Заметка «Кто мы и сколько нас?»
Тип: Заметка
Раздел: О политике
Сборник: Донбасские Зори Письмоносицы
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 440 +1
Дата:
Предисловие:
https://eastandwest.me/2016/11/22/kto-zhivet-v-donbasse/


Донбасс в силу исторических условий стал регионом межэтнического взаимодействия представителей многих этносов – носителей различных культур, традиций, религий. В истории региона отражены целые периоды их сложных взаимоотношений. В новое время Донбасс являлся российско-украинским пограничьем. Речь Посполита, в состав которой входили украинские земли, не решала проблемы защиты этого региона от внешней агрессии. Российское государство проявило заинтересованность в продвижении своих юго-западных границ далее на юг, к Азовскому морю. Так Донецкий регион приобрёл значение геополитического региона. В начале XVIII века для работы на соляных промыслах сюда стали направлять выходцев из Правобережной Украины, а также крестьян из Воронежской и Белгородской губерний. В 1753 году Сенат выделил для поселения выведенных в Россию сербов и хорватов территорию между Луганью и Бахмутом, получившую название Славяносербия. Но низкий приток сербов и хорватов, для которых и создавался регион, побудил правительство разрешить принимать в Славяносербию украинцев, молдаван и других переселенцев, исповедовавших православие. К числу компактно размещенных в пределах Донбасса в конце ХVІІІ века поселенцев, следует отнести выведенных из Крыма греков, армян, молдаван и грузин, переехавших в пределы Азовской губернии.

В 1897 году была проведена перепись населения, по итогам которой Екатеринославская губерния занимает первое место среди малороссийских губерний по темпам роста населения. Рост населения происходил за счет естественного прироста, а также вследствие переселения в Донбасс большого количества рабочих из губерний европейской России. Перепись не содержит сведений о национальном составе. Приблизительно его можно определить по родному языку. Национальный состав населения Донбасса (Бахмутский уезд, Мариупольский уезд, Славяносербский уезд, Старобельский уезд, г. Славянск), по данным Всероссийской переписи 1897 года, был следующим: малороссы  — 62,5 %; великороссы  — 24,2 %; белорусы  — 1 %; греки  — 4,2 %; немцы — 3,0 %; евреи  — 2,0 %; татары  — 1,4 %. Всего 1 136 361 населения. По данным переписи в горнодобывающей промышленности русские составляли 74%, украинцы – 22,3%, а в металлургической промышленности – соответственно 69% и 20,2%.

События Первой мировой войны внесли свои коррективы в национальный состав Донецкого региона. На 1 августа 1914 года была проведена массовая мобилизация. Из промышленности было вырвано 33% рабочих. Для работы на предприятиях начали использовать мобилизированных на тыловые работы крестьян из Средней Азии. В 1916 году был издан указ о привлечении «инороднического» населения для работ на горных предприятиях. Согласного этого указа в Макеевку прибыло 600 киргизов и калмыков.

В 1926 году была проведена перепись населения СССР. В Донецкой области проживало 1 837 149 человек, национальный состав был таким: украинцы – 61,61%; русские – 24,67%; армяне – 5,35%; немцы 3,05%; евреи – 2,4%; белорусы – 0,66%; татары – 0,51%; поляки – 0,44%; молдаване – 0,41%; другие – 0,47%; всего 20 национальностей. Во многом достаточно высокий процент украинцев связан с ленинским планом на самоопределение и культурную автономию. В середине 1920-х годов была возрождена малороссийская культура при сохранении дружественных отношений с Россией. В это же время начинает расти националистическое движение на Западной Украине, которое в 1929 году возглавила Организация украинских националистов (ОУН). Её главный идеолог Дмитро Донцов отстаивал фашистские идеалы великой нации, которая во имя светлого будущего не должна стесняться ни средств, ни методов достижения цели. Она должна была наступить после окончательной победы над панами, москалями и жидами.

В 1960-е годы Москва провозгласила рождение новой исторической общности- советский народ, в котором растворялись все народности населявшие СССР. По данным переписи населения 1989 года численность проживающих в Донецкой области составила 5 311 781 человек. Национальный состав был следующим: украинцы – 50,71%; русские – 43,6%; греки – 1,58%; белорусы – 1,45%; евреи – 0,53%; татары – 0,48%; молдаване – 0,25%; армяне – 0,19%; болгары – 0,14%; поляки – 0,13%; немцы – 0,12%; другие – 0,82%; всего более 40 национальностей.

В 2001 году была проведена первая и пока единственная перепись населения Украины. В Донецкой области проживало 4 825 563 человек. Национальный состав был следующим: украинцы – 56,87%; русские – 38,22%; греки – 2,01%; белорусы – 0,92%; татары – 0,4%; армяне – 0,33%; евреи – 0,18%; азербайджанцы – 0,17%; грузины – 0,15%; молдаване – 0,15%; болгары – 0,1%; немцы – 0,1%; поляки – 0,09%; цыгане – 0,09%; другие – 0,65%; всего более 100 национальностей. Русский язык считался родным для 74,9% населения.

Исторические условия, в которых происходили процессы становления Донбасса, способствовали формированию многонационального, многоконфессионального состава населения края. Донбасс отличается пестрым национальным составом населения. Здесь проживают русские, украинцы, греки, белорусы, болгары, евреи, молдаване и другие – всего более 120 национальностей других народов.  На 2014 год в национальном составе населения региона украинцы ненамного преобладали над русскими, что являлось характерной особенностью данного региона. Только в трех городах Донецкой области крупнейшей этнической группой были русские (Донецк — 48,2 % русских и 46,7 % украинцев, Енакиево — 51,4 % русских и 45,3 % украинцев, Макеевка — 50,8 % русских и 45,0 % украинцев). В территориальном разрезе доля украинцев выше в северных сельских и северо-западных районах. Русские же, наоборот, преобладали в центральных районах, прилегающих к Донецку и являющихся наиболее урбанизированными.  На третьем месте, после украинцев и русских,  находились греки.

В период с 15 по 19 ноября был проведён нами опрос, среди лиц, проживающих на территории подконтрольной Донецкой Народной Республике. Было опрошено 400 человек, которым было предложено ответить на такой вопрос: «К какой национальности Вы себя относите?» и такие варианты ответов: 1) Русский; 2) Украинец; 3) Гражданин ДНР (как новая этническая общность людей); 4) Другая национальность; 5) Затрудняюсь ответить.

Также респонденты предлагали свои варианты ответа: русич, смешанной национальности, украинец но они являются одним народом вместе с русскими и белорусами, Житель Донбасса и Дончанин.

Опрошенные были разделены на 3 возрастные группы: 1) от 15 до 18 лет; 2) от 18 до 35 лет; 3) старше 35 лет. Из первой группы был опрошен 131 респондент, из второй группы 213 человек, из третьей группы 56 человек. Первые две группы являются социально активными и подвержены большей мобильности, а люди из третьей группы уже с устоявшейся точкой зрения, и повлиять на их мнение сложнее. Именно по-этому было опрошено больше респондентов первых двух групп, они представляют будущее территории, на которой проживают.

Как видим к настоящему времени среди лиц, проживающих на территории подконтрольной Донецкой Народной Республике, проявляются определённые признаки новой этнической общности. Также следует отметить, что люди, участвовавшие в опросе, не боялись давать ответ на поставленный вопрос, и высказывали свою точку зрению, о чём свидетельствует достаточное количество ответов по каждому из предложенных вариантов ответов в различных возрастных группах. Стоит отметить, что опрос проходил одновременно с происходящими митингами и протестами в Киеве, по поводу языкового закона «Кивалова-Колесниченко». Многие депутаты организовывали митинги, на которых открыто выступали за притеснение прав и свобод русскоязычного населения. Так экс-депутат Верховной Рады от партии «Свобода» Ирина Фарион заявила: «Русскоязычные жители Украины, не желающие переходить на украинский язык, должны быть лишены права на образование и работу».

Кто мы и сколько нас?

Эту заметку создала для тех, кто кричит, что Донбасс должен думать и говорить на МОВЕ.


Фото  сделано в 19:00 на сайте МОЙ МИР.



Поддержка автора:Если Вам нравится творчество Автора, то Вы можете оказать ему материальную поддержку
Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама