Заметка «Об истории и историках»
Тип: Заметка
Раздел: Философия
Автор:
Баллы: 21
Читатели: 816 +1
Дата:

Об истории и историках

Как-то я прочел о короле, который командуя центром своего войска, лично принял участие в битве и даже был ранен в ней. По окончанию сражения, собрав рапорты командующих левым и правым флангами, он вдруг с удивлением обнаружил, что отчеты генералов противоречат друг другу. Более того, они никак не соответствовали его собственной картине битвы.
Будучи в то время студентом, я, не заморачиваясь долго, решил, что королевские военачальники были еще теми аналитиками, да и сам король особой далекостью не отличался. Ведь все-то происходило на их глазах, а вот поди ж ты разобраться что к чему они были не в силах.
Теперь, вспоминая себя в те годы, я только диву даюсь, каким болваном был тогда. Сегодня, потеревшись достаточно среди людей, я понял, что удивляться следует не разнобою в их мыслях, а, наоборот, согласию мнений в тех редких случаях, когда это случается.
Взять какую-нибудь простейшую житейскую историю – всегда обнаружится на нее несколько точек зрения, иногда и вовсе несовместимых. Или вот события в стране и мире…
У меня давно стойкое впечатление, сколько аналитиков, хоть профессиональных, хоть доморощенных, столько и взглядов на все, чтобы ни произошло сегодня. Это при том, что мы все очевидцы этих фактов, да и печатных материалов куда как в избытке. Но вот удивительно, чем дальше по времени отстоят от нас события, тем безапелляционней судят о них историки, тем единодушнее они в своих мнениях. Не знаю уж, как они умудряются давать оценку преданьям старины глубокой, когда ни одного свидетеля нет в живых, а документы по большей части либо утеряны, либо, того лучше, уничтожены. Воля ваша, но что-то концы с концами здесь не сходятся.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     22:40 11.09.2021 (1)

Спасибо за удовольствие при прочтении!

Я думаю, что объяснение согласованности позиции историков весьма простое:
В истории, как части эволюционного процесса, выживает наиболее
живучая точка зрения, которая совсем не всегда соответствует фактам прошлого,
но зато наиболее гармонирует с интересами современности.
А чем дальше события от настоящего, тем меньше влияют на него, 
и поэтому не требуется их подстраивать под переменчивые потребности текущего момента
или запутывать вбросами плюрализма мнений.
     12:44 12.09.2021 (1)
Изгаляются не столько над фактами, сколько над их интерпретацией.
     13:14 12.09.2021
     20:58 03.09.2021 (1)
Вы правы.
Отличная заметка!
     20:02 04.09.2021
1
Благодарю, Фотиния!
     09:49 19.05.2021 (1)
"Чего изволите?" - главный лозунг историков.
     20:38 19.05.2021
Сродни журналистам они.
     13:15 15.09.2020 (1)
1
И никогда не сойдутся. Если конечно принять за основу: Большое видится издалека. Но это не более, чем слова. 
Искренне разделяю Ваше недоумение в этом вопросе. 
     18:12 15.09.2020 (1)
1
Спасибо за солидарность!
     18:15 15.09.2020
     17:52 03.05.2020 (1)
1
Как говорил генерал Петров: вот рука – пять пальцев, но на неё можно посмотреть с разных сторон, и мнения у разных людей будут тоже разные, хотя рассмотренный "предмет" один.
В некоторых сложных вопросах стоит проявлять здравомыслие: спросить у профи, узнать, что писали об этом предки и проверить самому. Тогда будем наиболее близко к правдивому ответу.

     18:36 03.05.2020
1
Может быть и так. Спасибо за отзыв.
     13:25 16.04.2020 (1)
1
Верно, Владимир, вы прекрасно всё показали в истории с королём и генералами. Прежде чем дать оценку какому-нибудь событию, я, к примеру, стараюсь просмотреть по нему как можно больше данных и свидетельств очевидцев, даже если они и расходятся. Только путём тщательного анализа разной информации можно составить реальную картину происходившего и нынешней реальности, даже если часть информации утеряна или уничтожена, разумеется всё это нужно делать беспристрастно и с холодным умом, не поддаваясь эмоциям.  

С уважением, Андрей. 
     14:13 16.04.2020
Очень трудное это дело, да и не всегда оно благодарно. С уважением.
     10:38 13.04.2020 (2)
1
историю,  как   и  Библию,   переписывали   неоднократно,   поэтому   абсолютно     достоверно   не  может  быть  ни  то,    ни  другое.   Истина   сокрыта   -   либо   временем,  либо   людьми.
     11:19 13.04.2020 (2)
1
"Нет ничего тайного, что не стало бы явным." (Экклисиаст.)
     11:25 13.04.2020
Вы  правы
     11:23 13.04.2020 (1)
1
мы  об  этом  можем   не  успеть   узнать    "все   суета   сует,   и  томление  Духа"
     11:27 13.04.2020 (2)
1
Павел II - Папа, еще в 80х обещал опубликовать "Истинную Библию". Чота у них заклинило. Вот - жду, может успею.
     15:44 13.04.2020 (1)
1
Что   значит   ИСТИНА   в   вопросах   Бытия?
Мы   не   найдем     ее  -   не    там   мы  ищем.
А   где   искать?   Вопросов   "несть   числа"!  
     07:34 14.04.2020
1
Четвёртая ветвь Иудаизма - Кабаллисты, считали (и считают), что они могут найти истину. Правда, ищут действительно "не там".
     11:30 13.04.2020 (1)
1
им  это   не   выгодно  ---  не хотят   христиан   смущать.  
     03:27 16.04.2020
1
Нет, не поэтому. Плевать им на христиан. Ищут не там, например:Читают Библию через слово, через стих, через главу, шахматным конём и Т.Д. Но, мысль изначально была правильной:"Мог ли Бог, диктуя Моисею, не заложить в библии доказательства своего бытия?" (За что были гонимы всеми тремя ветвями)
Ключ к этой мысли лежит в одном стихе:"И создал Бог человека. ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ СВОЕМУ СОЗДАЛ." Тоесть - создал ТВОРЦОМ.
Пока все Церкви (И наша тоже) не перестанут клепать баранов, доказательство не будет найдено.
     11:06 13.04.2020 (1)
И, похоже, нам ее никогда не узнать. Грустно.
     11:17 13.04.2020 (1)
1
Все   знать   не   возможно,   увы.   Да   и  надо   ли?   Правда   часто   бывает    горькой! 
     13:07 13.04.2020 (1)
В общем, как писал Есенин: "Успокойся, смертный, и не требуй Правды той, что не нужна тебе".
     13:21 13.04.2020
1
хоть   и   молод   был  парень,   а   мудрости   не   занимать!!!!
     19:39 05.01.2020 (1)
1
А истинна есть?
А вдруг,если если нет?
Без истины на свете только дураком жить!
Обидно!
     20:09 05.01.2020
Увы, вопрос Пилата никто не отменял: "Что есть истина?"
Гость      18:05 25.12.2019 (1)
Комментарий удален
     20:25 25.12.2019
Спасибо.
     14:03 23.11.2019 (1)
1
Древняя История  как наука  строится и  развивается  на  ископаемых  артефактах. Большинство  из  которых лежат  в  запасниках,  т.к. современные  ученые  еще  не  доросли  мозгами до  того  уровня,  чтобы  понять  и  объяснить  прошлую эпоху из  которой  пришли отголоски  того  времени. А  вот  новейшая  история.  она  сплошь  пропитана  политикой  и  личным  отношением того  или  иного  куратора надзирающего  за  писарями. Лично мне  интересна  история  развития  разумной жизни  на  планете,  а  личные  взаимоотношения внутригосударственных  деятелей - это  такая мелкая  величина во  времени прошлом  и  будущем.
     18:08 23.11.2019
1
Полностью с вами согласен.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама