Заметка «О нотации авторского замысла прочтения текстов»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 16
Читатели: 615 +1
Дата:

О нотации авторского замысла прочтения текстов

                                            На обсуждение.

  Мне давно докучают мысли о записи и о сохранении авторского замысла, авторского прочтения стихотворных, да и прозаических строк. Далее буду писать: стихов. Некоторые старшие товарищи говорят: - Для этого вполне достаточно знаков препинания. Не могу согласиться. Недаром,  так интересно слушать звуковые записи, в которых запечатлен голос автора. Действительно, кроме пауз, которые диктуются синтаксисом, есть и другие параметры речи.  Это, как в музыке. Но, для записи музыки придумали знаки нотации. И все счастливы. 

  А почему бы не применить такой подход и к записи авторского замысла стихов (возможно и прозы).  Собственно, в этом и заключается мое предложение.  Мне могут возразить: - существует возможность звукозаписи, цифровое хранение и т.п. новшества. Но, как говорят, рукописи не горят. Ноты – тоже. Музыку записывают на ноты, хотя и есть возможность поставить музыкантам компьютеры с записанными партиями. Возможно, я ломлюсь в открытую дверь,  такая запись стихов уже применяется. Мне это не известно.

    Какие параметры речи не видны в обычной традиционной записи стихотворных произведений. Попробуем их перечислить.

  Тональность.  Если не иметь в виду, конечно, песню, арию и т.п.  Там все понятно и вопросов не возникает. Разумеется,  для чтения стихов не нужно четко оговаривать тональность, как в музыке.  Хотя, если автор подразумевает чтение под музыку, то почему – нет. Кроме того, при исполнении стихов автор может в качестве изобразительного средства выбрать повышение или понижение тона.

  Темп. Скорость чтения. Скорость чтения может быть постоянной, заданной, например, как в музыке (пример 120 ударов в минуту).  Он может быть и не постоянным. Где то – ускорение, где то – замедление.

 Метр.  В принципе, эта характеристика исполнения частично задается  размером стиха. Но дополнительное указание на размер, может уточнить и облегчить понимание авторского замысла.

  Динамика. Очень важный параметр, который ничем в обычной записи текста не обозначается. Все зависит от индивидуального прочтения и фантазии.  В музыке от Пиано пианиссимо (очень тихо) до Форте фортиссимо (очень громко). Кроме это есть и: Сфорцандо (Неожиданное резкое увеличение громкости), Крещендо (Постепенное увеличение силы звука),  Диминуэндо (Постепенное уменьшение силы звука), Ринфорцандо  (Внезапное усиление звука). Все эти обозначения применимы и в нашем случае.
 
  Артикуляция.  Знаки артикуляции определят особенности прочтения слогов или отдельных звуков.  Стаккато (коротко, отрывисто), Акцент (когда слово, слог, звук – должны прозвучать немного громче соседних). Фермата (длительность звучания слова, слога, звука – по усмотрению исполнителя).

    Оттенки. В отличие от записи музыки, в комментариях к нотированной записи стихов можно описать тонкие изобразительные оттенки, которые в музыке и не имеют большого смысла. Например, указания читать: насмешливо, с сарказмом, удивленно, стальным голосом, плачущим голосом, размышляя, вопрошая, гневно, обречены голосом, голосом Левитана и проч. и проч.

   Для записи стихов в авторского замысле можно использовать принцип записи партий инструментов перкуссии.

   В настоящее время существует ряд программ нотных редакторов, которые можно приспособить для такой записи, но лучшим вариантом была бы специализированная программа редактор.

2012г.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     14:11 11.01.2019 (1)
Мысль хорошая. Какую  красоту обретает  стих, когда  его  озвучивает  мастер. Мне  нравятся  стихи  которые можно  петь.
     14:43 11.01.2019
Согласен. Мне тоже.


     18:38 10.01.2019 (1)
Если без всех этих наворотов автор не может донести свою мысль... ну не знаю...
     20:13 10.01.2019
Вот кстати смайлики.  Они как раз и являются одним из элементов описания авторского прочтение текста.
     18:50 10.01.2019 (1)
Мысли очень дельные.
Информация и особенно ее чувственная эмоциональная сторона есть его существенный элемент. Без этих привходящих смысл стиха мелеет. 
     20:06 10.01.2019
Красиво сказано!
     17:19 10.01.2019 (1)
Лишние нагромождения. Все должно быть выражено поэтической речью и разбивкой строк.
И не надо отказывать читателю в его индивидуальном прочтении.)
     18:22 10.01.2019 (1)
Согласен, что не надо отказывать читателю. Пусть читает, как хочет.
Вопрос в другом. Как зафиксировать автору (если хочет) его, авторское прочтение. Без звукозаписи и других хитростей. Музыку же научились записывать всяческими значками.
А вот "завывание" поэта или писателя?

     18:51 10.01.2019 (1)
Словами, если уж Вам так хочется. Помните, как у Винокура? )

     20:04 10.01.2019
Да, это вариант!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама