Заметка «О творчестве, которое способно прославить грехи, и ослепить самого автора. »
Тип: Заметка
Раздел: О людях
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 260 +1
Дата:
«Изображение 2058»
Предисловие:
   «Главный недостаток многих мемуаров – самодовольство мемуариста. И избежать этого самодовольства очень трудно: оно читается между строк. Если же мемуарист очень стремится к «объективности» и начинает преувеличивать свои недостатки, то и это неприятно. Вспомним «Исповедь» Жан-Жака Руссо. Тяжелое это чтение...»
Дмитрий Сергеевич Лихачёв

  «Я предпринимаю дело беспримерное, которое не найдет подражателя. Я хочу показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы – и этим человеком буду я.

Я один. Я знаю свое сердце и знаю людей. Я создан иначе, чем кто-либо из виденных мною; осмеливаюсь думать, что я не похож ни на кого на свете. Если я не лучше других, то по крайней мере не такой, как они. Хорошо или дурно сделала природа, разбив форму, в которую она меня отлила, об этом можно судить, только прочтя мою исповедь.

Пусть трубный глас Страшного суда раздастся когда угодно – я предстану пред Верховным судией с этой книгой в руках. Я громко скажу: «Вот что я делал, что думал, чем был. С одинаковой откровенностью рассказал я о хорошем и о дурном. Дурного ничего не утаил, хорошего ничего не прибавил; и если что-либо слегка приукрасил, то лишь для того, чтобы заполнить пробелы моей памяти. Может быть, мне случилось выдавать за правду то, что мне казалось правдой, но никогда не выдавал я за правду заведомую ложь. Я показал себя таким, каким был в действительности: презренным и низким, когда им был, добрым, благородным, возвышенным, когда был им. Я обнажил всю свою душу и показал ее такою, какою ты видел ее сам, всемогущий. Собери вокруг меня неисчислимую толпу подобных мне: пусть они слушают мою исповедь, пусть краснеют за мою низость, пусть сокрушаются о моих злополучиях. Пусть каждый из них у подножия твоего престола, в свою очередь, с такой же искренностью раскроет сердце свое, и пусть потом хоть один из них, если осмелится, скажет тебе: «Я был лучше этого человека»...
Жан-Жак Руссо»Исповедь»

О творчестве, которое способно прославить грехи, и ослепить самого автора.

   Никто не сможет научить человека чтению «между строк»... Однако такую разновидность чтения тоже можно отнести к одаренности... Одаренность будет в том отношении человека, когда он сможет уберечь свое собственное сознание от того, что разрушает созидательную культуру... Как пример мой безграничный Духовный воспитатель академик Лихачев говорит о произведении Руссо «Исповедь»... Он говорит, что это «тяжелое чтение», тяжелое именно по внутреннему восприятию, Духовному воспитанию самого слушателя... Казалось бы исповедь - это все то, о чем нельзя молчать, если осознали и раскаялись. Но в этом случае «Исповедь» от Руссо выглядит как хвастовство и бахвальство... Тяжелое чтение нагружено теми фактами, которые сам автор пытался оправдывать. То есть, не только сам себя лишил созидания, но и своего читателя. Что означает - его творческий труд остается бесполезным и бессмысленным... Потому что он не смог стать мудрее и опытнее, используя личный опыт, и поэтому он не сможет быть полезным, нужным... Бессмысленно перечислять свои грехи, не сознавая их ущерба... Исповедь для того и предлагают, чтобы помочь человеку увидеть и заметить то, чего раньше не видел, не замечал, не осознавал. Исповедь - это путь к созиданию через вернувшееся, спасительное сознание... К Духовному поиску ответов человека приводит не радость, а отчаяние и страдание... И у каждого будет свой путь... Достаточно обозначить условия поиска... Достаточно будет рассмотреть глубину познания к поиску ясного понимания... Есть такая духовная культура, когда человеку предлагают сбежать от всех, и спасти покой за счет той тишины, в которую человек сам себя сумеет погрузить... Это культура буддизма. Буддизм предлагает исповедь через возможность найти свое собственное пространство, в котором человек сможет оправдаться через то, что будет происходить потом в будущем. Потому что, когда нам хорошо, мы не захотим испортить такую жизнь... Другая культура изначально предлагает не знать никакого греха, чтобы избежать страдания потом... В этой культуре исповедь предлагается сразу через Молитву, через прямое обращение к Создателю, через предначертанную свыше чистоту того, что всегда остается священным... Это культура мусульман... Они начинают жить с исповеди... Культура православия допускает грех, как ту жизнь, в которой нам всем суждено было родиться. Допускает то, как трудно устоять в этом мире греха и порока от соблазна. Но при этом всегда оставляет открытой ту дверь, через которую возможно себя спасти - это исповедь, как путь созидания себя через грехи. Когда сам человек сможет познать в сравнении одну жизнь от другой, и помочь другим также найти свое спасение... Когда у человека появится желание перестать себя разрушать он захочет с кем-нибудь поговорить об этом. И вот этот самый момент называется исповедью... Поэтому человек сознательно будет готов выслушать все то, чего сам себе ещё не говорил. Человек открывает эту самую дверь, в которую он так боялся войти... Открывает не за тем, чтобы услышать приговор, а для того, чтобы получить оправдание при жизни, и найти новую возможность для другой жизни. Той, когда у тебя не отняли желания жить, а наградили этим знанием... Такая исповедь ведет к созиданию своих следующих шагов, но не уходя от других, а среди всех и со всеми через собственное терпение... Католическая духовная культура тоже предлагает нам исповедь, именно такую культуру знал Жак-Жан Руссо. Но эта исповедь выглядит, как возможность знать, и слышать от Духовного лица только согласие... Но в этом согласии не будет борьбы за жизнь человека... То есть, человек может прийти на такую исповедь, чтобы освободиться от угнетающих его мыслей, но его не спасут решением, а благословят продолжение такой же жизни, и простят то, что будет продолжать разрушать человека... То есть, такая исповедь - бессмысленна для человека. Такая исповедь лишь на время облегчает человеку его жизнь. Облегчает тем, что погружает ещё больше в собственный самообман. В такой последовательности знаний человеку будет дано выбирать то, что его может спасти только сегодня, или навсегда... Но если думать об удобном продолжении будущего, каждый будет выбирать согласно тому, чем уже живет, сознательно или несознательно... А сама жизнь продолжается только благодаря тем, кто еще жив в сознании, и будет готов бороться за жизнь других. Такое сознание никогда не смогут отнести к самодовольству человека... Потому что само сознание - это личный труд человека, который думал о созидании жизни, о радости и благе, о счастье, о Духовной красоте человека, о его спасении... Вот таким для меня является Дмитрий Сергеевич Лихачев... Он учит думать, рассуждать, созидать... А этот путь всегда освещён мыслью...
Послесловие:
«Хорошо или дурно сделала природа, разбив форму, в которую она меня отлила, об этом можно судить, только прочтя мою исповедь.»
Жан-Жак Руссо

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Гость      19:31 27.02.2023 (1)
"Исповедь" Руссо, это величайшая книга. Оценка Лихачёва мне не понятна, что значит - тяжёлое чтение? 
Руссо, это основоположник теории социализма. Именно Руссо первым пришёл к мысли о том, что всё люди равны! 
До него таких выводов не делал никто. 
Я думаю, ни один гуманитарный мыслитель не может сравнится с Руссо. 
Философия всех Кантов и Гегелей, по сравнению с философией Руссо, детский лепет. 
А текст представленный гражданкой Готовцевой - бессодержательный, это какое-то чудовищное нагромождение слов, с притензией на кмность. 
     21:07 27.02.2023
«Руссо, это основоположник теории социализма. Именно Руссо первым пришёл к мысли о том, что всё люди равны!»

Я не читала «Исповедь» от Руссо, тогда откуда я знаю то, что все люди равны? Если он был первым и я его не читала, как же я могла без него это узнать? Вы узнали от Руссо об этом, насколько я правильно понимаю из того, что вы сами говорите. Зачем обижать Канта или Гегеля? Вы не допускаете мысли, что выбор человека заложен в основе его собственного разума? Вам для развития нужна «Исповедь» от Руссо, а мне нравится читать воспоминания Дмитрия Сергеевича Лихачёва, мысли Льва Николаевича, Достоевского, Канта, Гегеля и Руссо в том числе, только в избранном сочинении. Как пример предлагаю такие мысли:
«Все хорошо, выходя из рук Творца мира; все вырождается в руках человека. Он заставляет почву питать несвойственные ей произведения, дерево – приносить несвойственные ему плоды. Он идет наперекор климатам, стихиям, временам года. Он уродует свою собаку, лошадь, своего раба. Он все ставит вверх дном, все искажает. Он любит безобразие, уродов, отворачивается от всего естественного, и даже самого человека надо выдрессировать для него, как манежную лошадь, не коверкать на его лад, подобно садовому дереву.

Иначе все пошло бы еще хуже. При настоящем порядке вещей, человек, с самого рождения предоставленный самому себе, был бы самым уродливым существом среди других людей. Предрассудки, авторитет, нужда, пример, все общественные учреждения, охватившие нас, заглушат в нем природу, и ничего не дадут взамен ее. С природой его было бы тоже, что бывает с деревцом, которое случайно вырастает среди дороги и которое прохожие скоро губят, задевая за него и заставляя гнуться на все стороны.

К тебе обращаюсь я, нежная и заботливая мать, сумевшая уклониться от большой дороги, и защитить молодое деревцо от столкновений с людскими мнениями. Лелей и поливай молодое растение, пока оно не завяло; плоды его будут со временем твоею отрадою.

Первоначальное воспитание важнее других, и неоспоримо лежит на женщинах: если бы Творец вселенной желал предоставить его мужчинам, он наделил бы их молоком, для кормления детей.
Руссо о воспитании...


«Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность — это разум воли.»
«Что человек делает, таков он и есть.»
«Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера.»

Георг В. Ф. Гегель

«Так приблизительно мог бы воззвать Творец к человеку: «Я наделил тебя склонностью к добру. Твое дело развить ее. И, таким образом, твое собственное счастье и несчастье зависит от тебя самого».
«Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас.

«Злой человек не может быть счастливым, ибо оставаясь наедине с собой, он остается наедине со злодеем.»


Иммануил Кант

«А текст представленный гражданкой Готовцевой - бессодержательный, это какое-то чудовищное нагромождение слов, с притензией на кмность.»

Предлагаю сравнить содержание моего комментария вам с вашим ко мне. И после этого сделать объективный вывод. 
     10:30 27.02.2023 (1)
Ознакомившись с представленным фрагментом из "Исповеди", сразу захотелось прочесть произведение целиком: чувствуется незаурядный литературный талант автора. Столько лет был нравственным ориентиром среди просвещённой публики 18 века (детей воспитывали по методу Руссо), хочется самостоятельно понять - - почему.
Получилось из разряда "хорошие сапоги, надо брать", но Ваша заметка не предполагает исключительно согласие/несогласие, мне кажется, а именно - - позволяет рассмотреть известные вещи под другим углом, с высоты разных мнений. 
Вот за это - - спасибо! 
     10:50 27.02.2023 (1)
А мне не захотелось!) Доброго дня, Ирина! От одного представления некоторых рассуждений автора в маленьком сюжете пропадает желание идти с ним дальше. Согласна с мнением Дмитрия Сергеевича «тяжёлое это чтение». И его мнению я полностью могу доверять, так как сама уже давно обрела Совесть. Трудно воспринимать творчество автора, который ни в начале пути, ни в его завершении не даёт согласия. То ли дело Лев Николаевич, Достоевский. Они вели к сознанию, не отбирая у читателя возможности что-то осознать. И не называли белое - чёрным, а чёрное - белым. 
Моя заметка не из того разряда, который описали вы. Сапоги тут ни при чём. Это самоанализ тому зачем, для чего, и что в итоге? 
Если говорить о самом Руссо, как о примере в литературном отношении, я брала в оценку лишь это его произведение. Про остальное его творчество я не говорила. 
     11:37 27.02.2023 (1)
Добрый день, Ирина!
Вы не захотели ознакомиться целиком с произведением автора, но даёте оценку, основываясь на мнении Дмитрия Лихачёва. Если я правильно поняла.
Смело! :)
Каждому - - своё. В данном случае восприятие текста (не говоря уж о творчестве в целом). Здесь, как справедливо Вы заметили, нужен особый дар.
     13:44 27.02.2023 (1)
Я с уважением отношусь к своему времени. Предпочитаю тратить его с пользой и не тормозить собственное развитие. Слушать исповедь, как хвалу своим грехам - значит напрасно тратить время, и к тому же это занятие заставит меня зевать от скуки. Потому что не интересно читать и смотреть на людей, которые так долго могут оставаться глупыми. Для того, чтобы бродить в потёмках чужого сознания не нужно никакого таланта или какого-то особого дара. Сами рассудите, что будет интереснее узнать, как человек попал в пропасть и погиб, или как выбрался оттуда и спас не только себя, но и других? По мне так лучше перечитать десятый раз «Войну и мир» от Льва Николаевича, чем иметь мнение других о себе, как о том читателе, который перечитал столько литературы, а в итоге остался без собственного сознания в своём личном развитии. 
     15:37 27.02.2023 (1)

Сами рассудите, что будет интереснее узнать, как человек попал в пропасть и погиб, или как выбрался оттуда и спас не только себя, но и других?

Первый вариант, конечно! На мой взгляд. Вся хорошая литература, кино, драматургия завязаны на конфликте, условно говоря, "человек попал в пропасть и погиб". Один "Колобок" чего стоит:) А вот когда герой выкарабкивается и начинает проповедовать... 

О! Кстати, только сейчас вспомнила ещё один чУдный пример по поводу пропасти - - роман-исследование Павла Басинского "Посмотрите на меня". О трагичной судьбе Лизы Дьяконовой. Читается на одном дыхании. Для тех, для кого время не имеет значения, а важна только жизнь. 

     16:03 27.02.2023 (1)
«Для тех, для кого время не имеет значения, а важна только жизнь.»

А Жизнь из чего состоит?
     16:31 27.02.2023 (1)
1
Отвечу словами китайского поэта... 
ЦЗЭН ЧЖО
(1922-2002)

ЦВЕТ ЖИЗНИ

Один знакомый ребёнок спросил меня:
— А жизнь — какого она цвета?
— То серебрится она, как венок из лавра,
то, как долгая ночь, она чернеет,
то в ней краснота стремительного пожара,
то — туманная серость хмурого неба,
то в ней синева бескрайнего моря,
то в ней желтизна безбрежной пустыни,
то зеленеет она, сродни летнему лесу,
то в ней закатных сумерек пурпур…
Я не могу тебе объяснить, какой у жизни цвет.
Мне невозможно представить, что он у неё один.
Всё время крутясь, всё время катясь вперёд,
Сверкает она всем многоцветьем красок.

/пер. с кит. Б. Мещерякова и Гу Юя/


     20:24 27.02.2023 (1)
Он не ответил на мой вопрос!) 
Он ответил на вопрос того ребёнка.

Я же спросила о том из чего она состоит? Вопрос появился после того, как вы написали, что «время не имеет значения, а важна только жизнь» 
Спасибо за знакомство с этим поэтом китайским. Он ответил на другой вопрос. Я могу подчеркнуть смысл его стиха одним предложением. «Не закрывай глаза в своё сознание, если хочешь успеть увидеть все краски жизни.»
     21:26 27.02.2023 (2)
1
1) Из чего она состоит?
Ну, она же не состав преступления или, например, трактор - - чтобы разбивать её на составляющие. Она самоценна по определению.
2) Время не имеет значения... Это знаменитая цитата из фильма "Пятый элемент". Так ответил инопланетянин, когда его пытался подгонять один из героев киноленты.
3) "Не закрывай глаза в своё сознание..." Фраза для меня непонятная. А, учитывая моё воображение, теперь точно не засну, представляя, как глаза вывернулись наизнанку, вперив взор в сознание, а его и нет дома. Одно бессознательное блуждает: "Где Я?" (замогильным голосом вещая)
     23:08 27.02.2023
Каждому своё по разуму, вы правы. Так усложнить ответ может только очень думающий человек. 
     21:35 27.02.2023 (1)
Жан-Жак уже готов к моим нежным объятиям, а я всё никак с жизнью и сознанием не разберусь:) Ох, бытиё моё, бытиё... 
Ирина, ещё раз благодарю Вас... 
     23:08 27.02.2023
Рада была помочь!)
     20:39 27.02.2023
Странные рассуждения. Не читая "Исповедь" делать выводы об еë авторе, это "высший пилотаж"
Книга автора
Жё тэм, мон шер... 
 Автор: Виктор Владимирович Королев
Реклама