречиях возродилась в средневековой философии, прежде всего в христианской концепции Бога, человека и человеческой истории, а также при решении проблемы будущего. Несовершенный «земной мир», являющийся миром Бога-Сына, связывался с совершенным «небесным миром» Бога-Отца не только с помощью мистического Бога-Духа, но и посредством диалектических ходов мысли. В средневековой философии можно найти зачатки практически всех ключевых позиций современной диалектики.

Однако в наиболее полном виде диалектика как учение находит свое развитие в трудах немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). Квинтэссенцией гегелевского понимания диалектики выступают три закона.

Первый закон диалектики — закон перехода количества в качество: при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за разрушения меры. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит разрыв постепенности, или качественный скачок. Скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому, единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое — уже есть.

Второй закон диалектики — закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс: основой всякого развития, является борьба противоположных сторон. «Противоречие — вот что на самом деле движет миром…», — писал Гегель.

Третий закон диалектики — закон отрицания отрицания определяет общий результат и направленность процесса развития. Отрицание означает уничтожение старого качества новым и переход из одного качественного состояния в другое. Отрицание, по Гегелю, представляет собой единство трех основных моментов: преодоление старого; преемственность в развитие; утверждение нового. Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность и стадийность развития: утверждение или положение (тезис); отрицание или противоположение этого утверждения (антитезис); отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

Не прошло и пятидесяти лет со дня смерти великого философа, как в недрах все той же Германии родилась марксистская диалектика. Она представляет собой коренную переработку диалектики Гегеля в угоду политики. Маркс взял у Гегеля только то, что подкрепляло его точку зрения на исторический процесс, запаковал диалектику в коробку политического примитивизма и экономизма, освободил ее от Бога и создал так называемую материалистическую диалектику, не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Практическое приложение этой диалектике дал Ленин, углядевший в ней добротный инструмент, способный поддержать его замыслы по завоеванию власти в России. Вначале все шло так, как и задумал Ильич. Количество перешло в качество, и в 1917 году произошел скачек — свершилась революция. Далее новое уничтожило старое — стали строить социализм, жить стало веселее. Было даже объявлено о необратимой победе социализма в СССР и назначен срок, когда мы все будем жить при коммунизме. Но в конце XX века законы гегелевской диалектики неожиданно проявили себя в полной красе, и социализм рухнул под их давлением практически в одно мгновение. Количество опять перешло в качество, и колесо истории завертелось совсем в другую сторону. Все мы поехали незнамо куда, но церкви на всякий случай стали восстанавливать. Видимо осознали, что человеческие отношения недопустимо строить без Бога, а законы диалектики нельзя подгонять под политические интересы.

Марксистская «теория» легла на полку истории, а вот гегелевская диалектика сохраняет свою методологическую значимость и в настоящее время.

Законы диалектики в их классической трактовке почти в полном объеме вошли в базовую аксиоматику теории системного анализа — современной науки, объектами изучения которой выступают проблемы от государственного до личностного уровня, связанные с созданием новых и совершенствованием существующих социальных, технических, технологических, концептуальных, информационных, экономических и других систем. К числу таких проблем, в частности, относятся:
 формирование социально-экономического курса государства и определение стратегии развития отраслей промышленно-хозяйственного комплекса страны и регионов;
 планирование развития систем вооружения в условиях изменения военно-политической обстановки и обоснование тактико-технических требований к вооружению и военной техники;
 обоснование способов комплексного разрешения глобальных и региональных противоречий социального, экономического, политического, экологического и другого характера;
 технико-экономическое обоснование, проектирование, внедрение и научное сопровождение эксплуатации систем различного функционального назначения;
 совершенствование организационно-управленческих структур предприятий, фирм и промышленных объединений в условиях перехода к новым формам хозяйствования;
 выбор стратегии и тактики пиаровских и рекламных кампаний по продвижению кандидатов в различные органы власти, а также товаров и услуг на новые рынки;
 бизнес-планирование маркетинговых стратегий предприятий и фирм с учетом конкуренции, нестабильности рынков, экономических кризисов и финансовых дефолтов.

Бинарная природа мироздания, декларируемая диалектикой, нашла свое подтверждение в современной физике в виде принципа дополнительности, сформулированного датским ученым Нильсом Хенриком Давидом Бором (1885-1962). Согласно этому принципу, при экспериментальном исследовании микрообъектов (электрона, протона, нейтрона и др.) могут быть получены точные данные либо об их энергиях и импульсах, либо о поведении в пространстве и времени. Эти две взаимоисключающие картины: энергетически-импульсная и пространственно-временная, получаемые при взаимодействии микрообъектов с соответствующими измерительными приборами, дополняют друг друга. Принцип физической дополнительности сыграл важную роль в формировании квантовой механики.

Диалектический подход находит в наше время свое широкое применение в процессе поиск конкретных причин возникновения того или иного конфликта. В частности, в системотехнических исследованиях используется так называемый принцип функциональной дополнительности, в соответствии с которым любому системному свойству (функции) объекта соответствует некий антипод, скрытый в одних ситуациях, но проявляющийся в других. При разработке технических средств этот принцип заставляет проектировщиков исследовать функции создаваемого образца в максимально возможном диапазоне ситуаций и изыскивать конструктивные и другие меры для предотвращения возможных внутрисистемных и внешнесистемных конфликтов. Это относится к средствам любого функционального предназначения: от простейших бытовых — до сложнейших военных. Естественно, следование этому принципу существенно усложняет процесс проектирования и приводит к удорожанию образцов, но это позволяет создавать техническое устройство, устойчиво работающее в жестких и разнообразных условиях внешнего


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     19:43 15.03.2018 (1)
Достойный анонс книги.
     23:35 11.04.2018 (1)
Научной философии не бывает.
     05:16 12.04.2018 (1)
Философия, как форма общественного сознания, имеет 2 уровня: идеологический и обыденный. Первый и есть научный, философия как наука.
     10:11 16.07.2018 (1)
Этот комментарий - классический пример словоблудия. Блудные слова: "форма", "сознание", "уровень", "обыденный". Блудить вокруг этих слов можно бесконечно долго, чем, собственно, и занимаются современные философы,  как доморощенные, так и в ранге академиков. Обидно, но у современных философов нет более достойной миссии, чем прокукарекать и ждать рассвета.
     11:01 16.07.2018 (1)
Первым, утверждавшим, что философия не является наукой, был М.Хайдеггер. Понятно, что определения философии он не дал.-
(Определение может быть только научным, соответствующим предмету). Но в тоже время он говорит, что  суждение о Бытии, является философским, независимо от понятийного аппарата, который используется. Философия, либо есть, либо её (философии) нет.
Сколько бы ни" умничали" философы, или наоборот, не стремились быть иррациональными.
     13:59 16.07.2018 (1)
В огороде бузина, а в Киеве дядька.  Вы о чем, любезнейший? 
     14:15 16.07.2018
"Научной философии не бывает" - вот об этом, любезнейший. О том, что  философия-это не наука.
Потому что наука -" не мыслит".-
Так считает Хайдеггер.
Может быть кто-то ещё. Но мне об этом ничего не известно.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама