Заметка «Александр Дюма - первый автор авантюрного исторического романа.»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 12
Читатели: 885 +1
Дата:
Предисловие:
24 июля 1802 г. родился великий романист Александр Дюма - отец. Всем известны его произведения "Королева Марго", "Железная маска", "Граф Монте Кристо" и, конечно же, трилогия о "Трех мушкетерах".

В сумме его работы насчитывают более 500 томов и 100 000 страниц.

Александр Дюма - первый автор авантюрного исторического романа.

Из лекции Дмитрия Быкова: "Сегодня разложить успех Дюма на составляющие — плевая задача для любого литературоведа; но не надо забывать, что он в своем жанре был первооткрывателем и раньше всех додумался до всего, что сегодня сделалось азбукой. Он изобрел авантюрный исторический роман о галантном веке; он создал жанр романа-фельетона, подружив писателя с газетой и тем указав ему способ выживания в условиях зрелого капитализма; он разработал несколько схем расстановки персонажей и придумал самих персонажей, способных удерживать читательское внимание на протяжении тысячи страниц. Он радикально изменил метод Вальтера Скотта — первого настоящего исторического романиста: «Секрет увлекательности романов Скотта заключается в том, что первая половина каждой книги невыносимо скучна. Героя вводят постепенно: описывается вся его биография, внешность, привычки, мельчайшие детали костюма… Я поступаю наоборот — начинаю с интересного, сперва заставляю героя что-нибудь сделать, а потом, если понадобится, представляю его читателю». Читать Дюма в самом деле было нескучно. Поэтому Скотта считали серьезным писателем, а Дюма — поденщиком.
В некотором смысле он им и был, поскольку поставил литературное дело на поток, охотно эксплуатируя раз найденное и тиражируя собственные находки; однако тематическое разнообразие его сочинений и количество разработанных им схем в любом случае превосходят аналогичные показатели любого современного поставщика бестселлеров. Дюма, прославившийся романами авантюрными и историческими, писал также романы социальные, сентиментальные, нравоучительные, мистические, религиозные и фантастические; по подсчетам Даниэля Циммермана — лучшего и самого пылкого из его биографов,— он дал жизнь шести тысячам полнокровных и ярких персонажей. Море, да? В этом не сможет с ним посоперничать и великий ученик, не менее плодовитый Жюль Верн, так и проблуждавший всю жизнь в трех соснах — между Сумасшедшим Ученым, Отважным Капитаном и Остроумным Слугой.
Дюма справедливо рассудил, что персонификация четырех темпераментов — лучший способ подкупить любого читателя: мало того, что каждый найдет себя,— так еще и по мере старения сможет идентифицироваться по-новому! Пылкое щенячество обожает холерика д'Артаньяна, чувствительная юность ценит мечтательного и хитрого меланхолика Арамиса; ранняя зрелость соотносит себя с толстым сангвиником Портосом, которого Дюма, само собой, писал с сорокадвухлетнего себя; зрелость поздняя утешится всезнанием и стоицизмом флегматика Атоса. Собственно, есть мнение, что по этому принципу составлен еще Новый Завет — ведь Евангелий сохранилось много больше, просто оставлены из них четыре, а прочие переведены в разряд апокрифических; флегматик Иоанн, сангвиник Марк, меланхолик Лука, холерик Матфей… Дюма, конечно, был вольнодумцем, намекал на свой атеизм, трунил над церковью (особенно доставалось Арамису), но Библию регулярно перечитывал в поисках сюжетов, о чем ниже. Хотя четверку свою он, вероятнее всего, изобрел интуитивно — после чего ее так или иначе воспроизводили все сочинители приключенческих сюжетов. От создателей мультсериала «Чип и Дейл спешат на помощь» с великолепным Рокфором-Портосом и Гаечкой вместо д'Артаньяна,— до Леонида Гайдая с его Трусом-Арамисом, Бывалым-Атосом (даром что толстый), Балбесом-Портосом и Шуриком в качестве неунывающего гасконца.
Это не единственная работающая схема Дюма. Книга, построенная на воскрешении героя, считавшегося мертвым («Граф Монте-Кристо»); роман мщения, с постепенным отыскиванием и уничтожением обидчиков, с нравственным перерождением в финале (он же); остроумный слуга, спасающий хозяина (сага о мушкетерах — из этого вырос весь Вудхауз); история благородного палача («Королева Марго»); позаимствованное у Шекспира перемещение шута в центр повествования — со времен Шекспира, заметим, никто этого столь удачно не делал (Шико в «Графине де Монсоро» и пр.). Дюма — первый французский постмодернист — придумал переписывать историю, объясняя ее тайны прихотями своих героев. Великолепная четверка чуть было не спасла английского короля Карла, зато вытащила из Бастилии таинственного человека в железной маске,— и попробуйте вы объяснить школьнику, что его любимцы непричастны к этим историческим трагедиям!
Это Дюма — человек блистательного и едкого галльского остроумия — надоумил своих последователей, в том числе и голливудских, что без репризного диалога мертва самая лихая фабула. Если бы Портос не ворчал: «Я уважаю старость, но не в вареном и не в жареном виде»,— грош цена была бы всем приключениям; без словесных перепалок Шико с королями, без острот Генриха Наваррского авантюрные навороты не оживут. Дюма открыл и еще один важный секрет: злодея никогда нельзя убивать с первого раза. Он должен напоследок вырваться из ловушки, возникнуть еще раз — чтобы его добили уже окончательно; эти двойные финалы щедро используются тем же Голливудом. Зло должно быть абсолютно — без единого проблеска; читатель это любит. Добродетели не мешает подкинуть пару-тройку слабостей, чтобы она была обаятельней и полнокровней; но злу не следует давать ни единого шанса: злодей — так уж без тени совести и без намека на честь. Главное, чтобы храбрый. Идеальный пример — Миледи. Злодей у Дюма всегда красив… а впрочем, все у него красивы.
И конечно, читатель любит читать про еду. Кто спит — тот обедает, замечал Портос; кто читает Дюма — обедает вдвойне. Сам предпочитая воду всем напиткам («Я великолепно разбираюсь в ее вкусовых оттенках»), он отнюдь не был пьяницей, но был классическим гурманом, кулинаром, чья поваренная книга смело конкурировала с его же романами. Ненасытный чревоугодник, он к концу жизни раздулся, как бочка, и умер, как предполагают, от диабета. Описания еды в романах Дюма, кулинарные рецепты, лукулловские трапезы — все поражает изощренностью и обилием. А уж как все хлещут анжуйское — и говорить нечего. Половины блюд советский читатель не то что не пробовал, а и представить не мог,— но тем больше ценил поставщика всей этой экзотики. Это с легкой руки Дюма Агата Кристи и Рекс Стаут принялись подробно описывать меню своих любимцев: хороший обед, хорошо описанный, по степени интересности адекватен дюжине убийств и как минимум шести бумажным эротическим актам.
Главный же секрет успеха Дюма — в читательском стремлении немедленно, здесь и сейчас подражать его героям. Все, что делают его любимцы, чрезвычайно заразительно. Дело не только в том, чтобы начать драться на палках, как на шпагах, или придумать себе титул, или начать рыцарственно обожать какую-нибудь Констанцию Бонасье с соседней парты; дело в том, чтобы немедленно сделаться храбрым и рискованным и начать ставить себе невыполнимые задачи типа возвращения все тех же подвесок. Дюма сделал для формирования советского характера в лучших его проявлениях (авантюризм, отвага, жизнелюбие, широта, презрение к опасности, решимость) куда больше, чем все советские детские писатели, вместе взятые. Он учил храбрости лучше, чем книги о героях Гражданской войны. Он умел описывать добро так, что оно становилось привлекательным. Красивым, черт возьми. А сделать добро красивым — это, скажу я вам, та еще задача. В России до сих пор никому не удалось: что ни положительный герой — то отворотясь не наплюёшься. Либо он правдоискатель с комплексами, либо бывший афганец, в одиночку противостоящий мафии. Свести бы их вместе, афганца с правдоискателем, чтобы взаимно уничтожились,— а мы пока пойдем Дюма почитаем. Коконнас! Ла Мотт! Аббат Фариа! Дюма потому и был стихийным монархистом (что не мешало ему в юности считать себя республиканцем, а в зрелости дружить с Гюго и восхищаться Гарибальди), что при монархии жить интереснее, страстей больше! Сюжеты так и сыплются! Вот почему он обожал богачей (и сам в конце концов разбогател), благоговел перед императорами и даже местными князьками. Добро в романах Дюма аристократично. Оно прекрасно одевается (о, перевязь Портоса!), смачно ругается, отлично пьет и жрет, сморкается в батистовые платки! И вечное желание читателя быть аристократом постепенно переходит в желание быть добрым и храбрым… короче, таким, как они! Выпил, обглодал, притиснул в углу, выругался, вскочил, пришпорил, пронзил. Хочешь так жить, мальчик? Хосю! Так вот, для этого надо быть добрым. Хорошим надо быть, ты понял? Ну конечно!
Добро редко когда привлекательно в реальности. В литературе оно еще несимпатичнее. Думаю, сочиняя едва ли не самого обаятельного героя русской литературы — Пьера Безухова, Толстой оглядывался на опыт Дюма."
Послесловие:
И вечное желание читателя быть аристократом постепенно переходит в желание быть добрым и храбрым… короче, таким, как они! Выпил, обглодал, притиснул в углу, выругался, вскочил, пришпорил, пронзил. Хочешь так жить, мальчик? Хосю! Так вот, для этого надо быть добрым. Хорошим надо быть, ты понял? Ну конечно!

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Гость      21:32 25.07.2018 (1)
Комментарий удален
     05:23 26.07.2018
1
 Добрый день, Алла Петровна!
 Не стоит спешить, чтобы не попадать впросак. Мир сложнее, чем Вы представляете и знаете.
 Графиня Жанна де Ла Мотт-Валуа умершая в досточтимом Крыму ...  была прототипом миледи ...
 Аннибал де Коконнас - (фр. Annibal de Coconas; ок. 1535, Пьемонт, Савойское герцогство — 30 апреля 1574, Париж)
 Жозеф Бонифас де Ла Моль (Joseph Boniface de La Mle; ок. 1526—1574) — французский дворянин (очень часто его называют графом, что не соответствует действительности).
     08:05 25.07.2018 (2)
1
Какой, всё-таки, Дмитрий Быков умница!
     14:47 25.07.2018 (1)
Не всегда. Он все больше и больше становится снобом. И не позволяет спорить с собой.
Но первые его работу уважаю.
     14:49 25.07.2018 (1)
Таких, ка Быков, больше нет...
IMHO.
     14:53 25.07.2018 (1)
1
Зря Вы так, Юра. Просто их имена не на слуху. 
Интересно, а ВЫ следили за проектом "Поэт и гражданин" тандема Быков-Ефремов?
Быков-памфлетист мне больше нравится)
     14:55 25.07.2018 (1)
1
Разумеется, следил и очень внимательно за всеми их проектами.
     15:06 25.07.2018 (1)
1
Жаль, что не очень долго продержались. У меня две книги с тех времен. Достойное издание. И диски к ним.
Но вот беда: чем дальше от тех дней уходим, тем меньше желание пролистать эти книги.
     15:14 25.07.2018 (1)
1
У меня, к сожалению, ни книг, ни дисков нет, но можно всё найти в сети и ещё не раз пересмотреть. Конечно, тематика предполагает некую "одноразовость", потому что "злоба дня" проходит и появляются другие темы. Но талант Ефремова, Быкова, Орлуши, Васи Обломова безусловен и бесспорен.
     16:52 25.07.2018
1
Согласна.
     13:17 25.07.2018
Это точно!
     10:26 25.07.2018 (1)
Сейчас, увы, мушкетером нашей правящей партии является одна женщина. 

 Одна за всех и все на одну. Железняк, помоги.
     13:17 25.07.2018 (1)
 Добрый день! Мушкетёров выдумал А.Дюма. Их никогда не было, дорогой.
     13:40 25.07.2018
Правильной, дорогой, идете, товарищ.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама