Заметка «Русское стихосложение»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Читатели: 498 +1
Дата:
Предисловие:
Из "Путешествия из Москвы в Петербург" А.С. Пушкина

Русское стихосложение

Тверь. — Стихотворство у нас, говорил товарищ мой трактирного обеда, в разных смыслах как оно приемлется, далеко еще отстоит величия. Поэзия было пробудилась, но ныне паки дремлет, а стихосложение шагнуло один раз и стало в пень.
Ломоносов, уразумев смешное в польском одеянии наших стихов, снял с них несродное им полукафтанье. Подав хорошие примеры новых стихов, надел на последователей своих узду великого примера, и никто доселе отшатнуться от него не дерзнул. По несчастию случилося, что Сумароков в то же время был; и был отменный стихотворец. Он употреблял стихи по примеру Ломоносова, и ныне все вслед за ними не воображают, чтобы другие стихи быть могли как ямбы, как такие, какими писали сии оба знаменитые мужи.
Хотя оба сии стихотворца преподавали правила других стихосложений, а Сумароков и во всех родах оставил примеры, но они столь маловажны, что ни от кого подражания не заслужили. Если бы Ломоносов преложил Иова или псалмопевца дактилями, или если бы Сумароков «Семиру» или «Димитрия» написал хореями, то и Херасков вздумал бы, что можно писать другими стихами, опричь ямбов, и более бы славы в осьмилетнем своем приобрел труде, описав взятие Казани свойственным эпопее стихосложением. Не дивлюсь, что древний треух на Виргилия надет ломоносовским покроем; но желал бы я, чтобы Омир между нами не в ямбах явился, но в стихах, подобных его, эксаметрах, и Костров, хотя не стихотворец, а переводчик, сделал бы эпоху в нашем стихосложении, ускорив шествие самой поэзии целым поколением.
Но не одни Ломоносов и Сумароков остановили российское стихосложение. Неутомимый возовик Тредиаковский немало к тому способствовал своею «Тилемахидою». Теперь дать пример нового стихосложения очень трудно, ибо примеры в добром и худом стихосложении глубокий пустили корень. Парнас окружен ямбами, и рифмы стоят везде на карауле. Кто бы ни задумал писать дактилями, тому тотчас Тредиаковского приставят дядькою, и прекраснейшее дитя долго казаться будет уродом, доколе не родится Мильтона, Шекеспира или Вольтера. Тогда и Тредиаковского выроют из поросшей мхом забвения могилы, в «Тилемахиде» найдутся добрые стихи и будут в пример поставляемы.
Долго благой перемене в стихосложении препятствовать будет привыкшее ухо ко краесловию. Слышав долгое время единогласное в стихах окончание, безрифмие покажется грубо, негладко и нестройно. Таково оно и будет, доколе французский язык будет в России больше других языков в употреблении. Чувства наши, как гибкое и молодое дерево, можно вырастить прямо и криво, по произволению. Сверх же того в стихотворении, так, как и во всех вещах, может господствовать мода, и если она хотя несколько имеет в себе естественного, то принята будет без прекословия. Но все модное мгновенно, а особливо в стихотворстве. Блеск наружный может заржаветь, но истинная красота не поблекнет никогда. Омир, Виргилий, Мильтон, Расин, Вольтер, Шекеспир, Тассо и многие другие читаны будут, доколе не истребится род человеческий.
Излишним почитаю я беседовать с вами о разных стихах, российскому языку свойственных. Что такое ямб, хорей, дактиль или анапест, всяк знает, если немного кто разумеет правила стихосложения. Но то бы было не излишнее, если бы я мог дать примеры, в разных родах достаточные. Но силы мои и разумение коротки. Если совет мой может что-либо сделать, то я бы сказал, что российское стихотворство, да и сам российский язык гораздо обогатились бы, если бы переводы стихотворных сочинений делали не всегда ямбами. Гораздо бы эпической поэме свойственнее было, если бы перевод «Генриады» не был в ямбах, а ямбы некраесловные хуже прозы.
Радищев, будучи нововводителем в душе, силился переменить и русское стихосложение. Его изучения «Тилемахиды» замечательны. Он первый у нас писал древними лирическими размерами. Стихи его лучше его прозы. Прочитайте его «Осьмнадцатое столетие», «Сафические строфы», басню или, вернее, элегию «Журавли» — все это имеет достоинство. В главе, из которой выписал я приведенный отрывок, помещена его известная ода. В ней много сильных стихов.
Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.
Много говорили о настоящем русском стихе. А.X. Востоков определил его с большою ученостию и сметливостию. Вероятно, будущий наш эпический поэт изберет его и сделает народным.

Разное:
Реклама
Обсуждение
     20:51 27.03.2015 (1)
1
"Открылась бездна звезд полна, звездам числа нет, бездне дна"
Попробую провести параллель между Ломоносовым и Битлз. Упрощение стихосложения, как и упрощение музицирования сделало поэзию и доступной и всенародной.
     21:33 27.03.2015 (1)
Я не писал сам..Я просто взял отрывок из написанного А. С. Пушкиным и опубликовал для ознакомления. Просто интересно всем будет прочитать я думаю...
А оценки ставьте А. С. Пушкину. Он прав в том, что рифма иногда..получается "заезженной" лошадкой....
     21:43 27.03.2015 (1)
1
прав, нетпоспоришь
     21:56 27.03.2015 (1)
Так и надо делать..Зачем нам..Чужая слава?
.А вот вольный стиль..мне больше нравится...
Никак не могу перейти на рифму в сложении...
Трудно найти подходящую по смыслу творения...
     22:04 27.03.2015 (1)
напиши пример вольного стиля
     22:12 27.03.2015 (1)
Я его понимаю так..пишешь так..как желает твоя душа..Мои творения дворовые..наверное вольный стиль...
     22:25 27.03.2015
1
ну да неплохо, очень неплохо!
     21:02 27.03.2015
1
Радищева почитаю, зхря заметка без оценки. неплохо написано. Мысль хорошая. Гений это для народа, а не для избранных. Сумароков в народе известен разве что дебютом Домогарова в кинематографе
     20:57 27.03.2015
1
Сумароков кто? "Элита" типа, дворянство. Нам "подлый люд" по фонарю. Ломоносов наше все! Воспитанный на поморском и старообрядческом фольклоре само собой понесет поэзию в народ
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама