Заметка «Про музыку: Цахес»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 21
Читатели: 914 +1
Дата:
Предисловие:
      Заметка для тех, кто любит современную серьёзную музыку (ту, что называют академической);
для тех, кто любит не столько её, сколько просто интересуется всем необычным,
ну и для тех, кто хотел бы узнать что-то новое.
      То есть: написал не для скептиков и не для филистеров.

Про музыку: Цахес

         Начинаю.
         Несколько дней назад мне понадобилось вспомнить кое-какие сведения о Сергее Слонимском. Для знатоков не уточняю, кто это, а для тех, кто не знает, сообщу, что это современный композитор из того ряда и поколения, к которому принадлежат – назову те имена, которые на слуху в большей степени – и Щедрин, и Эшпай, и Валерий Гаврилин.
         В статье о Сергее Слонимском (в Википедии) среди перечня учеников увидел ранее незнакомое мне имя – Настасья Хрущёва.
         Заинтересовался. И не только фамилией. Но и – поскольку женщин-композиторов не так много в мире, а уж у нас – и подавно.
         Пошёл по ссылкам. Прочитал несколько интервью с ней.
         Многое удивило. А позже и – убедило.  Вот что говорит Настасья Хрущёва в интервью, опубликованном на сайте "Geometria.ru" (между прочим, Настасья Хрущёва училась в математической школе; но это - просто к совпадению):  

         Недавно я поняла, что человек, потребляющий классическую музыку по сути ничем не отличается от человека, потребляющего, скажем, попсу. Да, это совсем разные уровни. Но сам тип восприятия здесь - статичен и "горизонтален". Почему? Дело в том, что каждый из них стремится к получению ожидаемой эмоции, а еще точнее - к получению ожидаемой информации. Он уже знает, что должен получить, а потому - закрыт и ограничен ментально. Для меня самой (как потребителя классической музыки) это открытие было болезненным. Это же страшно - осознать, что еще один квартет Брамса, еще одно прослушивание (о ужас!) фуги Баха - никак тебя не развивает, потому что - опять же, дает тебе ожидаемую информацию. Поэтому само восприятие в идеале должно быть максимально удалено от "потребления", а значит, и от так называемой любви.
       Поясню.
       Представим ситуацию: зритель X, придя на вечер, к примеру, классического романса, уже знает, что он хочет получить. На его лице - блаженная улыбка, он уверен, что сейчас выйдет певица в ярком платье и исполнит что-то благостное, наполненное разнообразными эмоциями (вполне вероятно - тонкими и многослойными), и его руки уже чувствуют в себе зуд будущих аплодисментов. Но вдруг выходит композитор Z со своим романсом - который внешне выглядит как романс, но внутри него происходит жесткий троллинг самого этого жанра, его обнуление, бескомпромиссный спор с ним. Что происходит со зрителем X? Он не знает, как на это реагировать, он подавлен, недоволен, он в смятении и гневе. Почему? да потому, что ему не дали того, за чем он пришел - потребление не состоялось. При этом его сосед - зритель Y - напротив, почувствовал, что произошла некая подмена, его заставили пережить что-то такое, чего он еще не переживал, и он ощущает радость открытия.

         Если и вы хотите ощутить эту радость открытия, то найдите двенадцать минут времени и слушайте:



         Что вам предстоит услышать?
         Концерт.
         Написанный Настасьей Хрущёвой.  
         Инструментальный концерт. Которые во множестве создавались со времён Баха, Моцарта, Бетховена вплоть до наших современников.
         И пишутся сейчас. Для фортепиано с оркестром, для скрипки с оркестром, для трубы с оркестром и так далее. И даже для очень необычных инструментов.
         Как-то на одном из форумов прочитал шутку о том, что и для вувузелы (дудки, которую используют футбольные фанаты на стадионах) скоро напишут концерт с оркестром. Оказывается, и такой уже концерт написан! Для вувузелы с оркестром. Это при том, что издавать вувузела способна лишь один звук – си бемоль малой октавы. И... всё!
         
         Вернусь однако к произведению Настасьи Хрущёвой.
         Особенность сочинения, названного композитором более чем прозрачно с отсылкой к творчеству Гофмана, даже не в том, что это концерт для достаточно (если не очень) редкого инструмента – басовой флейты, и не в том, насколько разнообразно, изобретательно, парадоксально, обескураживающе этот инструмент используется, и не в том, что порою происходит на сцене во время исполнения.
         Интересно в первую очередь то, как убедительно автор сумела доказать справедливость тех слов, которые она приводит в интервью корреспонденту газеты «Санкт-Петербургские ведомости»:
   
Голландский музыковед Элмер Шенбергер как-то задался вопросом: «Должна ли музыка нас трогать?». И пришел к выводу, что самое важное в восприятии музыки – полное, «безусловное отождествление» слушателя с самим музыкальным текстом. Он пишет: «Когда я слушаю Kyrie из мессы Баха, я хочу быть этим Kyrie. Каждым голосом, каждой гармонией, каждым piano и каждым forte. Этот выстраданный идеал есть вершина, которую я как слушатель могу достичь». Шенбергер прав в том, что музыка должна не трогать, а поднимать до полного самоотождествления с собой. Если это происходит – значит все состоялось. Причем такое самоотождествление совсем не обязательно должно включать в себя – условно – «приятные» эмоции. Оно может быть и тяжелым, и болезненным.


         Впрочем, впечатление от того, что вы услышите, едва ли будет тяжёлым или болезненным.
         Скорее всего, оно не оставит вас равнодушным.
         В чём и заключается одна из задач искусства.
Послесловие:
         
         Да! И не забудьте перечитать "Крошку Цахеса, по прозванию Циннобер".

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     13:12 12.06.2016 (1)
Я с первых же тактов вспомнил Губайдуллину.  Слушал ее в Малом зале Санкт- Петербургской филармонии. Концерт проходил с ее участием. Это было в 2003г. И вот -запомнилось.
Что касается Настасьи Хрущевой, то за исключением начала - напоминающего Губайдуллину, впечатление чисто информативное- но вот есть и такое. Но в заключение, восклицание "Крошка Цахес...", я вспомнил, что слышал это произведение на одном из новогодних концертов Филармонии. Вполне в согласии с её концепцией.
Как недавно мне сказал один художник концептуалист- современное искусство (речь шла о живописи) существует за пределами эстетики. Это примерно та же мысль, высказанная Хрущевой, но доведенная до своего логического завершения.
     23:28 15.03.2019 (1)
Это очень яркое произведение.
     01:12 16.03.2019
Если Вы о Губайдуллиной, это  я согласен.
Что касается Хрущевой, то я помню только -"крошка Цахес"...
     00:09 16.03.2019
 Не слышала эту музыку и этого композитора.
 Слушаю с удивительной радостью. К своему стыду признаю, что не видела раньше басовую флейту.

 Замечательно тем, что такая музыка действительно рвёт все  стандарты и заставляет не просто наслаждаться, а думать. Музыкальное прочтение Гофмана великолепно. Под влиянием сейчас мне кажется, что иначе Гофмана и не выразить.
 Спасибо! У меня сегодня радость открытия!
     16:21 12.12.2016 (1)
хм.. и снова совпало) надо же, обе заметки - и обе про тех людей, вокруг которых крутится атмосфера моей жизни почти 2 года как
     16:30 12.12.2016 (1)
1
Интересное произведение у Настасьи Хрущёвой, верно?
     16:45 12.12.2016
с этим я не знакома (надо послушать), а вот другие - да, любопытные...
     03:00 12.06.2016 (1)
1
То, что говорит в интервью данная Хрущёва, является, мягко говоря, спорным.
ЦАХЕС взял в закладки: послушаю попозже.
Заметка не оставила меня равнодушным.
     03:26 12.06.2016 (1)
Да заметка-то моя - дело десятое.

Слушаю "Встречу с песней" сейчас. "Предвоенный вальс" исполняли. Пел Кобзон.
     03:30 12.06.2016 (1)
1
Поздравляю!
     03:30 12.06.2016 (1)
С чем?
     03:33 12.06.2016 (1)
1
С Кобзоном, конечно.
     03:37 12.06.2016 (1)
Олег... Такое впечатление, что Вы из одолжения зашли на эту заметку.
Увольте.
Я не настаиваю.
     11:04 15.06.2016 (1)
Не из одолжения, Алексанлр.
     22:46 15.06.2016 (1)
Ну... Не знаю.
Я, пожалуй, ещё денёк подуюсь...
     22:55 15.06.2016 (1)
Что-то я проникся чувствами - поэтому на дутьё даю ещё один дополнительный денёк.
Надо продуться обстоятельно.
     23:06 15.06.2016 (1)
А чего Вы на Кобзона наехали?
Кобзон - это... Кобзонище!
Мало ли кто какие глупости делает. Не отрекаются любя.

А песня, как теперь оказалось, не ретроспективная, а пророческая.
"Все ещё живы, все ещё живы..."
     23:17 15.06.2016
Не будем больше о Кобзоне. Ему неинтересно.
А музычку рекомендованную я прослушал.
Пока мои чувства ещё не оформлены, надо ещё пару-тройку раз послушать.
     22:30 11.06.2016 (1)
...вувузелы (дудки, которую используют футбольные фанаты на стадионах... - Вам, как я посмотрю, хоть на яичках сыграй (как бишь их называют - м...звоны?) - главное шоп имя исполнителя твёрдое и мощное было в википедиях всяких...
Александр !! а Вам случаем нИ лет 8-10 или 90-сто..?
А то у меня такое впечатление, будто б Вы здесь всех, сиречь, за нос водите.
..с поклоном...
...Вы случаем, сердешный тёзка, окошко публикаций ни-и... перепутали? а то мож куды ещё хотели публикнуть... и... заслухавшись гениев, сюды изволили-с с симфонией пожалть...
зы/
Вувузелы.
Вувузелы, да - вувузелы. Хороший инструмент. и си бемоль малой октавы ловко вытягивает...
     23:10 11.06.2016 (2)
2
Я ничччего не понял из Вашего комментария, Александр.
     11:33 12.06.2016
А я понял!! Вам всё-таки лет 12 или приближаетесь...
Что и требовалось доказать!!! если уж Вы меня дурака не понимаете... то что же Вы углядели во словах всяких Настасей Хрущёвых..? и т.п... умных.
...что придумал то и понял...
Ещё Вам сюда (на сайт; и в своём придумании) вынести трактаты о собаке Павлова осталось... и беспризорниках.

Мне всегда было забавно смотреть на ребяток в садике (особливо приболевших), играющих в космонавтов, писателей и музыкантов. Но это Вам извинительно. Хуже было б коли Вам 90 минуло: тогда уже палата №
     08:15 12.06.2016 (1)
Как быть, если ничего не понял из Вашей заметки?
     08:16 12.06.2016 (1)
Прикалываться, типо, дальше.
     08:30 12.06.2016 (1)
Я серьёзно.
Когда тебя не понимают, это проблема.
     09:14 12.06.2016 (1)
Это давняя болячка Александра, но он никак не поймёт, чего от него хотят.
     09:18 12.06.2016 (1)
1
У Александра, очевидно, плохое настроение.
Ладно, бывает.
     09:25 12.06.2016
1
В День России у многих с настроением проблемы))
     07:23 12.06.2016 (1)
3
вот где стерильность и жеманство... ни одной интересной фразы... а ведь "заметка для тех кто..." казалось бы, автор хочет поделится тем что интересно ему,  но использует статичные мысли и язык, словно ведёт опись имущества...
пример: "Заинтересовался. И не только фамилией."... у читателя закономерный вопрос, чем же так он заинтересовался?..а тем, что просто прошёл по ссылке и там начитался интервью... и тут же предлагает "ощутить эту радость открытия"... а по русски, это называется, "чужими руками жар загребать"...
Красилов, прежде чем рассуждать о "задачах искусства" необходимо самому что-то писать а не прыгать по чужим цитатам комнатным педагогом... вы сами-то давно читали Гофмана, если вообще читали...
текст постный и невкусный... и мой вам совет, прежде чем становится в позу Ментора разглагольствуя об искусстве, подумайте, а сами вы не похожи на крошу Цахес?.. вот именно, даже на него не похожи...))
     08:09 12.06.2016 (2)
Ну-у-у...
Так не пойдёт.
Что это Вы какую-то ерунду написали?
У Вас компьютер-то как? "Тянет" или "не тянет" по-прежнему?
Ради интересной (на мой взгляд) музыки заметка была написана. И ради автора её - личности неординарной. Это уже не только на мой взгляд.
Заметка была написана не для всех. Предуведомление имеется.
     15:21 12.06.2016
да бросьте вы тут пушистыми тапочками хвастаться, "не для всех"...)) всё вы прекрасно поняли... не заинтересовали вы меня, как читателя, и "задача искусства" вами не выполнена, андестент?..
а то тянет, не тянет, уцепились за соломинку... вот в этом и состоит задача искусства, что если у кого-то "не тянет", "тянуть" самому... а иначе, не можешь "с" не мучай "ж"...
     11:58 12.06.2016 (1)
Вова!! ...становится в позу Ментора разглагольствуя об искусстве ?... а как и где же ещё разглагольствовать... ?
Ты усёк:, Александр на форумах не общаются (обчаются оне только с Мартой) - а на форумах они только читают... (там быстро по ухам получишь - не слюной брызнут)

Давай о его уважаемой особе в Википедию пропишем... полочку (но на площадке связей мало). Или на Луркоморье (русский lurk-i-more) статью забадяжим (связей больше......)...
Идею можно обозвать так: ...несущий свет во тьму нубумба...
     15:27 12.06.2016 (1)
ты-то чё пыжишься, коноплёвый словоплёт, книжку что ли прочитал или в музей сходил...
     22:00 12.06.2016
...здесь тебе ба, Вова, логичнее выразить своё обыкновение "...не понял..." ни заметку-то... ни заметки к заметке...
Ибо ты девственно нихера не понял: дитя-дитя нет в тебе путя.

А до Алесандра Красилова тебе никогда не допрыгнуть... и уж тем паче толковать... хыть усю лавку свою книжную изжуй заместо сала...
Толкуй псалмы, сердешный! ...и...
на вот смайлик  
     21:41 11.06.2016 (1)
1
Я нашла двенадцать минут времени.
Ну так Цахес и есть!
     21:44 11.06.2016 (1)
1
Именно.
Причём, дело даже не в программности.
Но, кто помнит сюжет шедевра Гофмана, того, пожалуй, даже дрожь может пронять - настолько композитору удалось перевоплотить гофмановского героя в музыку.
На форумах очень активно обсуждают это произведение Настасьи Хрущёвой.
     09:12 12.06.2016
1
После одной из программ "Кукол" с персонажем Крошкой Цахесом программа была закрыта и независимому ТВ настал ...ец... Но это так, к слову пришлось.
     07:30 12.06.2016 (2)
1
человек, потребляющий классическую музыку по сути ничем не отличается от человека, потребляющего, скажем, попсу.

Дойдя до этих слов Настасьи Хрущевой, дальше читать не стала. Все ясно.
Предложенную музыку все-таки послушала. Пожала плечами. Я не нашла в ней того, что обещал автор заметки.

Христа ради, его труд -- восхититесь!

Вальтер! Не восхитилась.)))

     09:10 12.06.2016
1
Не может быть))
     08:13 12.06.2016 (2)
Зря Вы, Лариса, ко мне пришли.
Неинтересно Вам со мной.
Да и мне с Вами, по правде говоря, тоже.
Почему - сами знаете.
     09:11 12.06.2016 (1)
Обидчив ты стал, Саша, как барышня -- понимания ищешь, нервничаешь.
Зачем всё это? Делай выводы.
     09:21 12.06.2016 (1)
Почему обидчив?
Я вообще сейчас "Экипаж" смотрю по ТВ.
Там в конце вальс будет. Шнитковский. А перед этим - сцена взлёта самолёта во время землетрясения. Если помните. И там музыка тоже потрясающая.
     09:26 12.06.2016 (1)
Не спорю
     09:32 12.06.2016 (1)
Ну и зря.
Вот Юрий Чугунов, например, отказывает композиторам авангарда 70-х - 80-х в мелодическом даре. Почему - непонятно. И Денисов, и Губайдулина, и Шнитке создали столько запоминающихся мелодий, что просто не пересчитать.
     09:40 12.06.2016
Саша, дело в том, что не всякий композитор умеет продвигать свой мелодичный дар, выраженный  в практическом освоении нотного стана всем понятными знаками...)

К слову, джазмены народ закомплексованный -- что с них взять?! ))
     08:36 12.06.2016
2
Почему - сами знаете.

Это Вы про ЧС?.. Вас давно там нет.
А заметкой не восхитилась. Это - правда. Помню, я читала одну Вашу летнюю мини, легкую, шуршащую, с запахами трав, такую утреннюю и солнечную... та понравилась. Эта - нет.
Впрочем...
     09:07 12.06.2016 (1)
Спасибо, очень интересно!

Концерт для вувузел с оркестром https://youtu.be/NMb45oX9jJ8
     09:24 12.06.2016
Я на одном из сайтов видел партитуру. Не помню, какого современного (понятно) композитора. Но это был концерт для одной вувузелы.
     23:26 11.06.2016
Вам уже всё сказали?!!

 слушать.не .  могу - слабый сигнал.
В в/ч так.
 
  Я.такой.
.никто не.слушает
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама