Заметка «В стиле Довлатова.»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 3.5
Баллы: 2
Читатели: 134 +1
Дата:

В стиле Довлатова.

Нет, это не критика Довлатова, - потому что он человек был хороший, как и сам он о себе свидетельствовал письменно, - нет, просто случай один произошёл недавно, который жалко не записать. Нужно сразу предупредить, что случай самый наипустяшный и яйца всмятку выеденного не стоит.
(в стиле Довлатова) Захожу я значит в строительный магазин – есть у нас в районе такой хороший магазинчик, расположенный в подвале, в котором цены более-менее низкие, да и ассортимент широкий. Захожу, то есть спускаюсь в этот подвал, а магазинчика-то и нет – ну то есть отдела, - там вообще три отдела в этом подвальчике. Вместо отдела во всю стену висит пластиковая штора и никого вокруг...
Я и раньше проходил дальше любимого своего отдела и заглядывал в следующий, в котором продают мёд и ещё что-то связанное с этим, - отдел большой, а ничего интересного в нём нет, так что я и не рассматривал там ничего и никогда. А когда случалось в моём строительном отделе никого из продавцов порой не было, то я и спрашивал в медовом отделе: не знают ли они «где все»?
Ну и по уже сложившейся привычке я ни грамма не размышляя отправился в тот отдел. Интересный факт: в этом отделе никогда не было посетителей, а теперь я застал здесь человек до пяти стоящих у витрин и разглядывающих – мёд, или что они там продают... За прилавком сидела женщина с мешочками под глазами, с усталым взором, - видно было, что не об этой должности она мечтала всю свою жизнь, - а лет ей было по виду много за сорок.
Я с приветливой миной поинтересовался у ней о строительном отделе, будучи в замешательстве,  съехал этот отдел вовсе или есть какая-то надежда. Продавщица с каким-то усталым гневом вместо ответа указала пальцем на стену, на которой висел тетрадный листочек и на нём фломастером нарисована была стрелочка, а над стрелочкой надпись: «строй-материалы в третьем отделе».
- Вы что, не видите, по всем стенам расклеены бумажки, специально для Вас. – издевательски обличила меня продавщица.
- А я что, прихожу в магазин чтобы бумажки читать? – шутливо ответил я, сказав первое что пришло на ум.
- Ну вот видите, Вы думаете только о себе.
Я понял, что таких, как я вопрошателей, за день у неё человек до ста. С виноватым лицом я отправился в «третий» отдел и там приобрёл всё что мне нужно было. А нужна мне была всего одна вещь – металлическая щётка на электродрель. Щётка стоила сто тридцать рублей, цена была написана фломастером на упаковке и продавец дал мне щётку без ценника, а с ценником положил на место, чтобы самому знать сколько она стоит.
Кстати, я не сказал, что третий отдел был вовсе не отдел, а склад; сам же отдел, в котором я всегда покупал, то есть первый любимый мой отдел, был закрыт на ремонт. Продавец на складе сказал, что оплатить нужно у женщины и был таков. Я отправился опять к той же уставшей продавщице и, подходя, задал ей вопрос:
- У Вас нужно оплачивать? А то ведь на стене не написано! – как-то сострил я, сам не ожидая, что скажу это.
Продавщица взяла упаковку и стала её вертеть. Но я этого не видел, потому что в это время я смотрел по сторонам на витрины и был спокоен, так как положил бумажками сто пятьдесят рублей и думал, что продавщица ищет мне сдачу.
- Сколько стоит?! Не написано!
- А? – повернулся я к ней. – Сто тридцать.
Продавщица поверила мне и стала доставать сдачу. Я же тем временем дополнил свой ответ, что мол на складе щётку с ценником мне не дали, а дали без ценника. Она поверила мне.
*
Согласитесь, читатель, как бы было хорошо назвать эту миниатюру «Не написано»?..
Но это подражание Довлатову. «Жаль, конечно, этого добряка», что он выгнан был в Америку... Хотя, если б не выгнали, то и никто о нём не говорил бы сейчас, как о выдающемся писателе. Может быть он поблек бы на фоне других советских писателей. Может быть мы, русские, увидили бы какого-нибудь другого выдающегося человека, - может быть не хуже или даже лучше...
Но нет, у нас в стране так издревле происходит – и быть по-другому не может – что мы вечно догоняем кого-то; мы будто тот самый огромный медведь, который не успевает за мелкими странами – неповоротливый медведь. И вот, какая блоха соскочила с этого медведя – при всём, разумеется, уважении к Довлатову и другим талантливым «изгоям» и лауреатам Нобелевских премий  – и ускакала в «прогрессивные страны», то мы уж ту блоху чтим как если бы в природе медведь стал поклоняться блохе, соскочившей с него, дескать она «в Европах с Америками была».
*
Когда я, выходя из этого подвала, кинул взгляд на полиэтиленовую шторку, изолирующую пыль в ремонтируемом отделе от проникновения в коридор, то с удивлением увидел, что на самой шторке – а потом я увидел и на стене напротив – всё было уклеено бумажками с стрелочками и надписями, с одними и теми же надписями... Я был удивлён, я, заходя, так же смотрел на эту шторку и не заметил ни одного из листков, как-будто их наклеили только что, пока я отоваривался.
                            И уже не в стиле Довлатова, а просто, своими словами.
Был у нас в Челябинске лет пару назад или более некто «Мусор-мэн». Молодой паренёк взял знаменитое американское фольклорное прозвище героя и переделал его на русский лад. Занимался он тем, что собирал мусор на пляжах, а отличительной его особенностью от других волонтёров – то есть добрых людей, которым не всё равно на происходящее, - отличительной особенностью его была носимая им зелёная маска, наподобие шапки, опущенной на лицо и с вырезами для глаз.
Всем было так весело, этот паренёк не только развлёк публику (а его показывали и в интернете в роликах, и по местному ТВ), но он ещё и своими силами нашёл способ пропагандировать добро, не гнушаясь американизмом, а как бы наоборот используя его, не по назначению – не бия морды, тем, кто мусорит на пляжах, как сделал бы американский сверх-герой, а унизительно служа им в надежде, что у тех проснётся когда-нибудь совесть...
Может быть кто-то слышал чем закончилась его карьера, а для тех кто не слышал, описание ниже. Парень этот настолько стал популярен, что дошло даже до людей власть имущих, а вернее деньги имущих, но это почти одно и то же. И вот один пожилой зажиточный господин объявил сумму в знак поощрения, если Мусор-мэн откроет своё лицо.
Господину этому на том Свете несдобровать, так как он всего-лишь поразвлёкся в своей перенасыщенной, но скучной жизни, предложив юнцу жалкую мелочь по своим доходам, дабы соблазнить его. И юнец соблазнился.
Когда весёлая репортёрша задавала вопрос этому парню с лицом уже без маски – самым обычным русским лицом: а почему он принял такое решение, показать лицо публике, ведь он так долго хранил эту тайну и это так по-светлому нравилось всем? Он ответил как-то, не то что бы замявшись, а видно было, что ответ этот он вызубрил сам для себя, разумеется понимая, что сам себя предал за гроши (там впрочем были какие-то многие тысячи рублей), но что поделать, «такой шанс выпадает не многим и может быть раз в жизни.
- Это всё равно рано или поздно стало бы достоянием гласности. – интеллигентно отвечал молодой человек репортёрше местного ТВ. – Ну и я подумал – какая разница в таком случае...
Репортёрша была так добра к нему и так весела – видно было, что на его месте она не задумываясь поступила бы так же.
*
А теперь снова к нашим многострадальным писателям, - о которых давно пора забыть, - но  что поделать, если память в людях о них живёт до сих пор по странной причине.
Да если б из одной зависти нужно было писать всё это! Завидовать есть много кому, например Высоцкому, который при всей строгости «страшного Советского Союза» умудрился как-то не только прославиться, а ещё и не соврать себе самому, да ещё и заставив полюбить свою неудобную правду этих же самых «репрессантов», то есть «диктаторское Советское правительство».
И ведь не он один, нет смысла перечислять наших советских режиссёров и актёров, которые тоже как-то «умудрились» творить искусство – самобытное искусство – и которые жили ради искусства, а не ради славы и уважения.
В наши дни самые умные люди до сих пор считаю Тарковского не менее, чем гением, - и это те люди, которые пропагандируют вражду к Западу и к нашим современным уже предателям. Можно списать конечно, что патриоты наши не сильно интересуются кино, но вряд ли это так.
Нет, есть такая замечательная особенность у классиков, что их-то классиками называют в последнюю очередь за теми, кто сам себя назвал классиком, или кого классиком назвали враги. Может быть ещё, что есть и место ностальгии по ушедшим литераторам – и так как их не воскресить, то приходится верить, что Ахматова – это Пушкин, а Солженицын – это Лев Толстой, который, к слову, отказался от Нобелевской премии в своё время и факт этот почти неизвестен среди любителей высокого.
А к чему же был описан случай с Мусор-мэном? А наверно к тому, что и многие поклонники лже-классиков сами бы не отказались бы ни от лже-славы, ни от лже-премий, ни от лже-свободы за границей. Не отказались бы подобно той репортёрше, которая брала интервью у своего земляка, зная, что он предал и её, и её знаменитый в России город, и всех людей, которые его любили.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     17:13 20.08.2023 (1)
1
Уважаемый Никита, мне кажется, что  Вы перепутали причины и следствия, рассматривая биографии некоторых писателей.
Причина их отъезда - это не принятие их Властью.  Высосанная из пальца Цензура.
Где эти Цензоры? А этих  писателей люди знают, читали.
Так это продолжается и сейчас. Время чиновников не учит.
Власть сама создает кумиров и лже кумиров.
     17:18 20.08.2023 (1)
1
Леонид, спорить не будем, с моей заметкой можно либо согласиться, либо нет; может быть кто-то согласится отчасти. 
Я ничего не путаю, поверьте. И суть моей критики не в одной эмиграции, а в неком большем, в нарциссизме если хотите.
     17:31 20.08.2023 (1)
Да я тоже не спорю, Никита, а как бы рассуждаю.
Нарциссизм, желание славы и уважения, амбициозность - это и есть сущность писательского дела: сказать ТАКОЕ, что другие как бы не знают.
Сетовать на это - пустое дело.
Можно просто наслаждаться написанным, как я читая Довлатова, Шукшина, Куприна и Чехова, а можно пройти мимо. И вся недолга.
     17:36 20.08.2023 (1)
1
Не не не не. Можно восхищаться, а можно - не проходить мимо, - а рассудить о том или ином писателе, что это за человек. Почему же вы ставите выбор: либо любовь, либо игнор. Нет, есть люди разные, в том числе и среди художников. Есть такие художники, которых весь мир считает художниками, а они и рисвать не умеют.
     17:53 20.08.2023
1
Извиняюсь, не понял, Никита.
Понять Толстого как человека? Так он был семейный сатрап, но не смотря на это написал как писатель море прекрасных произведений. Правда Война и Мир тяжела, как Котлован Платонова.
Так же Довлатов - алкоголик, но произведения читаются легко и интересно. Его биография - это для любопытства.
Высоцкий - наркоман, как человек, а в творчестве - поэт, как Есенин. Примеров множество. Критерий один - качество творчества. Мне так кажется.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама