Заметка «О ЗОРОАСТРИЗМЕ» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 6
Читатели: 1747 +2
Дата:
«Ахура Мазда»
Предисловие:
Продолжаем ликвидировать религиозную безграмотность - занятие десятое.

О ЗОРОАСТРИЗМЕ

Зороастризм — религия древних персов, сложившаяся на основе откровения пророка Спитамы Заратуштры (греч. форма имени — Зороастр), полученного им от бога Ахура Мазды.

Зороастризм является одной из древнейших пророческих религий, возможно первой из них. Дата и место жизни пророка Заратуштры точно не установлены. Различные исследователи датируют его жизнь в период от начала второго тысячелетия до н. э. до шестого века до н. э. Современные зороастрийцы ведут летосчисление с 1737 году до н. э. от года принятия легендарным царём Виштаспой зороастризма от самого Заратуштры.

Священная книга зороастризма — Авеста. Cамим Заратуштрой была составлена её древнейшая часть, известная под названием Гаты. В III веке н. э. были добавлены комментарии (Зенд), и в полном виде канонический сборник называется Зенд-Авестой.
Текст Авесты написан на мертвом авестийском языке, относящемся к иранской группе индоевропейской семьи языков, и используется в наше время для богослужения у зороастрийцев. Авеста означает знание и представляет собой обширный комплекс священных текстов, который изначально передавался в устной форме, а в середине I тыс. до н.э.  был записан. К европейцам списки Авесты попали в XVIII в (один из таких списков хранится в Оксфорде), но прочесть его удалось далеко не сразу. Француз Анкетиль-Дюперрон отправился в Индию к последователям этой религии и после многолетних трудов открыл ключ к чтению и переводу Авесты. Изначально новооткрытая Авеста встретила глубокий скептицизм у европейской публики и учёных, ориентированных на формировавшийся веками сказочный образ Зороастра, имеющий мало общего с реальным Заратуштрой. Анкетиля-Дюперрона часто обвиняли в подлоге, и умер он в нищете. Однако начавшиеся исследования Авесты специалистами-востоковедами, а также расшифровка в 1835 году древнеперсидской клинописи на родственном языке окончательно убедили Европу в подлинности Авесты и положили начало тесному знакомству с древнеиранской культурой и религией.

Все явления мира представляются в текстах Авесты в виде борьбы двух изначальных сил — добра и зла, бога Ахура Мазды и злого демона Анхра-Майнью. Ахура Мазда в конце времён побеждает Анхра-Майнью, которого зороастрийцы не считают божеством. В силу сказанного, зороастризм называют религией асимметричного дуализма и даже монотеистической религией.

В зороастризме выделяется ряд истин, которые необходимо знать, понимать и признавать каждому последователю этой религии:
 существование единого, высшего, всеблагого бога-творца Ахура Мазды;
 существование двух миров — земного и духовного;
 вера в конечную победу добра над злом;
 признание Заратуштры первым и единственным в истории человечества пророком;
 вера в то, что прообразом бога на земле являются Священные огни;
 вера в посмертный суд, справедливое воздаяние, зависимость посмертной судьбы от земной жизни;
 отрицание идеи реинкарнации и цикличности существования земного и духовного мира;
 следование традиционной зороастрийской ритуальной практике для сохранения чистоты веры и успешной борьбы со злом.

Приверженцы зороастризма видят смысл жизни не столько в личном спасении, сколько в победе сил добра над силами зла. Земная жизнь, в их глазах, не испытание, а сражение с силами зла, которое человеческие души добровольно избрали до воплощения. Вместе с тем зороастрийский дуализм не отождествляет зло с материей и не противопоставляет ей дух. Зороастрийцы считают земной мир лучшим из миров, изначально сотворённым святым. Поэтому в зороастризме нет аскетических практик, направленных на угнетение тела, ограничений в питании в виде постов, обетов воздержания и безбрачия, отшельничества, монастырей.

Победа над силами зла, по мнению зороастрийцев, достигается через совершение благих дел и соблюдение ряда нравственных правил. Три основные добродетели зороастризма выглядят так: благие мысли, благие слова и благие дела. Спасается только тот, чьи добродетели (подуманное, сказанное и сделанное) превышают злодеяния (злые поступки, слова и мысли).

Важным условием жизни любого зороастрийца является соблюдение ритуальной чистоты, которая может быть нарушена соприкосновением с оскверняющими предметами или людьми, болезнью, злыми мыслями словами или делами. Наибольшей оскверняющей силой обладают трупы людей. К ним запрещено прикасаться, и не рекомендуется на них смотреть. Люди, подвергшиеся осквернению, должны пройти сложные обряды очищения. Наибольшими грехами считаются: сжигание трупа на огне, анальный секс, осквернение или тушение священного огня, убийство праведника.

По представлениям зороастрийцев, с рассветом третьего дня после смерти человека его душа отделяется от тела и отправляется к мосту, на котором над душой происходит посмертный суд  в форме состязания между силами добра и зла. Силы зла приводят список злых дел человека, доказывая, своё право забрать его в ад. Силы добра приводят список благих дел, совершённых человеком, чтобы спасти его душу. Если добрые дела человека хотя бы на волосок перевесили злые, душа попадает на небеса. Если перевесили злые дела, душу утаскивает в ад.

Зороастрийцы верят, что в мир должны прийти три спасителя. Первые два должны будут восстановить учение, данное Заратуштрой. Последний спаситель родится от девы и возглавит силы добра. В результате битвы силы зла будут разбиты, ад будет разрушен, все мёртвые — праведники и грешники, воскреснут для последнего суда в виде испытания огнём. Воскресшие пройдут через поток расплавленного металла, в котором сгорят остатки зла и несовершенства. Праведным испытание покажется, купанием в парном молоке, а нечестивые сгорят. После последнего суда земной мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.

В зороастризме, как и в иудаизме, христианстве и исламе, отсутствует идея цикличности в развитии мироздания — время идет по прямой от сотворения мира до окончательной победы над Анхра-Майнью, никаких повторяющихся мировых периодов нет.

В зороастрийских храмах, называемых по-персидски «аташкадэ» (букв. — дом огня), горит неугасимый огонь, служители храма круглосуточно следят, чтобы он не погас. Есть храмы, в которых огонь не гас уже на протяжении многих столетий. Священный огонь играет исключительно важную роль в зороастризме, по этой причине зороастрийцев часто называли «огнепоклонниками», хотя сами зороастрийцы считают такое название оскорбительным. Они утверждают, что огонь — лишь образ бога на земле. К тому же зороастрийский культ по-русски не может быть назван поклонением, потому что во время молитвы зороастрийцы не кланяются, а стоят прямо.

Традиционным способом погребения у зороастрийцев является выставление. Труп оставляется на открытом, специально подготовленном месте или в специальном сооружении «дахма» для утилизации птицами и собаками. Такой обычай объясняется тем, что зороастрийцы не испытывают к трупу никакого почтения. По представлениям зороастрийцев труп - это не человек, а оскверняющая материя, символ временной победы Аримана в земном мире. После очистки скелета от мягких тканей и высушивания костей они складываются в урны. Однако в Иране традиционный обряд похорон запрещён и зороастрийцы хоронят тела в бетонных склепах, для того чтобы избежать осквернения земли и воды соприкосновением с трупом. Традиционное погребение обычно осуществляют специальные люди «насасалары», выделяемые в отдельное сословие. Погребение или переноску трупа должны осуществлять минимум два человека. Погребение и переноска трупа в одиночку является большим грехом. Если второго человека нет, его может заменить собака.

Религия древних персов имеет много различных названий: маздаизм (по главному богу — наиболее древнее ее название), авестизм (по названию священного писания), зороастризм (по имени ее пророка и основателя), огнепоклонство (по характерным особенностям ее обрядов), парсаизм (от парсы — название ее современных последователей в Индии). Иногда сторонников этой веры называют в Иране гебрами, а одно из направлений этой религии называется митраизмом, по имени главного бога — Митры.

В мире сейчас осталось немного последователей зороастризма: в Индии около 100 тыс., немного в исламском Иране (15-50 тыс.), несколько тысяч в других азиатских, европейских странах, в Америке. В России зороастризм появился недавно. Лет пять-десять назад. Общины уже есть в Москве, в Петербурге, в Златоусте, в Рязани, в Казани, в Брянске, в Воронеже и Суздали. Конечно, в современных условиях нелегко сохранять общность и последовательно исполнять священные традиции и ритуалы зороастризма, но, несмотря на трудности, зороастисты своей верой стремятся изменять мир к лучшему.

Религия древних персов почти не сохранилась в первозданном виде, но в жизни человечества она сыграла немалую роль. Прежде всего Авеста оказала большое влияние на философскую мысль Востока и Запада. Гегель подчеркивал, что основой зороастрийской религиозной системы является признание борьбы двух противоположностей — Добра и Зла. Великий Моцарт посвятил Авесте оперу «Волшебная флейта», которая была поставлена в Венской опере в 1791 году. Величайшего поэта и философа Гёте так взволновало содержание иранской религии, что в одном из самых своих знаменитых произведений «Западно-восточный диван» он поместил стих «Завет древнеперсидской веры», посвященный Авесте:

[i]Набожный бедняк на смертном ложе,
Что я завещаю молодежи —
Вам, о братья, столько мне отдавшим,
Старость одинокую питавшим?
………………………………………….
Чуть рожденный дернул ручкой, ножкой,
Дайте солнцу любоваться крошкой,
Чтоб оно огнем его омыло,
Чтоб, как милость, он встречал светило.

Мертвецов живые отпевайте,
Праху и животных предавайте,
В землю, в землю — с тем же чувством истым
Все, что вам покажется нечистым.

Чистое да будет вашей нивой,
Будет солнцу люб ваш труд счастливый.
Лес сажайте в правильном порядке —
Больше света при такой посадке.

Пусть вода, служа вам, как владыкам,
Чистой, свежей льется по арыкам.
Зендеруд, как чистым он родится,
Должен чистым в море с гор излиться.

А канавы надо рыть умело,
Чтоб вода в потоке не слабела,
Гадов разных, аир да осоку,
Эту нечисть — вон их! Что в них проку?

Там, где чисты и земля и воды,
Солнце лучше греет наши всходы,
Где построен труд умно и здраво,
Всходит жизнь, а жизни честь и слава!

Труд закончен — вновь за труд смиренный,
И очищен будет лик Вселенной.
А тогда вы, как жрецы, дерзните
Образ бога изваять в граните.

Где огонь, там радость, там улыбки,
Ночь светла, и члены тела гибки,
Над огнем вкуснеют в жарком токе
И животных и растений соки.

Собран хворост — ликованью время!
Каждый сук — земного солнца семя.
Собран хлопок — возликуйте вдвое:
То фитиль, и в нем — Оно, святое.

В каждой лампе вспыхнет та же сила
Отблеском верховного светила,
И судьба не возбранит вам, дети,
Чтить престол господень на рассвете.

Там живого бытия начало,
Духом чистых высшее зерцало.
Там орбита всех орбит, быть может,
Для всего, что божью славу множит.

Я покину


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     08:29 08.01.2015
-1
Спасибо,вам- за написанное.
وأتوجه بالشكر إلى
Иран
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама