Заметка «Типы читателей»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: \ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДНЕВНИК\
Автор:
Баллы: 13
Читатели: 1097 +2
Дата:
Предисловие:
"Выделяя три типа, вернее, три ступени, для читателей книг, я не хочу сказать,
что на данные три категории можно разделить всех на свете читателей...
Каждый из нас в какое-то время относится к одной, а в какое-то — к другой группе".

Ч1

Типы читателей

Выдержка из книги Г. Гессе "Магия книги"


Читатель первого типа (наивный)



"Этот читатель поглощает книги, как едок блюда, он ест, насыщается, и не важно, кто этот читатель — мальчуган, зачитавшийся приключениями индейцев, или горничная, увлечённая романом из жизни графинь, или студент, изучающий Шопенгауэра. У этого читателя отношения с книгой не такие, как у одной личности с другой, а, скажем, как у лошади с яслями и даже как у лошади с возницей: книга направляет, читатель идёт за нею. Содержание книги он воспринимает как некую объективную данность...
...Описанные в романе события он оценивает по тому, каковы их напряжённость, опасность, их эротизм, их блеск и нищета...
...Такой читатель неколебимо верит, что книга существует лишь для того, чтобы её внимательно прочитали и по достоинству оценили её содержание или форму. Как хлеб — для еды, а кровать — для спанья".
 


Читатель второго типа (охотник)



"...этот читатель не идёт за автором, как лошадь в поводу, он идёт за ним, точно охотник за добычей...

Этот читатель знает, что каждая вещь может иметь десятки и сотни разных значений. Этот читатель, наблюдая, например за тем, как усердствует поэт или мыслитель, убеждающий и себя самого и читателей в правильности своего понимания смысла и ценности вещей, может с насмешкой усмотреть в мнимом произволе и свободе писателя лишь его подневольность и принуждение. Этот читатель успел постичь то, о чём всё ещё не ведают профессора и литературные критики: что никакой свободы относительно содержания и формы у автора нет...
...При таком взгляде на вещи почти перестают что-то значить так называемые эстетические достоинства и, напротив, величайшую притягательность и ценность в глазах читателя могут иметь огрехи и слабости автора".



Читатель третьего типа (игрок)



"...он, если угодно, сущее дитя. Он со всем играет — а в известном смысле нет ничего более плодотворного и полезного, чем игра со всем на свете...

Он не стремится пополнить свои знания или развлечься чтением, он обращается с книгой не иначе, чем с любой другой вещью, для него она — только отправная точка, она служит лишь побуждением для его собственных мыслей. Что читать ему, в сущности, всё равно. Труд философа он читает не с тем, чтобы поверить автору, согласиться с его теорией, и не с тем, чтобы враждовать с ним, подвергать критике... Он сам даёт миру истолкования...
...Если такой читатель находит в книге прекрасную сентенцию, мудрость, истину, он для начала попробует перевернуть её с ног на голову...
Он давно знает, что всякая идеальная точка зрения — это полюс, у которого есть противоположный полюс, столь же значимый. Он дитя постольку, поскольку высоко ценит ассоциативное мышление, однако он признаёт и мышление иного рода. И поэтому такой читатель [...] может читать всё что вздумается... Газетная реклама может стать откровением [...] сказку о Красной Шапочке можно прочесть как космогонию или философский трактат или как сочное эротическое описание".
Послесловие:
Ч2

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     22:00 03.10.2022
Вдогонку к последнему предложению. 
Давно хотела прикрепить.
     16:55 21.11.2016 (1)
Интересно, к какому типу читателей относит себя автор этого замечательного исследования?
     16:59 21.11.2016 (1)
Каждый из нас в какое-то время относится к одной, а в какое-то — к другой группе
     17:01 21.11.2016 (1)
Ясно.
     17:08 21.11.2016 (1)
Я очень рада Вас видеть, Юрий...
...в любое время и вне всяких групп:))
     17:12 21.11.2016
И я, и я...
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама