Заметка «Русская деревня» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 12
Читатели: 820 +1
Дата:

Русская деревня


Одна из самых острых и главных проблем сегодняшней России - это положение русской деревни. 

Сельскохозяйственная отрасль даёт стране очень незначительные доходы по сравнению с добычей и экспортом сырья, но я считаю именно сельское хозяйство важнейшей из отраслей экономики. Ещё какие-то девяносто лет назад большинство народа занималось именно сельским хозяйством. Сегодняшнее старшее поколение наших граждан, даже давно живущих в городах, в основном родились и выросли в деревне. Сельское хозяйство неразрывно связано с укладом жизни, традициями русского народа, нашей культурой и нравственностью. Всё это берёт своё начало именно в деревне.

Власть через подконтрольные ей средства массовой информации постоянно показывает нам красивые картинки об увеличении производства сельхозпродукции, об импортозамещении, об увеличении экспорта зерна. Так и вспоминаешь программу «Время» начала восьмидесятых годов, начинавшуюся с подобных же репортажей о колхозах-«миллионерах», о выполнении плана пятилетки за четыре года, о росте урожайности и тому подобного вранья. Ведь в то время СССР был крупнейшим покупателем зерна на мировом рынке, а нашим крупнейшим поставщиком были США! Занимая 1/6 часть суши, имея самые крупные по площади сельскохозяйственные угодья, самые большие по площади и лучшие в мире чернозёмы, СССР элементарно не мог самостоятельно накормить свой народ хлебом!
Нет, в отличие от советских, российские СМИ так не лгут, они всего лишь говорят полуправду. С одной стороны, действительно, и экспорт зерна растёт (слава Богу, сейчас Россия не кормит огромное население бывших среднеазиатских и закавказских республик, куда и уходило в Советском Союзе всё импортируемое зерно), и какой-то импорт чем-то там замещаем, и ежегодно бьём рекорды по сбору урожая зерновых, всё так. Но не говорят о самом главном, о самом страшном.

То, о чём били во все колокола русские писатели-деревенщики в последние десятилетия советского времени, то, к чему целое столетие вели неумолимые трагические обстоятельства, настало. Русская деревня – корень России, душа русского мира, умерла. Веками казавшийся неиссякаемым источник сил России засох. Русской деревни больше нет. Кто заметил это? Хоть кто-нибудь закричал ли от боли невосполнимой утраты, всплакнул на её останках, помянул добрым словом? Традиционный, тысячелетний крестьянский уклад навсегда прекратил своё существование, и само русское крестьянство почило в бозе.

Столетиями крестьян угнетали русские цари, превратив когда-то свободных  и гордых пахарей в рабов. Освободившись наконец из рабства чуть ли не в тот же год, что и североамериканские негры, русские крестьяне оказались лишены главного смысла своей жизни – собственной земли. Последующие полувековые мольбы крестьянства дать им землю, которую десятки поколений их предков обильно полили потом и кровью, остались безответными. Многовековая крестьянская мечта о свободном труде на собственной земле так и осталась несбыточной.
Циничные большевики, дабы заполучить власть, обманули народ, вроде бы дав ему землю, отнятую у помещиков. Но свободный крестьянин на собственный земле мог быть опорой лишь царю, как об этом планировал великий Столыпин. Для коммунистов же он был самым главным врагом, хуже любой «империалистической гидры», и уже через какой-то десяток лет они отняли у народа землю обратно вместе со свободой, в результате коллективизации снова сделав русских крестьян крепостными. Это тех, оставшихся в живых после раскулачивания, которых не расстреляли, не отправили в ГУЛАГ и не выслали из родных мест, отняв всё, кроме нательного белья, в суровую сибирскую тайгу на верную погибель. В 1929 году, в XX веке, в Советской России вновь появилось узаконенное и восхваляемое коммунистами как идеал экономического хозяйства рабство, хуже которого никогда и нигде не было в мире. И стало крестьянство, не видя ни продыха, ни просвета, постепенно и мучительно умирать. Войне русская деревня отдала остатки своих сил, свой последний долг Родине. Послевоенное угасание крестьянства стало неизбежным и неумолимым, словно снежный ком с горы набирая всё больший и больший масштаб.

Крестьяне спивались, выбирались всеми правдами и неправдами из рабовладельческих хозяйств-колхозов в города, на крупные стройки, на освоение Севера или целины, безвозвратно уходили служить в армию, или также безвозвратно – в тюрьму. Работали же колхозники точно так же, как и крепостные рабы XVIII века, описанные ещё Радищевым. В своём неумолимо-правдивом произведении «Путешествие из Петербурга в Москву», которое Екатерина II очень верно восприняла как приговор российскому крепостничеству, опоре самодержавия, А.Н. Радищев рассказывает о жизни крепостных крестьян своего времени так, будто это не XVIII век, а сталинская эпоха. Так в главе «Любани», автор удивлённо вопрошает крестьянина, почему тот работает в воскресенье, да ещё и в праздник. Тот же отвечает, мол, шесть дней в неделю работал на барщине, поэтому, чтобы прокормиться самому да его семье (читайте – выжить!), вынужден он в воскресный день работать на себя на выделенном ему клочке земли. Здесь я перехожу к цитированию, ибо точнее Радищева мне мысль не высказать.
«- Как же ты успеваешь доставать хлеб, коли только праздник имеешь свободным?
- Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не помрёт.
- Так ли ты [усердно] работаешь на господина своего?
- Нет, барин, грешно бы было так же работать. У него на пашне сто рук для одного рта, а у меня две для семи ртов, сам ты счёт знаешь. Да хоть растянись на барской работе, то спасибо не скажут».

Вот так же работали и колхозники – спустя рукава на общественной, основной работе в колхозах и совхозах, и с полной выкладкой на себя, на крошечных личных придомовых участках. Этим и выживали. Да и то Сталин, неистовствовавший в своей злобе и стремящийся уморить как можно больше людей, взимал налог с каждого плодового дерева, с каждой скотины. Не понимаю, почему Сталин не запретил книгу Радищева, ведь это его, сталинских крепостных существование описывал великий писатель, который был Совестью России в своём веке.
Из колхоза тащили к себе домой всё, что плохо лежит по зло-ироничному советскому принципу: «Всё вокруг колхозное, всё вокруг моё». Кто посмеет осудить их, кто скажет, что это неправедно, что незаконно, что воровство? А разве колхозы не складывались насильно из личного имущества крестьян, а всё, что было нажито потом, так это трудом тех же крестьян, которые долгое время и работали не за зарплату, а за некие палочки-трудодни, почти как в ГУЛАГе. Да какая ещё зарплата рабам?

Со временем всё меньше становилось деревень и хуторов, укрупнялись центральные колхозные усадьбы, но затем стали разрушаться и они. Селяне уезжали и уезжали из своих родных мест, несмотря даже на возросшее материальное благополучие в шестидесятые-восьмидесятые годы. Вроде бы и на селе стало можно жить не хуже, чем в городе. Но ведь уезжали же, и поток переселенцев был только в одну сторону, обратно не возвращались. Причина этого вовсе не в более комфортной городской жизни, а в том, что люди, жившие на земле своих предков были как наёмные работники, словно в городе на заводе. Это от своей собственной, кровной земли трудно оторваться, ибо это часть твоей жизни, твоего привычного уклада, завещанного тебе родителями, а им – их родителями, и многими поколениями предков. А наёмному работнику уехать из села нетрудно, наоборот, это значит устроить себе и своей семье лучшую жизнь. В городе же он будет таким же наёмным работником, только условия труда легче, чем в деревне, да жизнь более удобная. Потому и уезжали.

Таяла русская деревня, будто чахоточный больной. Послеперестроечный кризис стал для нашей деревни предсмертной агонией. Уже все кто мог, уехали из деревни. Остались лишь старики да полностью опустошённые и безразличные к своей судьбе люди.
В середине девяностых годов была проведена вроде бы правильная, умная и справедливая земельная реформа. Каждый колхозник, в том числе уже неработающие пенсионеры, получил имущественный и земельный паи, которые согласно закону можно было выделить в натуре, то есть получить свой собственный участок земли, скота, техники и других средств, и таким образом стать фермером. Но было уже слишком поздно. Фермерами решились стать очень немногие, ибо мало кто уже хотел вообще работать и зарабатывать тяжёлым сельским трудом, даже если и на себя. Столетия рабства, а особенно коммунистического рабства, для русского крестьянина не прошли даром, к концу советской эпохи напрочь отбив у большинства энтузиазм к работе. Но и кроме этого слишком тяготно было получить свой участок земли в натуре, и очень сложно выделить себе какую-то технику. Новоявленные фермеры столкнулись и с административными трудностями, и с сопротивлением колхозного начальства, и даже с сильным недовольством односельчан, как кулаки при Столыпине. Помимо этого весь экономический кризис девяностых годов обрушился на них, совершенно неготовых к этому. Где взять деньги на подготовку техники, на проведение посевной, а потом уборочной, на обработку почвы, как выгоднее продать продукцию?

А ведь чтобы произвести продукцию, фермеру нужно правильно организовать севооборот, обеспечить скот оптимальным рационом, следить за здоровьем скота. Самое же, возможно, главное, правильно рассчитать, какую продукцию выращивать выгоднее всего. То есть должен быть фермер одновременно и агрономом, и зоотехником, и ветеринаром, и инженером-механиком, и водителем-механизатором, и хорошим экономистом, да вдобавок бухгалтером, чтобы сдавать всевозможным государственным органам массу различной отчётности и не забыть вовремя заплатить налоги. Так что остались фермерами единицы. Десять лет проработав в агропромышленном комплексе, окончив сельскохозяйственную академию, я не только лично не встречал ни одного фермера, но даже не слышал о них в своей родной области, если не считать фермеров-пчеловодов! Может быть и есть они где-то там, да только это не крестьяне-единоличники, а работающие в форме крестьянско-фермерского хозяйства предприниматели-собственники большого земельного участка, нанимающие работников. Всё то же самое, как в торговле или на производстве, лишь одно название – «фермеры». На самом же деле и не фермеры они никакие по сути дела.

Если сто лет назад небольшие крестьянские хозяйства, выделившие себе отруба в соответствии со Столыпинской аграрной реформой, вполне могли быть процветающими и успешными, то сегодня небольшие хозяйства, если только они не специализируются на каком-то уникальном или редком производстве, например том же пчеловодстве, не могут существовать в принципе, поскольку по определению обречены на разорение. За прошедший век аграрная наука и научно-технический прогресс шагнули настолько далеко, что один человек для эффективного производства сельхозпродукции должен или сам владеть хотя бы на минимальном уровне (среднее специальное образование) множеством сельскохозяйственных профессий, или вынужден нанимать соответствующих специалистов,


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     00:41 24.12.2018 (1)
Да, былой деревни  уже  не будет.
     08:21 24.12.2018 (1)
И Вы совершенно правы, БЫЛОЙ деревни уже не будет. Я вспоминаю те времена, когда мои сельчане рано утром собирались у конторы и бригадир направлял их группами на участки. Кому свеклу обрабатывать тяпками от сорняков, кому на теплицах работать, рассаду высаживать, кому-то с помощью лошади окучивать картошку и т. д. Доярки, свинарки и птичницы свой манёвр знали и давно уже были на рабочих местах - доили вручную коров и страдали артритом, свинарки разносили вёдрами корм хрюшкам и глохли от их визга. Кстати, свинарку и доярку ни с кем не перепутаешь. Когда она идёт по улице, вокруг такое амбрэ, что забьёт любую шинель)))
Сенокос.  Мужчины с косами идут косить сено, а женщины с граблями ворошить его для просушки. Сухое сено вилами смётывают в копны. Наступила хлебоуборка. Несколько жнеек отправляется в поле, а за ними идёт практически всё село, с серпами, косами, котомками с едой и детьми. Пшеницу убирают разными способами: жнейками, серпами, косами. Скошенную пшеницу вяжут в снопы. Кто не знает, пусть посмотрит фильм "Кубанские казаки", насладится пасторальным видом картины уборки урожая.
Красотень, верно? Кто хочет жить в такой деревне, где свет два часа утром и три вечером? Где кинопередвижка один раз в неделю и драной в лохмотья кинолентой? Где больному человеку проще помереть, чем дождаться помощи?
Деревни нужны, кто сказал нет? Но прежде чем окроплять тему градом слез, по двадцать рублей штука, надо иметь чёткое представление о чём идёт речь и не рисовать картин пасторали.
     14:58 24.12.2018
Это ответ Турбину: 
- Саша, если  ты даже  усрешься  от  крика, тебя  не изберут старшим  подъезда,  не  говоря  уже о депутатстве  сельсовета. Да,  в  древнем  варианте деревни  не нужны. Посмотреть бы  на  тебя в  крестьянском  обличии. Мужчина , живущий  на селе  тем  и  отличается  от  визгливой  бабы,  что знает  цену каждому  слову,  а  ты только  и делаешь,  что  тявкаешь о  виноватости Путина. Да,  Путин  виноват,  что  не затыкает рты таким  провокаторам.
Если  ты  так ловко  рассуждаешь о  макрополитике, то  начни  с  малого, открой,  создай что-то  свое и  примером  мудрого управления дойди до  вершины. Не  сможешь,  ибо мужик  ты  только   на  словах...
А  мы селяне живем и не  становимся в ту  позу  в которой  стоишь  ты  Сашок и  тявкаешь  на Путина, ибо  ничего другого тебе не дано.
Гость      18:38 23.12.2018 (1)
Комментарий удален
     19:26 23.12.2018 (3)
Почему в настоящее время растут города-мегаполисы и умирают деревни? Виноват ли в этом Путин?
Гость      19:54 23.12.2018 (1)
Комментарий удален
     21:03 23.12.2018 (1)
Надо же так умно ответить на глупый вопрос!
Гость      21:15 23.12.2018 (1)
Комментарий удален
     22:04 23.12.2018
КОПГ комплект колец для отбора проб грунта в маркировке КОПг клапан обратный прямоугольный горизонтальный.
     19:34 23.12.2018 (3)
К сожалению, нашему народу свойственен радикализм по отношению к правителям государства. Или идеален, или хуже всех.
Подобное отношение в принципе неправильно. Нужно объективно относиться к тому же Путину - что-то он делает правильно, а что-то нехорошо. Должна быть некая золотая середина в оценке его деятельности. Обвинять Путина во всех смертных грехах - не только неправильно, но и глупо.
Проблема же нашей деревни настолько глубокая, что её сам Господь Бог уже не решит, нет сегодня решения этой проблемы, просто не существует.
Гость      19:56 23.12.2018 (1)
Комментарий удален
     20:50 23.12.2018 (1)
1
Вы глубоко ошибаетесь. 

Постараюсь объяснить "на пальцах")
Допустим, вывели 100 млрд. долл. из ценных бумаг США. Но ведь пенсии долларами не заплатишь и т.п., у нас все расходы бюджета в рублях. Значит, надо обменять на рубли, допустим 100 млрд. х 60 руб./доллар = 6 трлн. руб. Это колоссальные деньги, и такого кол-ва рублей (свободных рублей!) в нашей экономике просто нет!
Что же остаётся гос-ву - только один выход - напечатать эти рубли. 
Теперь представьте, вбросили в экономику страны лишних 6 трлн. руб. Что будет? Правильно - цены в рознице поднимутся сразу процентов на 20, а может и на 30, и на 40. Весь народ пострадает, и больше всех самые бедные.
Теперь вопрос: ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО НАДО???

К сожалению, народу всё это не объясняют, а популисты орут, что мол вкладываем деньги в экономику США...
В последнее время, кстати, их всё-таки выводят оттуда, но очень медленно и осторожно (и правильно!).

Поэтому на самом деле всё это очень сложно. 

Гость      21:00 23.12.2018 (1)
Комментарий удален
     21:21 23.12.2018
Не 1 рубль равен 54 долларам, а около 0,6 руб. были равны 1 доллару. Только что-то доллары по такому курсу никто не продавал. А за рубли ничего не купишь, только на барахолке втридорога.
     19:50 23.12.2018
Золотая середина - это жопа!!!
     19:46 23.12.2018 (1)
Молодцы!!!
Виноваты матери которые не могут накормить своих детей.
Виноваты отцы которые на шахте не могут заработать денег для своих семей!
Только Путин не виноват!!!
Он кормит Ротенбергов и прочих евреев!
Евреи это господа, а россияне это гои которые неспособны себя прокормить!!!
Это Вы сами для себя такую судьбу уготовили.
Так к чему эти стоны о русской деревне?
     19:55 23.12.2018 (1)
У меня есть книга "Русский путь", там сможете найти все мои ответы на Ваши вопросы.
     20:09 23.12.2018
У меня тоже есть книга о России " :Карантин" там тоже есть ответы почему страной правит нечисть!
     19:31 23.12.2018
тут скорее время виновато. постиндустриальное общество и т.д.
     19:59 23.12.2018 (1)
Ответ Борису Костинскому.
Я у Вас в ЧС, комментарий мне не виден.
     22:06 23.12.2018
Да? Извиняюсь! Сейчас выпушу.
     20:02 23.12.2018 (1)
Сельскохозяйственная отрасль даёт стране очень незначительные доходы по сравнению с добычей и экспортом сырья

Это вы очень заблуждаетесь
Путин недавно озвучил цифры: 20 млрд долларов от экспорта зерна против 16 млрд от экспорта оружия.
Урожайность чудовищная до 60 центнеров с гектара против жалких 12 при социализме.
НМВ это потому,что хищники кинулись грабить госимущество и  недра и на время крестьян оставили в покое.
Результат налицо.  
     20:13 23.12.2018 (1)
Сельскохозяйственная отрасль даёт стране очень незначительные доходы по сравнению с добычей и экспортом сырья.

К сожалению, я не заблуждаюсь.
     21:04 23.12.2018 (1)
Вы освежите память:какая была урожайность 40 лет назад,сколько зерна производили в СССР сколько закупали. Сколько денег вбухали в с\х при развитом социализме. И поймете что стало много лучше. А сравнивать с экспорт ом нефти-дело пустое.Все одно что корову с огурцом
     21:23 23.12.2018
А я про урожайность и не спорю.
     20:06 23.12.2018

Так и остался нерешённым земельный вопрос – тысячелетний, вечный и, похоже, никогда не разрешимый для России. Главный вопрос, из-за которого и произошёл Октябрьский переворот 1917 года."
Октябрьский переворот в России произвели евреи.
Достаточно посмотреть исторические документы правительства России после революции чтобы понять суть вопроса!
     18:46 23.12.2018 (1)
Ну и где ты был? Где твои стихи о ворах во власти?
Или ты не замечаешь друзей Путина, которые разбогател на народной крови?
Пиши! Или Бог в тебе ошибся когда дал талант?
     19:00 23.12.2018 (1)
Извините, вообще не понял такую эмоциональность.
В каком смысле где я был????
     19:04 23.12.2018 (1)
Русскую деревню уже не убивают.
Добивают остатки деревень.
И вы за этим наблюдали все эти годы.
Так вот вопрос к вам: отчего раньше вам об этом не писалось?
     19:29 23.12.2018 (1)
Вкратце. Я при Брежневе в детский сад ходил, самое время было написать данную заметку, Вы правы.
Полный ответ - в л/с.
     19:41 23.12.2018
2

Над селом полыхают зарницы,
То насмешка небесных богов.
Смотрят в небо, пустые глазницы
Деревенских, пустых домов.

Разгулялись черти, ликуют
Средь заброшенных садов
Здесь влюблённые не тоскуют
И хозяев не видно следов.

Сатана ли прошёл по России?
Убивая веселье и смех,
В бесовской своей истерии.
Совершая вселенский грех.

Умирает былая Россия
Не такой у неё был путь.
Остаётся печаль, ностальгия
И от боли сжимает грудь.
     19:39 23.12.2018
Не смотря на очень большой объём текста, прочитал с интересом, ибо написано толково и, что очень важно, объективно.
Тема эта отменно освещена в российской художественной литературе и кино, тем не менее, и аналитические материалы, типа Вашего, тоже очень полезны.
Судя по всем раскладам, при нынешней власти русская деревня не имеет даже и малейшего шанса на хоть какое-то улучшение своего положения - будет только ещё хуже. Сможет ли Россия как-то выжить без своей деревни? Да, конечно! Китай запросто может завалить РФ и едой(вредной!) и рабочими руками(в неограниченном количестве!). Но! Всё это однозначно приведёт к упадку российской государственности и непременной китаизации, сначала Дальнего Востока и Сибири, а потом и всего остального. Озабочен ли Кремль такой перспективой? Судя по всем его реальным действиям, а не лжи в СМИ, не только не озабочен, но и почему-то(ПОЧЕМУ?!) активно этому содействует. Кто может всё это остановить(или хотя бы приостановить)? На мой взгляд, только две силы: национально-патриотические силы России и, как это ни странно, США. Первым, как говорится, сам Бог велел, а США, как мировому гегемону, неконтролируемое усиление коммунистического Китая однозначно не по душе. Смогут ли вышибить из Кремля откровенно антирусскую власть истинные русские национал-патриоты - громадный вопрос. Будут ли у США, к моменту обрушения РФ под Китай, силы и возможности активно вмешаться - тоже вопрос. Ближайшие 5-10 лет дадут ответы на эти вопросы. Уверен в этом!
     18:18 23.12.2018
2
Деревень с крестьянским бытом почти не осталось. Но появилось новое веяние современности, жители крупных городов облюбовали некоторые опустевшие деревни, скупают дома и эксплуатируют их в качестве дач для летнего отдыха.
Очень важную тему Вы поднимаете в своём материале. Прочитала с интересом. Спасибо!!!
Вместе с деревнями уходит и часть культуры нашего народа, утрачиваются традиции, забывается говор.  :((
     17:51 23.12.2018 (1)
Всё правильно, только это у Вас не заметка, а политическая статья.
     18:05 23.12.2018
Может быть)
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама