Заметка «Лютня»
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Сборник: Очерки о мелодиях
Автор:
Баллы: 16
Читатели: 788 +1
Дата:

Лютня

Детская филармония. Она располагается практически возле того места, где мы с одним человеком однажды стояли на светофоре и говорили про современную музыку (как иронично!). А на противоположной стороне улицы - парк, полный воспоминаний, поэтому я шла на концерт в лирическом настроении.

На сцене стоял обычный стул, несколько микрофонов на разных уровнях и еще какие-то приспособления. Фон - темно-синий и лиловый. Клубы белого дыма под светом двух прожекторов. Выглядело аскетично.
Когда пришло время, Йозеф Ван Виссем (буду сокращать до J) тихо появился. Чуть сутулый, во всем черном, он двигался плавно, как бы крадучись, обходя яркий свет. Просто поклонился, достал лютню (оказывается, она находилась все там же, на сцене, в чехле. И я вспомнила, что у него одна-единственная на всем свете черная лютня, и подумала о том, что это все-таки некоторая степень доверия - вот так оставить, и вообще...) и начал играть.

Это было что-то крайне незатейливое. Я настроилась на то, что все мероприятие будет идти часа 2, и тут начала ловить себя на мысли: "Господи, неужели все 2 часа придется слушать вот такое? Я не готова, я не понимаю этой музыки, она для тех, кто разбирается".

По-моему, здесь главное расслабиться и отключить голову. В том и дело, что эта музыка оказалась для всех, несмотря на редкость музыкального инструмента и на необычность звучания. И сыграть так, чтобы что-то почувствовал и проникся каждый, - признак мастерства. А вслушиваться, видеть образы, чувствовать настроение начинаешь почти сразу, как только перешагнешь этот порог отрицания.

Мы потом обсуждали услышанное с моими спутниками, и картинки, которые нам являлись во время концерта, были примерно одинаковые: тихая ночь в поле, когда луна плывет в белесых облаках; времена рыцарства, прекрасных дам, баллад и самоотверженной любви; лично у меня еще возникли ассоциации с туманом над рекой и ранним утром.

Я пыталась разгадать, в чем секрет этого звучания и почему возникает эффект абсолютной заполненности, насыщенности звучания, ненужности сопровождения еще какого-то инструмента или вокала, и мне кажется, что у нее (у лютни, то есть) как бы 2 голоса, 2 тона, которые поют одновременно: один более высокий, звонкий, а второй глубокий и темный, и вот он создает подтон. Если слушать внимательно, то начинаешь различать, как они общаются между собой, как то один, то второй выходит на передний план, как они переплетаются.
Еще один секрет некоторых мелодий - в постепенном нарастании темпа и громкости звучания. Тебя поначалу расслабляет неторопливость, плавность звуков, но под конец  оказываешься захвачен ритмом.

J пел (и я этого ждала, на самом-то деле). Это не песни в привычном понимании, а скорее отдельные фразы, вплетенные в музыку. Причем устроено все так, что создается эхо, а сам голос слегка приглушен. Звучит, словно древние заклинания. Но они не пугают, а скорее внушают спокойствие и надежду на то, что свет победит тьму.

И сам он, кстати, с седыми длинными волосами, иногда падающими на лицо, с большим крестом на шее похож на колдуна и менестреля одновременно. Видимо, и душа у него такая же двойственная, как голос у лютни.

В России публика по большей части восторженная и неприхотливая, поэтому всем хотелось слушать еще и еще эти странные лунные звуки. Как итог - J выходил три раза после бурных аплодисментов, едва заметно улыбался и вновь начинал играть.

Потом была автограф-сессия, и я увидела его вблизи. Как ни странно, атмосфера, которая была на сцене, никуда не делась. Видимо, это черта его образа. Он все так же стоял, спокойно на всех смотрел, с кем-то говорил на английском и все так же едва заметно улыбался.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     16:37 20.04.2019 (1)
1
Где-то год назад, когда ехала в машине, услышала лютню по радио.
Потом пыталась найти эту музыку в интернете - все не то, хотя тоже прекрасно.
Вживую бы послушать.
Вы очень здорово описали всю атмосферу происходящего.
С теплом.

PS: А ещё у меня в спальне висит чешская марионетка  "Шут с лютней." Давно уже написался небольшой рассказ (в черновиках где-то лежит) о том, как когда-то один музыкант волшебно играл на лютне, но это волшебство было слишком красиво для окружающих. Общественное мнение его сломило, и он привратился в марионетку.

     08:38 21.04.2019 (1)
Если когда-нибудь выдастся возможность - то не раздумывая бегите и слушайте.
Спасибо, что побывали там со мной, пусть и мысленно.


Какая красивая и грустная история.
А марионетка замечательная.
     17:06 21.04.2019 (1)
1
Да, надеюсь получится. Вот орган я много раз слышала вживую - очень нравится .
Недавно была очевидцем, как студента в церкви при университете обучали играть на органе. Подумала, как же наверное здорово извлекать такие потрясающие звуки. 

В истории про марионетку решила изменить конец на позитивный - мы же творцы.
     11:20 03.05.2019
А мне не довелось орган послушать. Я даже как-то и не думала всерьез о таком, а теперь захотелось)
И не менее здорово - учиться владеть таким сложным инструментом, наверное.

О да, и все в наших силах) Что ж, повезло марионетке, завидую белой завистью)
     15:52 20.04.2019 (1)
Вот оно низкопоклонничество перед Западом! Наша российская музыка и все прочие композиторы и певцы круче! Даже ворОных яиц...
     15:53 20.04.2019 (1)
Не понимаю, где вы здесь "низкопоклонничество" увидели. И никто не отрицает значимость наших деятелей культуры.
     15:58 20.04.2019 (1)
В России публика по большей части восторженная и неприхотливая
...Ваши слова?
     16:00 20.04.2019 (1)
Как это соотносится с вашей мыслью о том, что "наша российская музыка круче"?
А люди у нас действительно разные ходят на концерты, и обыватели, и знатоки, но вторых явно меньше, и с этим сложно спорить.
     16:06 20.04.2019 (1)
Давайте , дабы не обидеть вас, вопрошу, что вам из русской муз. культуры более по нраву, чем этот забугорный игрок на лютне чёрной?
     16:08 20.04.2019 (2)
Вам из современных назвать?
     16:48 20.04.2019 (1)
Чего вы блин всерьез... дядя  Петя шутит...)))
     21:41 20.04.2019
В Интернете при общении с незнакомым человеком довольно сложно разобрать, где юмор, а где серьезность, так что...)
     16:17 20.04.2019 (1)
А Красилов их знает!
     16:58 20.04.2019 (1)
Честности ради, по старинной музыке я не очень копенгаген.
Знаю только ансамбль "Мадригал" (Андр. Волконский, Лидия Давыдова...), "Академию старинной музыки" Татьяны Гринденко. Ну и то, что с ними связано.
     00:33 21.04.2019 (1)
1
Ричи Блэкмор тоже на лютне играл, и Джон Леннон пытался...
и даже Металлика

     00:35 21.04.2019
Но это не наши советские товарищи. То есть совершенно несоветские.
     16:45 20.04.2019 (1)
1
Как бы в виде иллюстрации...

     21:43 20.04.2019
Душевно получилось.
     16:27 20.04.2019 (1)
1
Это какое-то волшебство его музыка!!!  Конечно, запись это не вживую слушать, но все равно... Вам спасибо за такое чудо!
     16:31 20.04.2019
Спасибо, что оценили)
     14:35 20.04.2019 (1)
1
Иногда у нас на сайте вспоминают и нашего отечественного лютниста Владимира Вавилова. Того самого, который является автором "Аве Марии" Каччини. А также мелодии, которая стала позже известной в исполнении ББГ песней "Город золотой". Это одна, вернее, некоторые из  его музыкальных мистификаций. О Владимире Вавилове когда-то (в советское время, годах в 90-х) была даже статья в журнале "Музыкальная жизнь". Увы, посмертная. По-моему, у меня даже сохранился номер.
     14:39 20.04.2019
Спасибо за столь интересную информацию.
Однозначно буду слушать.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама