Заметка «И снова о песнях»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 37
Читатели: 1239 +2
Дата:
Предисловие:
         
         Поводом к этой публикации послужила вышедшая вчера
в эфир на телеканале ТВ «Россия Культура» программа «Романтика романса»,
в которой прозвучали песни ленинградских
(и санкт-петербургских – по праву преемственности) композиторов.
Среди прозвучавших песен была и песня Георгия Портнова.
         Захотелось рассказать чуть подробнее...

И снова о песнях

     
 
         Георгий Портнов – ленинградский композитор.
         Пожалуй, можно сказать именно так: ленинградский, а не санкт-петербургский. Бóльшая часть его жизни и творчества связана с нашей северной столицей именно в её советский период.
         Георгий Анатольевич Портнов родился в 1928 году в Ашхабаде, но с 1948 года он – ленинградец. Здесь он закончил музыкальное училище и консерваторию, здесь живёт и работает по настоящее время.
         Известность Георгия Портнова не столь велика как, скажем, его коллег композиторов-ленинградцев-петербуржцев Андрея Петрова, Станислава Пожлакова, Александра Колкера или Сергея Слонимского, но есть, по крайней мере, две песни, популярные в своё время, услышав которые Вы, возможно, скажете, что не забыли о них и сейчас. Правда… композитора этих песен мало кто знает.
         
         Первая из этих песен – танго «Волны». Написанное к кинофильму «Старые стены» («Ленфильм», 1973 г.), оно является блестящей стилизацией лучших образцов этого жанра 30-40-х годов. И право, трудно поверить, что принадлежит оно перу нашего современника, а не Оскара Строка или, например, Александра Цфасмана.
         Существуют записи этого танго, сделанные Майей Кристалинской, Сергеем Захаровым, Людмилой Гурченко. Вы можете сравнить, насколько различны их интерпретации: грустно-лирическое, и даже... строгое исполнение Майи Кристалинской; благородное сожаление об окончившемся романе, бархатное, как и полагается баритону, исполнение Сергея Захарова; и наконец – иронический гротеск «обольстительницы», настоящее «жестокое» танго незабываемой Людмилы Гурченко.
         Вот они, эти танго:



         Слова для этой песни написал Ким Рыжов, также – ленинградец.
         И опять-таки, к сожалению, его имя, как и имя Георгия Портнова, не слишком известно, а между тем тексты к музыкальным номерам из знаменитого двухсерийного фильма «Труффальдино из Бергамо» – это всё его тексты. И популярность фильма во многом связана с песнями, прозвучавшими в нём.
         На слова Кима Рыжова написана (Александром Колкером) и «Карелия», ставшая лирическим гимном всех путешественников 60-70-х годов на север нашей Родины.

         Вернёмся к Георгию Портнову.
         Второе произведение, о котором мне хочется вам напомнить (хотя хронологически оно было написано раньше, чем танго «Волны»), – это проникновенная по мелодике, пронизанная радостным ощущением и светом надежды того самого – помните? – «оттепельного» времени, песня «Неужели это мне одной».
         Известность она получила в исполнении двух артисток – Ларисы Мондрус и Майи Кристалинской. И если в голосе Ларисы Мондрус – очень прозрачном, ярком, летящем  – мы слышим интонации искреннего беспредельного счастья, то исполнение Майи Кристалинской с характерным чуть приглушённым (sfumato) звучанием, как всегда, окрашено присущим ей оттенком светлой грусти.  
         Мне удалось найти две записи Майи Кристалинской. Обе  являются фрагментами «Голубого огонька». Записи разделены пятилетним промежутком. По качеству вторая – лучше, но зато первая даёт возможность погрузиться в атмосферу того времени, рассмотреть лица людей 60-х годов  – не такая уж это далёкая эпоха. Вы увидите и знаменитые «бабетты» на головах пришедших в студию столичных модниц, и те самые «строгие» очки, которые когда-то указательным пальцем поправлял на носу собиратель кавказского фольклора Шурик. И кто-то романтически вздохнёт. И это неплохо.
          Итак, песню «Неужели это мне одной» исполняют:



         Песня «Неужели это мне одной» входила и в репертуар Лидии Клемент. Но запись её исполнения, к сожалению, не сохранилась.

         Ну вот. Пожалуй, всё.
         Рад, если ваше знакомство с этими песнями или воспоминания о них были приятными.

         Подходит к концу Год культуры в Российской Федерации.
         Песня, как составная часть нашей великой российской культуры, не кончается никогда.





Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     22:05 22.12.2014
1
Завидую авторам Фабулы, которые могут расслабиться и получить удовольствие при чтении заметок Красилова!
     14:07 22.12.2014
Буду вечером слушать, как освобожусь предоставленные песни. Спасибо Александр.
     11:52 22.12.2014 (1)
Вот зря я вчера не послушала Вас, Александр. Так глядишь и настроение бы уже с вечера было замечательным.
Всё... теперь старших буду слушаться:))) В следующий раз зовите. Самой первой прибуду. :))
«Неужели это мне одной» - эта песня нравится. Мне ее недавно подарили. Теперь вот еще раз послушала.
Уютно здесь у Вас. Других слов не нашла.
А Лидию Клемент я совсем не знаю.
     11:57 22.12.2014 (1)
А Лидию Клемент я совсем не знаю.
Это Вы так думаете, что не знаете. На самом деле - наоборот. Мы порою вообще и не подозреваем даже, сколько всего хранится в нашей памяти.
     12:05 22.12.2014 (1)
Возможно. Но если она была первой исполнительницей «Неужели это мне одной» - значит старше Кристалинской. А меня и не было в то время еще. Тем более, как Вы написали, что и запись этой песни не сохранилась.
А попробуйте клич в интернете бросить. Может быть кто-то откликнется. Мне, бывало, присылали. Хотя однажды я так и не смогла получить то, что искала. А искала я повесть Сергея Носань "Тропинка в зеленой ржи".
     12:21 22.12.2014 (1)
Светлана, в номере 8 журнала "знамя" за 76 год, есть эта поветь...
и не верьте Красилову... мне можно, ему нельзя...
привет!
     12:32 22.12.2014 (1)
Привет, Володя. Именно там я и читала эту повесть. У меня мама в то время выписывала этот журнал. Они у нее стопками лежали на чердаке. А я их перечитывала. Но, к сожалению, сейчас они уже не сохранились.
И теперь не знаю как его найти.
Как ты думаешь, в библиотеке он может быть? Но это периодика, хоть и толстый журнал.
     12:41 22.12.2014 (1)
навряд ли... можно заказать на книжных развалах, обычно продают годовую подписку... наверно где-то же есть, в каком-то электроном архиве, в том же журнале... я думаю, возможно найти...
а про что повесть-то?
     12:48 22.12.2014 (1)
Про что? Ну, о чем в то время могла девчонка читать? Конечно , о любви.
Но я ее ищу сейчас по другому поводу. Я когда-то отрывок из этой повести читала на выездных концертах. Женская половина зала плакала.
В этой повести есть очень сильные места, до нутра пробивают.
А у меня одна задумка появилась и я ее не могу осуществить вот уже больше года.
Уж к кому я только не обращалась за этим журналом. Пока безрезультатно. И в интернете тоже спрашивала. Но, увы...
     13:01 22.12.2014
понял... она ещё и перевод с украинского оказывается... у меня точно есть, но большая часть библиотеки запакована до лучших времён... наверно что-то типа "дикой собаки динго.." фраермана...
     07:44 22.12.2014 (1)
"сухая" заметка, плохо... вот когда вы напишите  своим языком без ссылок как с ссылками, тогда будет хорошо...
     07:51 22.12.2014 (1)
Да, но я всегда своим языком и пишу.
     08:20 22.12.2014 (1)
1
попробуйте смочить его...
     08:25 22.12.2014 (1)
(вздохнув)
Владимир... ожидаемый юмор обычно производит обратный эффект. Я ведь мог, конечно, изначально просветить комментатора, что пишу я не языком, как он полагает (см. выше), а при помощи других органов. Но я  подумал, что Вас интересует диалог, а не прибаутки.
     10:20 22.12.2014 (1)
уф-ты, какой вы нынче серьёзный...
диалог, это когда тебя слышат, а вы обычно и не пытаетесь услышать, или делаете вид... конечно, мой взгляд на вашу векепидическую простуду, всего лишь мой взгляд... но Александр, что мешает вам быть интересным в этой форме?.. имея технические возможности, такие заметочные пельмени сможет лепить и обезьяна, но вы-то, человек, не лишенный творческой шизофрении...
как вам эффект такого "юмора"?
     10:27 22.12.2014 (1)
имея технические возможности, такие заметочные пельмени сможет лепить и обезьяна
Ммм... Не совсем так. Видите ли, я ведь пишу их не методом "копировать- вставить". Это не перепись из справочных ресурсов. Даже стиль их - не энциклопедичен. Все сопоставления и наблюдения - это по большей части мои собственные сопоставления, наблюдения, характеристики. Это первое.
Второе. Отбор материала - задача, требующая индивидуального решения. И я стараюсь отбирать то, что нравится мне, а не находится, как это принято говорить, в тренде.
Ну и наконец, третье. Чем больше будет заметок подобного рода (а занимаюсь этим на сайте не только я), тем лучше. Думаю так.
     11:08 22.12.2014 (1)
какой тренд?.. а вы говорите "диалог"...))
я вижу индивидуальность, но она интересна, только людям понимающим о чём идёт речь... это ваша постоянная ошибка в работах... вы говорите именами, и мы видим, что они знакомы автору, но нам-то, читателям, они не знакомы, и автор не особо-то старается познакомить сухим языком энциклопедических знаний, от чего создаётся впечатление, что Красилов на этом фоне любуется собой...
"чем больше заметок....тем лучше"?.. да вы сударь, как оказывается не чужды юмору, который качеством из страны Петросянии... кому, Александр, лучше?.. это глупость полная...
     11:12 22.12.2014 (1)
Да что же Вы всё ругаетесь? Ужас какой...
Вам какие имена не слишком знакомы? Кристалинской, Мондрус?
     11:51 22.12.2014 (1)
я не ругаюсь... и не обо мне речь, не о моих знаниях в именах...
вы "продаёте", я "покупаю"... данный "товар", вы не продали...
мне, по крайней мере...
     11:58 22.12.2014 (1)
А я не виноват, что у Вас звук и изображение на компьютере не работает!
     12:15 22.12.2014
в погоне за творческим мерседесом прогресса, есть большая вероятность слететь в кювет...
вы думаете Михал Михалыч Бахтин, был бы со "звуком и изображением" более интересен чем на самом деле, или Наталья Николаевна Мамонтова, допустим?

а ещё, у меня сеть слабая...
     09:20 22.12.2014 (1)
Подходит к концу Год культуры в Российской Федерации.
        Песня, как составная часть нашей великой российской культуры, не кончается никогда.


То есть из культуры  нам остается только песня?
     09:35 22.12.2014 (1)
Почему же только песня?
Не только песня.
     11:29 22.12.2014 (1)
Просто так грустно звучит: Подходит к концу Год культуры в Российской Федерации.

Как будто культуры больше не будет. А песня - остается. С человеком.
     11:30 22.12.2014
Ну... тогда  я не знаю.
Гость      10:04 22.12.2014 (1)
Комментарий удален
     10:18 22.12.2014
1
Ну... вообще-то "Неужели это мне одной" тоже должны открыться. Они на том же самом ютюбе.
Но если не запускаются видеозаписи, то можно поискать хотя бы аудиотреки, задав в поисковике название и исполнителя.
     09:43 22.12.2014 (1)
Спасибо !!
     10:02 22.12.2014
Это красивые песни, замечательные исполнители.
     01:14 22.12.2014 (1)
Блестяще!!!
     01:24 22.12.2014 (1)
1
Спасибо.
Песня - это часть человеческой жизни. Надо помнить песни. Или хотя бы вспоминать.
     01:28 22.12.2014
Спасибо Вам Александр! Очень нужное дело делаете!!!
     23:28 21.12.2014 (1)
1
Спасибо! Продолжайте нас просвещать.
     23:56 21.12.2014
2
Просвещение просвещением конечно, но мне хотелось бы - больше - создать настроение.
     22:30 21.12.2014 (1)
Десять раз нажимаю "очень понравилось!!" Очарована пением Сергея Захарова. Честно, не знала такого слова "бабетта".  Погуглила. Теперь знаю. Это вид высокой причёски. Смотрела фильм "Оттепель". Там все девушки с такими причёсками.))) Спасибо, Александр. Ваша миниатюра скрасила воскресный вечерок. Прекрасные песни, замечательные исполнители. А Гурченко - вечная Прима!
     22:35 21.12.2014 (1)
2
А как трудно укладывать было эти «бабетты»!
Это молодость моей мамы. Поэтому для меня это окрашено в немножко грустные тона. Но это светлая печаль, светлая.
А Гурченко, Захаров, Кристалинская, Мондрус - я их всех люблю.
Очень.
Жаль, что нет в интернете (и, видимо, вообще нет - не сохранилась) записи Лидии Клемент с песней "Неужели это мне одной".
Но всё-таки многие записи этой замечательной певицы сохранились и доступны.
     22:43 21.12.2014 (1)
У моей мамы была сменщица - тётя Шура Ващенко. Вот у неё была такая же бабетта.))) А у мамы гребёночка кудряшки кверху поднимала.))) Александр, а напишите что нибудь о лирических песнях военного времени, например. "На позицию девушка..." или "Кисет", "Утром на рассвете". Это были любимые песни и как застольные, и как колыбельные.))
     22:56 21.12.2014 (1)
2
О песнях военного времени? Хм...
Это не так просто.
Вот Вы знаете, например... вернее, замечали ли, что "Вставай, страна огромная" ("Священная война") написана в ритме... чего бы Вы думали? Полонеза! А ведь это мало кто замечает.
Или тухмановский "День Победы" (правда, это уже послевоенное произведение) - ведь эта вещь, по существу... танго!
Вот такие бывают интересные наблюдения.
     23:07 21.12.2014 (1)
Смотрю на вашу аватарку и думаю: как же она подходит вот под эти ваши музыкальные размышления. Ушки настроены и ловят музыку сфер!)) Конечно же, не замечала. Потому что какой из меня музыкант? Всё на уровне нравится-не нравится. Вот вы - знаток. Вам - верю. При случае кому нибудь с умным видом это заявлю: про танго и про полонез.))) Пошла гуглить и слушать.))
     23:17 21.12.2014
На самом деле, для того, чтобы определять ритм, нужно именно это чувство - чувство ритма, а не музыкальный слух. И ритм определять гораздо проще, чем запомнить мелодию, например. Вы слушаете произведение и легко определяете, что это, например, вальс (считаете "про себя": раз-два-три, раз-два-три...). И так далее. Есть свои характерные ритмические рисунки у полонеза и у танго. Поэтому, хотя полонез тоже можно подсчитывать на "раз-два-три", он на вальс всё-таки не похож. И танго - тоже отличается от марша.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама