Заметка «Рассуждения Льва Николаевича Толстого о человеколюбии…»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 215 +1
Дата:
«Изображение 34»
Предисловие:
Человек - понятие многогранное, при условии, когда сам человек не отказывается смотреть на себя со стороны…

Рассуждения Льва Николаевича Толстого о человеколюбии…

   Я прожил на свете 55 лет и, за исключением 14 или 15 детских, 35 лет я прожил нигилистом в настоящем значении этого слова, то есть не социалистом и революционером, как обыкновенно понимают это слово, а нигилистом в смысле отсутствия всякой веры.
Пять лет тому назад я поверил в учение Христа — и жизнь моя вдруг переменилась: мне перестало хотеться того, чего прежде хотелось, и стало хотеться того, чего прежде не хотелось. То, что прежде казалось мне хорошо, показалось дурно, и то, что прежде казалось дурно, показалось хорошо. Со мной случилось то, что случается с человеком, который вышел за делом и вдруг дорогой решил, что дело это ему совсем не нужно,— и повернул домой. И всё, что было справа, — стало слева, и всё, что было слева, — стало справа: прежнее желание — быть как можно дальше от дома — переменилось на желание быть как можно ближе от него. Направление моей жизни — желания мои стали другие: и доброе и злое переменилось местами. Всё это произошло оттого, что я понял учение Христа не так, как я понимал его прежде.
Я не толковать хочу учение Христа, я хочу только рассказать, как я понял то, что есть самого простого, ясного, понятного и несомненного, обращенного ко всем людям в учении Христа, и как то, что я понял, перевернуло мою душу и дало мне спокойствие и счастие.
Я не толковать хочу учение Христа, а только одного хотел бы: запретить толковать его.
Все христианские церкви всегда признавали, что все люди, неравные по своей учености и уму, — умные и глупые, — равны перед богом, что всем доступна божеская истина. Христос сказал даже, что воля бога в том, что немудрым открывается то, что скрыто от мудрых.
Не все могут быть посвящены в глубочайшие тайны догматики, гомилетики, патристики, литургики, герменевтики, апологетики и др., но все могут и должны понять то, что Христос говорил всем миллионам простых, немудрых, живших и живущих людей. Так вот то самое, что Христос сказал всем этим простым людям, не имевшим еще возможности обращаться за разъяснениями его учения к Павлу, Клименту, Златоусту и другим, это самое я не понимал прежде, а теперь понял; и это самое хочу сказать всем.
Разбойник на кресте поверил в Христа и спасся. Неужели было бы дурно и для кого-нибудь вредно, если бы разбойник не умер на кресте, а сошел бы с него и рассказал людям, как он поверил в Христа.
Я так же, как разбойник на кресте, поверил учению Христа и спасся. И это не далекое сравнение, а самое близкое выражение того душевного состояния отчаяния и ужаса перед жизнью и смертью, в котором я находился прежде, и того состояния спокойствия и счастия, в котором я нахожусь теперь.
Я, как разбойник, знал, что жил и живу скверно, видел, что большинство людей вокруг меня живет так же. Я так же, как разбойник, знал, что я несчастлив и страдаю и что вокруг меня люди также несчастливы и страдают, и не видал никакого выхода, кроме смерти, из этого положения. Я так же, как разбойник к кресту, был пригвожден какой-то силой к этой жизни страданий и зла. И как разбойника ожидал страшный мрак смерти после бессмысленных страданий и зла жизни, так и меня ожидало то же.
Во всем этом я был совершенно подобен разбойнику, но различие мое от разбойника было в том, что он умирал уже, а я еще жил. Разбойник мог поверить тому, что спасение его будет там, за гробом, а я не мог поверить этому, потому что кроме жизни за гробом мне предстояла еще и жизнь здесь. А я не понимал этой жизни. Она мне казалась ужасна. И вдруг я услыхал слова Христа, понял их, и жизнь и смерть перестали мне казаться злом, и, вместо отчаяния, я испытал радость и счастье жизни, не нарушимые смертью.
Неужели для кого-нибудь может быть вредно, если я расскажу, как это сделалось со мной?
Лев Николаевич

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:53 03.06.2023 (1)
Интересный отрывок Ирина.
Для интереса Читателей добавил бы из инета:
“В ЧЕМ МОЯ ВЕРА?”—главный религиозно-философский трактат Л. Н. Толстого. Написан в 1883—84; 1-е изд.: М., 1884; последнее изд.: “Исповедь; В чем моя вера?”. Л., 1991. Сразу же после публикации в России был запрещен. Издавался за границей на французском, немецком и английском языках. В этом трактате, наиболее ярко отразившем нравственно-духовный переворот в мировоззрении Толстого, он изложил свое понимание христианства, роли церкви в жизни общества и учение о ненасилии. Идея ненасилия, считал Толстой, составляет главную ценность Евангелия. В Нагорной проповеди Христа непротивление злу насилием является не второстепенной, а основной заповедью. Обращаясь к греческому тексту Евангелия, наименее искаженному переписчиками. Толстой пришел к выводу, что выражение “Не судите и не судимы будете” следует понимать в его прямом значении—не подвергайте суду, т.е. не привлекайте к суду, не делайте насилия над личностью. Это значение потеряло свою актуальность вместе с прекращением гонений на первых христиан, и потому оно было утрачено и заменено другим — “не злословьте”. Толстой выступал за восстановление истинного, по его мнению, смысла христианского учения, за утверждение идеи ненасилия в качестве абсолютной практической нормы, в связи с чем критиковал ложность, с его т. зр., церковного учения и деятельности государства, допускавших и оправдывавших насилие.
     15:04 05.06.2023 (1)
1
Спасибо за участие, Лялин Леонид. Для меня Лев Николаевич, как дуб - невозможно  постичь всего того, что он нам оставил. Его поиск имел много троп и таких троп, по которым не все согласятся идти. Я встретилась со Львом Николаевичем уже на главной дороге. Когда уже не остаётся ни сомнений, ни споров. Только радость от встречи в одном сознании. 
     17:24 05.06.2023 (1)
Ирина, я рад Вашей встречи с Львом Николаевичем на Главной дороге.
Для меня, тоже кстати Николаевича,  он сосед.
Живет в четырнадцати верстах на юг от моего дома.
Мы часто с ним встречаемся.
     17:31 05.06.2023 (1)
1
Если желаете, чтобы я вас понимала,, продолжайте рассказ. 
     18:40 05.06.2023 (1)
Уважаемая Ирина, не обижайтесь.
Ответил шуткой на шутку о  Вашей "встрече" с Толстым на дороге.
По поводу трактата Л.Толстого  "В чем моя вера" мне сказать нечего.  
Моя Вера - это вера в себя, в то что даже никому не хочу говорить и объяснять. Это  мое.
Задача религии   - это МОЕ в  душе присвоить другими (священниками, обществу)  себе.
     13:07 07.06.2023 (1)
1
Теперь понимаю, что вы шутили. Но я не обижалась на вас ни капли. 
Если ваша вера не научила вас верить в других, какая от неё польза? 
Религия, вера состоит в одном единении, когда человек говорит и доказывает по факту то, что ему можно верить. 
     19:52 07.06.2023 (1)
Вера в других? Я правильно вас понял Ирина?
Причем МОЯ Вера с чувством веры в других?
Вы о чем?
Почему я должен кому-то  "доказывает по факту то, что ему можно мне верить" ?
Я что должен вывернуться наизнанку для чьих то иллюзий?
     20:49 07.06.2023
«Я что должен вывернуться наизнанку для чьих то иллюзий?»

Ни в коем случае! Вы ничего не должны, тем более выворачиваться наизнанку. Да и зачем нужно будет выворачиваться тому, кто изначально не принимал участия в том, чтобы у кого-то появились иллюзии на его счёт? Достаточно будет искренности в своём отношении. Вот с этого первого действия мы приходим ко второму ответу на ваш вопрос: « Причём моя вера с чувством веры в других?» 

А при том, что если вы сразу честный и искренний - значит вы сразу вызовете доверие к себе у других. Таким образом вы получите от своей веры в себя и только в себя веру других, так как на вашей вере в себе основалась их вера в хорошего человека. Вы ведь про себя хорошего говорили, как о том, в кого верите? Или про плохого? В какого себя вы больше верите, Леонид?
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама