Представляется авторская работа, выходящая из печати, для обсуждения теми, кого заинтересует предмет.
Опыт собрания русских рифм
В порядке обсуждения
Гоголевский Петрушка читал
и находил любопытным,
что из букв всегда выходят слова.
В.И.Ленин ПСС т.18 ТЕОРИЯ ПОЗН.
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА
И ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА
Почему мне захотелось составить эту книгу?
А почему иногда хочется написать картину, песню, сказку? Или полетать. Или попрыгать. Или хотя бы сходить на рыбалку.
Рифма – одно из самых замечательных изобретений человечества, по значимости сравнимое, пожалуй, лишь с рождением самого языка. Она выворачивает пласты эмоций и смыслов, представляя их с неожиданной, а потому наиболее впечатляющей стороны. Можно сказать, что она связывает воедино слово -- носитель смысла, с музыкой -- носителем эмоций. Обнажая музыкальную составляющую слова, она активизирует его волшебную, колдовскую, метафизическую составляющую, которая способна охватить всё человеческое существо в его сознательном и бессознательном. И я, один из огромного множества тех, кого она очаровывает и завораживает, рад любой встрече с рифмой, любой возможности лишний раз полюбоваться ею.
Имела место и практическая сторона. Как давнишний рифмоплёт я, конечно, хотел бы располагать пособием, пригодным для использования в практике. Однако существующие словари рифм, в большинстве из которых слова располагаются подобно, скажем, орфографическим или толковым, в алфавитном порядке, отвечают этой цели в недостаточной степени. В самом деле: подбирая рифму, скажем, к слову «абзац», нахожу [2] следующие четыре варианта: на плац, палац, форзац, эрзац. Поскольку ни одно из этих слов (допустим) не подходит мне по смыслу, то приходится отложить книгу в сторону и продолжать сочинять уже без неё. Это тем более обидно, что найти вполне пристойную рифму в данном словаре (содержащем – заметьте -- более 100000 слов!) вообще-то говоря, возможно. Вот что, например, нашёл я, покопавшись в нём как следует.
Эти рифмы показались мне наиболее подходящими из всех, что удалось выудить в [2]. Их здесь 104. Но на них список отнюдь не заканчивается. Если согласиться на более бедные [5] созвучия и включить сюда те, которые показались мне менее удачными (хотя и допустимыми), то количество значительно возрастёт.
Благодаря такому компромиссу, к первоначальному массиву добавилось ещё 199 рифм.
А если допустить использование неравносложных рифм [5], то появляется возможность пополнить и этот список.
Это даёт ещё 47 слов. И в результате вместо пресловутых 4-х вариантов получаем 350. Есть из чего выбирать!
Такое положение вещей сразу же наводит на мысль, что пособие, в наибольшей степени пригодное для использования в практике стихосложения, должно быть построено не так, как зачастую строятся словари. В самом деле: при конструировании стиха мы если и интересуемся тем, с какой буквы начинается употребляемое нами слово, то уж в самую распоследнюю очередь (если, разумеется, мы не заняты сочинением акростихов [15] ). А прежде всего мы обращаем внимание на ударную гласную. Или, если формулировать шире, то – на видовую пару [5] А(Я), Е(Э), Ё(О), И(Ы), У(Ю). Значит, и располагать рифмы следует именно в этом порядке. Затем мы интересуемся расположенными по соседству согласными – тем больше, чем ближе к ударной гласной они расположены. И, разумеется, при всех этих операциях ни на секунду не забываем о том, какая нам нужна рифма: мужская, женская, дактилическая или 4-х и более- сложная [5].
Эти соображения, по моему мнению, и должны были лечь в основу концепции пособия.
Нельзя сказать, что подобные подходы к построению словарей рифм обходятся вниманием составителей. Существует, например, рекомендация использовать для этой цели обратный словарь [21], который «…можно “просеять”, учитывая ударный гласный, и словарь точных рифм будет готов » [7] (подчеркнём — именно точных, -- авт.) Не знаю, как Вас, дорогой читатель, а меня эта перспектива совершенно не устраивает, поскольку в массиве такого словаря, как видится мне, львиная доля придётся на грамматические рифмы [5], подобрать которые и без вспомогательной литературы не так уж трудно.
От этих недостатков очевидно свободны многочисленные программы по подбору и генерации рифм, получившие широкое распространение в последнее время [9, 10, 11, 12, 13]. Несомненное удобство пользования делает их достаточно привлекательными.
Постараемся воспользоваться ими для поиска созвучной формы к уже известному нам слову абзац, опуская формы, уже найденные нами в [2].
Программа [9] выдала какое-то цивлзац, что наводит на мысль о необходимости долгого и тщательного обучения её русскому языку, если уж не о медицинском вмешательстве.
Одна из наиболее уважаемых (судя по отзывам пользователей) программ [10], к чести её составителей, вспомнила о существовании слов матрац, паяц и от себя в качестве бонуса добавила ещё междометие бац (зачем-то, правда, повторив его два раза) и ещё какие-то не вполне понятные цац и мац.
Программа [11] обогатила нас междометием клац и существительным кварц.
Программа [12] не смогла предложить ничего.
Наконец, любимая многими программа [13], представляющая из себя свод рифмующихся слов из всех произведений, опубликованных на портале, число которых на момент написания этой статьи превышало 24 млн, и принадлежащих перу более, чем 560 тыс авторов, выдала следующий результат: глаз, глазах, знал, картеплац, матрас, матрац, пегас, пепелац, связав, фраз.
Кроме 10-ти перечисленных выше словоформ наш «улов» включает ещё слово описать, которое вполне можно посчитать пригодным.
Далее следует: благодать, бокал, века, вклад, кровать, нема, она, площадь, прокат, прочитать, прошла, ран, рисовал, рука, сердечка, слова, совка, стал, так, тоска, читать. наличие которых поясняется следующим примечанием: «Поскольку в базе присутствуют также белые стихи без рифмы, отдельные из предложенных слов могут не являться рифмами к выбранному вами слову» [13] . На наш взгляд, свою лепту здесь вносит и квалификация авторов, представленных на портале, который из принципиальных соображений лишён каких бы то ни было фильтров.
Приведённый анализ, довольно краткий и поверхностный, тем не менее наводит на мысль о том, что наиболее полные словари рифм пока встречаются только среди книг, изданных традиционным способом (на бумаге), и разработчикам программ, возможно, стоило бы пойти по пути создания электронной версии одного из них. Заслуживает внимания, например, словарь Ужегова [16], включающий значительный объём лексики, сгруппированной по ударным гласным. Попытка отыскать в нём рифму к выбранному ранее слову абзац даёт 5 вариантов (размещенных под ремаркой «созвучия»), не добавляя ничего нового к уже найденному ранее [2, 10].
Особое место, несомненно, занимает Словарь русских созвучий [14]. Включая около 150 тыс. словоформ, сгруппированных по ударным гласным русского языка и разобранных по т.н. «элементам созвучия» (понятие, введённое автором Словаря), он является на сегодня, по-видимому, одним из наиболее удачных пособий для практического стихосложения.
Следующий вопрос, который встал передо мной, касался лексики.
Весьма приблизительная оценка, выполненная когда-то мною [6], одновременно повергала в уныние и вселяла нескончаемый оптимизм. Оптимизм основывался на осознании того, что русский язык, с его грамматическими возможностями, позволяет породить – по крайней мере формально – астрономическое число рифм.* В уныние же повергало подозрение, что из этого астрономического числа использовалась, используется и в обозримом будущем сможет использоваться на практике лишь очень небольшая часть, а остальная лексика будет лежать в словаре мёртвым грузом. От этого предчувствия составление задуманного пособия по принципу «сгруппировать, просклонять и проспрягать орфографический словарь» представлялось занятием в высшей степени тоскливым и безрадостным.
Этого недостатка очевидно лишены стремительно набирающие в последнее время популярность словари рифм отдельных авторов – такие как [22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31]
На этих-то размышлениях и возникла основная идея. Согласно ей, данную книгу должны составить рифмы, порождённые